Программа развития школьника с 5-го по 11-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 11


Пояснительная записка.

Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае
удачи последняя приобретена ценою большого труда
и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо
ни с каким другим.
Демокрит

Предлагаемая программа воспитательной работы реализует следующие принципы:

  1. Всякое взаимодействие должно быть неформальным.
  2. Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребенка.
  3. Взаимодействие должно быть направлено на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков.
  4. Взаимодействие должно быть справедливым и объективным
  5. Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.

Направленность программы заключается в гуманистическом воспитании:

  1. Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях.
  2. Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития самореализующейся личности.
  3. Система воспитания должна быть направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.
  4. Воспитание должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей личности.
  5. Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребенка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении.

Новизна программы состоит во включении в воспитательный процесс традиций класса, которые положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка. Главное их назначение – сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих программ воспитательной работы состоит в возможности изучения коллектива поэтапно, на каждой ступени развития по выбранным заранее направлениям.

Актуальность программы состоит в важности включения выбранных педагогом направлений для своей воспитательной работы.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что существует возможность поэтапного изучения коллектива, коррекции воспитательной работы по мере изменения возрастных особенностей школьников.

Цель программы:

наиболее полно реализовать задачи воспитательной работы, чтобы она не готовила почвы для негативных явлений, а предупреждала их появление.

Возраст учащихся: от 11 лет и старше (учащиеся 5–11 классов)

Продолжительность и этапы воспитательной работы.

Программа рассчитана для воспитательной работы классного руководителя с 5-й по 11-й класс. План работы на год варьируется в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Ожидаемые результаты

На первом этапе развития личности 5–6 класс:

– лидерские качества;
– сплоченность коллектива.

На втором этапе развития личности 7–9 класс:

– способность включения в работу;
– способность к выполнению намеченных целей;
– способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

На третьем этапе развития личности:

– желание самосовершенствоваться;
– формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.

Содержание программы.

Направления воспитательной работы классного руководителя (5-11 классы)

Направление Цель направления Деятельность классного руководителя в этом направлении
“Здоровье”

Приложение 1.

Показать ребенку, семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных и душевных сил, для профессионального становления
  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы.
  2. Сотрудничество с родителями учащегося.
  3. Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
  4. 4.Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
  5. Формирование личностной рефлексии по проблеме (коррекции мнения о себе и о своем здоровье).
“Взаимодействие”

Приложение 2.

Передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей (позитивного и негативного), опыта поколений. Научить ребенка понимать, что восхождение к индивидуальности – это, в первую очередь, выражение и сохранение чести и достоинства субъектов общения.
  1. Изучение с учащимися исторического опыта организации взаимоотношений людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений.
  2. Обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере взаимоотношений с помощью организации активных форм деятельности.
  3. Обучение детей и родителей активным формам взаимодействия с использованием тренингов общения, дискуссий, часов общения.
  4. Изучения положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики.
“Нравственность”

Приложение 3.

Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей; формирование у учащихся понимания и осознания исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли.
  1. Развивать желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
  2. Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
  3. Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться.
  4. Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
  5. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи; умение слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы о самом себе.
“Интеллект”

Приложение 4.

Помощь ученикам в развитии в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять себя в окружающей среде. Главное – определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии.
  1. Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией.
  2. Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения и использовать результаты изучения при организации внеклассной работы и работы в школе.
  3. С помощью внеклассных мероприятий развить позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.
“Досуг”

Приложение 5.

Создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе. Необходимость развития инициативы и самостоятельности, ответственности и открытости, искренности.
  1. Изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности.
  2. Использование активных форм внеклассной работы с учетом возрастных особенностей учащихся.
  3. Просвещение и консультативная помощь при выборе кружков, секций, обществ.
  4. Постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.
  5. Развитие способностей адекватно оценивать собственные результаты и быть справедливым к чужим достижениям.
“Семья”

Приложение 6.

Просвещение семьи опережает просвещение ребенка. Использование в работе с родителями так называемую, предваряющую реакцию.
  1. Изучать семьи учащихся.
  2. На основе диагностики организовать психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, тематических или индивидуальных консультаций.
  3. Установить контакты с людьми, которые для ребенка наиболее значимы и имеют на него положительное влияние.
  4. Организовать совместное проведение досуга детей и родителей.
  5. Демонстрировать и поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса и школы.

Характеристика класса

Огромным подспорьем в работе классного руководителя может стать характеристика класса, которая поможет классному руководителю сделать свою деятельность прогнозируемой. Она может содержать следующие разделы:

I. Формирование детского коллектива.

  1. начало формирования: детский сад, начальная школа, средняя школа и т. д.;
  2. микрорайон проживания учащихся;
  3. пути вхождения в детский коллектив новых учащихся.

II. Анализ психофизического здоровья учащихся.

  1. Анализ результатов медицинского обследования учащихся.
  2. Определение групп учащихся, здоровье которых нуждается в пристальном внимании учителя физической культуры и учителей-
    предметников.
  3. Отношение больного ребенка и его семьи к его здоровью.

III. Характеристика интересов учащихся.

  1. Сформированность или несформированность познавательной мотивации учащихся.
  2. Отношение учащихся к учению.
  3. Отношение учащихся к учебным предметам.

IV. Характеристика интеллектуальных умений и способностей учащихся.

  1. Желание и умение читать.
  2. Уровни работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности.
  3. Способность или неспособность работать с учебником, дополнительной, научной и справочной литературой.
  4. Отношение учащихся к выполнению домашних заданий.
  5. Степень развитости интеллектуальных умений.
  6. Вовлеченность ребят класса во внешкольную деятельность по интересам.

V. Характеристика сформированности коллектива класса.

  1. Определение в детском коллективе лидеров и изолированных. Причины их разделения.
  2. Определение микрогрупп в коллективе.
  3. Причины объединения учащихся в группы (по интересам, по месту жительства, по способностям, по личным качествам).

VI. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива.

  1. Открытость, закрытость, тревожность учащихся.
  2. Наличие или отсутствие чувства сопереживания, доброжелательности.
  3. Наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений.
  4. Степень конфликтности учащихся, ее причины.
  5. Наличие или отсутствие умений взаимодействовать с педагогами  и одноклассниками.

VII. Характеристика семей учащихся.

  1. Возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни детей в семьях.
  2. Отношение родителей к школе.
  3. Характеристика взаимоотношений детей и родителей.
  4. Отношение родителей к перспективам развития собственного ребенка.

VIII. Определение задач работы классного руководителя и педагогического коллектива школы в работе с классом.

  1. Краткая характеристика результатов диагностики учащихся.
  2. Положительные качества коллектива, которые нуждаются в дальнейшем развитии и поддержке.
  3. Отрицательные качества коллектива, которые нуждаются в коррекции.

Поручения учащихся

Редактор классной “Книги рекордов Гиннеса” – человек, который занимается рассмотрением заявок на рекорд и внесением их в классную “Книгу рекордов Гиннеса”.

Хозяин классного бюро проката – человек, в распоряжении которого находятся необходимые письменные принадлежности, которые ребята часто забывают дома. Он должен помочь в трудную минуту. Это дает возможность сохранить время и ритм урока.

Хранители знаний класса – ребята, которые имеют отличные знания по разным предметам и которые могут дать консультацию тем, кто испытывает трудности и чувствует себя неуверенно в этом предмете.

Нетрадиционное включение в программу воспитательной работы. Список поручений учащихся может пополняться в зависимости от желания учащихся и их целесообразности.

Традиции класса, которые могут творить чудеса

Нация в любые времена, даже самые трудные, сохранит себя, если живут традиции этой нации. То же самое можно сказать и о школе. Она будет жить тогда, когда в ее стенах будут жить красивые традиции. Какие традиции класса могут положительно влиять на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка?

1. Это традиция, когда в конце каждой четверти у каждого ученика в дневнике появляются записи следующего содержания:

“Таня! Я очень рада, что результаты твоей учебной работы-стали лучше, тебе удалось победить свою неуверенность. Так держать!”

“Сережа! Очень обидно, что ты не захотел принять помощь ребят и учителя. Тебе стоит подумать, как решить эту проблему в следующей четверти. У тебя все получится!”

Такие записи помогают преодолевать трудности, учат реально оценивать себя, развивают умения взаимодействовать с другими людьми.

2. Это традиция, когда в конце каждой рабочей недели, перед тем как учащиеся уходят домой на выходные, классный руководитель спрашивает  класса:

а) С каким самочувствием вы прожили эту неделю?
б) Вспомните, в какие дни ваше самочувствие было не очень хорошим?
Почему?
в) Каким было ваше настроение на этой неделе? Что нужно сделать,
чтобы оно стало лучше?

Конкретно каждому ученику предлагаются такие, например, вопросы:

а) Какой была твоя учеба на этой неделе? Кто и чем может тебе помочь?
б) Кому доставило радость твое присутствие в школе на этой неделе?
в) Посмотри свой дневник и поставь карандашом SOS напротив того предмета, который вызывает у тебя тревогу.

3. Это традиция, когда конец учебного года отмечается заполнением в классе “Книги рекордов Гиннеса”, в которую вносятся имена ребят, педагогов, родителей по самым различным номинациям.

Например, дети определяют человека, который получил самое большое количество пятерок за год; человека, который прочитал самое большое количество книг в этом году; человека, рядом с которым в этом учебном году было хорошо всем.

4. Это традиция, когда в начале учебного года ребята класса пишут сочинения на тему “Моя школа в моей жизни”, а в конце учебного года –“Мои пожелания людям, с которыми я общаюсь”, “Самый интересный урок в этом учебном году”, “Учитель, рядом с которым всегда тепло”.

5. Это традиция, когда в тайне готовится сюрприз для человека, у которого будет день рождения. Это может быть и учитель, и ученик.

6. Это традиция, когда ребята вместе с классным руководителем вырабатывают нравственные законы жизни коллектива и пытаются ежедневно руководствоваться ими в жизни. Какие из них можно привести в пример?

а) Учиться честно говорить о своих ошибках.
б) Быть объективным к себе и другим.
в) Учиться слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать и делать выводы.
г) Уметь сопереживать.
д) Проявлять терпение и терпимость.

7. Это традиция, когда в классе существует “Праздник добрых пожеланий”, который дети готовят друг другу, родителям, учителям, всем работникам школы.

Список традиций класса можно было бы продолжить. Главное их назначение – сделать общение учащихся и учителей полезным и необходимым.