Урок — педагогическая мастерская по рассказу Е.И. Носова "Трудный хлеб"

Разделы: Литература


Тема: Жалость или помощь? (По рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»)

Цели:

  • познакомить с краткими сведениями из биографии Е.И.Носова;
  • развивать внимание, логическое мышление, речь школьников;
  • формировать интерес к творческой работе;
  • формировать коммуникативные качества личности и умение работать в коллективе;
  • формировать умение сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя о писателе Е.И.Носове (работа со стендом «Писатели курского края»)

       Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков.
Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом одного такого писателя. Это Е.И. Носов. (Рассказ о писателе)
Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».

III. Индуктор (наведение).

Прежде чем начнём читать, я хочу познакомить вас с отрывком из одной газетной статьи.

1. Чтение статьи.

«В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны…
Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё.
– Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака-лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить.
– А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен.»
«Известия», 08. 09. 1995.

2. Обсуждение.

– Мне хотелось бы узнать ваше отношение к поступку охотника.

IV. Самоконструкция

Чтение рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».

Перед чтением задать вопрос:

– Что объединяет этот рассказ с тем фрагментом из газеты, который обсуждали в начале урока?

V. Социолизация

1. Обсуждение вопроса на сравнение двух текстов.

2. Беседа по рассказу Е. Носова.

  • Оба охотника вынуждены были решить для себя проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку. Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?
  • Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?
  • Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь – неполноценный помощник для своего хозяина?
  • Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у иного хозяина?
  • Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?

На одном из уроков возникли предположения:

– Должна быть от собаки хоть какая-то польза!
– Собака тосковала бы дома без хозяина.
– Хозяину с собакой в лесу не так скучно.
– Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

3. Работа в группах.

1 группа. Кому из отвечавших тебе хотелось возразить? Приведи доводы в защиту твоей позиции.
2 группа. С кем ты мог бы согласиться? Приведи доводы в защиту твоей позиции.

  • Как вы думаете, почему рассказчик «уже не жалел убитую птицу» после того, как узнал историю Чангу?
  • Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
  • Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или лёгкий, не требующий от вас никакой отдачи?
  • Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа?
    • Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. (У. Мизнер)
    • Не богатство – друг, а друг – богатство. (И. Стобей)

4. Работа в парах.

Вывод. Помощь бывает разной. Одно дело помочь в чём-то повседневном, привычном. Другое – оказать помощь тому, кто остро в ней нуждается. И в такой ситуации важно подумать, не унижает ли его такая помощь.

VI    Рефлексия

Работа в группах.

На что похоже слово жалость? (1 группа)
На что похоже слово дружба? (2 группа)

VII. Домашнее задание

Написать письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока.
Прежде чем писать, решите для себя:
Кому оно будет адресовано?
– Хозяину убитой собаки.
– Коллективу редакции газеты.
– Автору статьи.
– Детям охотника.
Чего ты хочешь добиться своим письмом?
Какие мысли, возникшие по ходу чтения и обсуждения рассказа Е. Носова, можно было бы использовать при написании такого письма?