Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе "Обращение в письмах"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. учимся употреблять обращения в письменной речи, в частности в письмах; выделять обращения знаками препинания;
  2. развиваем умение общаться, выражать свое отношение к адресату с помощью обращений; воспитываем любовь к близким, уважение к погибшим воинам.

Оформление урока: эпиграф на доске, репродукция картины А.Лактионова «Письмо с фронта» (Рисунок 1), фотографии солдатских треугольников (Рисунок 2), (Рисунок 3) и солдата, который пишет письмо (Рисунок 4). ТСО: магнитофон.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Ход урока

1. Оргмомент (записываем число, тему).

2. Сообщаю обучающую и развивающую цели урока, читаем вслух эпиграф, рассматриваем репродукцию и фотографии.

3. В начале урока мы вспомним тот теоретический материал, который необходим нам сегодня. На доске дано начало предложений, запишите его и закончите предложения самостоятельно.

  1. Обращение – это слово или сочетание слов, которое… (называет того, к кому обращаются с речью).
  2. Обращения бывают… (распространенные и нераспространенные).
  3. В письменной речи обращения… (выделяются знаками препинания).
  4. Чаще всего обращения употребляются в… (устной речи и в письмах).
  5. Письма бывают деловые и… (личные).

4. Сегодня мы с вами почитаем отрывки из личных писем бойцов и командиров Красной Армии, которые погибли в 1941 и 1942 годах. Найдите в тексте обращения, назовите их отдельно после чтения письма, также обратите внимание на знаки препинания, с помощью которых выделяется обращение, на его место в предложении, на то, как с помощью обращения пишущий выражает свое отношение к тому, к кому он пишет.

5. Ученики по очереди читают письма, называют обращения, отвечают на наводящие вопросы учителя, обращают внимание на подчеркнутые орфограммы и пунктограммы.

  1. Из письма ефрейтора Герасима Вершинина брату: Митяша, обо мне не горюй. Я надеюсь быть живым до конца, до победы. Только для этого придется много потрудиться и больше копать землю, и быстрей стрелять по врагу…
  2. Из письма полковника Виктора Полосухина семье: Здравствуй, дорогая, милая, горячо любимая Оля, ребятки! Шлю я вам привет и желаю спокойной, плодотворной, радостной жизни в ожидании меня с победой. Прости меня, что так долго не писал: сейчас времени стало меньше, иду вперед, и день и ночь гоним и бьем проклятую немчуру.
  3. Из письма красноармейца Александра Савичева домой:  Здравствуй, дорогой папаПапа, я тебя очень прошу, если со мной что-нибудь случится, то помогай, пожалуйста, маме, ведь ей будет очень тяжело, но это на всякий случай. Я думаю, что буду жив и здоров.
  4. Из письма лейтенанта Гудина матери: Сегодня мы взяли Можайск. Эх, и наколотил я своей батареей этих паразитов. А как, мама, нас встречает население!
  5. Из письма лейтенанта Георгия Гурова: Дорогая и любимая мама! Прошу тебя об одном – не теряй своего здоровья. Зачем ты так убиваешься и расстраиваешься? Тебе нужно крепиться и спокойнее переносить некоторые неприятности, которые несет с собой война.
  6. Из письма снайпера Натальи Ковшовой (удостоена звания Героя Советского Союза – посмертно): Милая, хорошая моя бабусенька! Спасибо тебе за твои замечательные, теплые, ласковые и родные письма. Я обо всех вас очень и очень скучаю, и поэтому каждая строчка письма – это кусочек нежности и любви, который прилетает ко мне так издалека, мне бесконечно радостен и дорог.
  7. Из писем домой старшего политрука Лариона Лёги: Здравствуй, любимая Песнь Песней! Здоровенька будь, маленькая Валюшка моя! Привет тебе, родная!
    У меня, родная, жизнь теперь напряженная, боевая и днем и ночью…
    Здравствуй, солнце мое золотое! Вот бывает время и возможность отдохнуть, отдыхаю с тобой, чувствую твою ласку и теплоту, чувствую тебя…
  8. Письмо ополченца Егорова своей любимой девушке Клаве (она не успела прочитать его, она погибла в Ленинграде во время вражеской бомбардировки): Клава! Я люблю тебя! Может быть, нужно было бы оставить признание до нашей встречи, но…У меня сложились такие обстоятельства, и я должен открыть свою душу. Раньше об этом я тебе и говорить боялся.
  9. Из писем санинструктора Татьяны Ершовой дочерям: Родные мои, любимые девочки. Спасибо за письма, я так счастлива, когда получаю их!
    Моя заинька, моя родная маленькая Танюшенька! Я хочу тебе сказать, моя дорогая девочка, что я горжусь тобой и Лидусей. Вы переносите спокойно нашу разлуку и твердо верите в то, что война закончится нашей полной победой…
    Мои родные дочки, мои птички, мои любимые…Знаете ли вы ,мои родные, что мама ваша достигла своего самого большого желания, что Родина призвала меня в помощь нашим бойцам…
  10. Из письма курсанта Александра Шапиро: Да, моя дорогая мамочка, мне очень и очень тяжело без вас всех, мне очень бы хотелось вас видеть, но и это надо перенести. Ведь каждый мой выстрел в проклятых фашистов – это выстрел за наше будущее счастье, за нашу будущую встречу…
  11. Письмо штурмана подводной лодки Алексея Лебедева: Мама, единственная моя! Пришло время больших испытаний, молю тебя, родная моя, быть такою же неколебимой духом, какой я всегда знал тебя, и верить в то, что мы разгромим этого иуду-Гитлера.
  12. Из письма сержанта Сергея теретьева: Здравствуйте, уважаемая жена Люба и милая дочь Миличка! Снова еду на фронт, а там будет видно, какая постигнет меня судьба…
    Дорогие мои, еще раз прошу и наказываю вам, живите дружно, помогайте друг другу и не забывайте меня…

6. После этого вновь обращаю внимание учащихся на эпиграф урока:

А письма
В треугольниках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г.Серебряков.

7. Давайте спишем в тетрадь отрывок из письма погибшего воина, постараемся запомнить, как выделяются обращения, как обозначаются подчеркнутые орфограммы.

(Каждый списывает свой отрывок, в это время тихо звучит песня военных лет «Темная ночь» композитора Н.Богословского, слова В.Агатова.)

8. (Те ученики, которые закончат эту работу раньше, пусть послушают песню; те, кто не успеет написать отрывок письма, пусть возьмут листочек с ним домой.)

Вы помните, что в устной речи обращения выделяются особой звательной интонацией. Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения поэта-фронтовика Эдуарда Асадова «Письмо с фронта». Постарайтесь услышать строки с обращением, запомнить их и записать в тетрадь.

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!..
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

9. Ученики записывают, вслух проверяем правильность записи.

10. Школьники военных лет очень часто посылали подарки и письма незнакомым бойцам на фронт. Вы же сейчас постарайтесь написать письмо в прошлое, употребляя при этом обращения. Некоторые слова и словосочетания, которые можно употреблять в качестве обращений, записаны на доске:

Дорогой боец, воин-освободитель, неизвестный солдат, герой войны, мужественный наш защитник…

11. Ученики пишут, пока звучит музыка(песня «Баллада о матери» композитора Е.Мартынова, слова А.Дементьева). Две-три работы читаем вслух.

12. Домашнее задание на выбор (инструктаж):

  1. Боец не успел написать письмо, напишите от его имени, от имени бойца, пусть мать получит не похоронку, а письмо-надежду;
  2. Найдите реальное письмо с фронта (в книге, у знакомых), спишите его.

Подводим итоги урока.