Описание опыта деятельности педагога-психолога школы закрытого типа по перевоспитанию осужденных с гуманистических позиций

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение

Процесс обучения в школе закрытого типа имеет ряд особенностей, в том числе:

  • негативное отношение к учёбе, которое сформировалось у большинства обучающихся ещё до того, как они попали в школу при колонии строгого режима;
  • психологические особенности заключённых;
  • длительный перерыв между предыдущей и настоящей учёбой;
  • сниженный уровень обучаемости в результате употребления наркотиков, алкоголя, других зависимостей;
  •  «текучесть» обучающихся, обусловленная различными причинами.

Нередко осужденные, которые по Закону должны получить среднее образование, стремятся уклониться от посещения школы, воспринимая необходимость обучения как дополнительное наказание, поскольку учение не входит в систему ценностей данной категории людей.

С точки зрения гуманистической психологии, в иерархии потребностей высшими являются духовные. К их числу относится потребность в саморазвитии. Одним из аспектов саморазвития является приобщение к знаниям, к сокровищнице культуры. Учитывая неразвитость духовного мира большинства людей, совершающих преступление, решение задач духовного развития представляется особенно актуальным. Начав работу в должности педагога-психолога школы, я поняла, что необходимо создать систему, позволяющую формировать положительную мотивацию к обучению. Это позволит решать важнейшую задачу воспитания - развитие духовного начала обучающихся осуждённых.

(Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивация – совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность [1]).

Направления деятельности педагога-психолога школы закрытого типа

Обучающиеся

Педагогический коллектив

Администрация, психологи, медперсонал и актив колонии

На начальном этапе нивелировать негативные проявления обучающихся осуждённых

Мобилизация педагогического коллектива на формирование у обучающихся положительной мотивации к учению и саморазвитию

Согласование совместных мероприятий по перевоспитанию осуждённых, обучающихся в школе

 На последующих этапах побуждать к пересмотру жизненных ценностей в пользу уважения и соблюдения законов общества

Основной раздел. Организация работы школьного психолога

 Вечерняя школа работает в одну смену. Начало занятий в 18.00, окончание - в 22.00. В течение этого времени проводится 6 уроков в соответствии с расписанием, утверждённым директором школы. Наряду с основными дисциплинами школьной программы организованы занятия факультативов, в том числе факультатива «Подготовка заключённых к жизни на свободе», который проводит школьный психолог. Программа данного факультатива разработана педагогом-психологом школы, прошла экспертизу и утверждена психологической службой научно – методического центра г. Кемерово.

Решение сложнейшей задачи формирования положительной мотивации к обучению в школе возможно при условии, что обучающиеся станут субъектами собственного развития. Образно выражаясь, педагогам необходимо «зажечь», «заразить» ученика желанием получать знания, приобщаться к культуре и самосовершенствоваться, следуя девизу «Ученик – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь».

Это означает, что работа педагогического коллектива должна строиться на принципах гуманистической педагогики. Ненасильственная педагогика имеет целью воспитание в духе миролюбия, толерантности, уважения достоинства и прав других. В данной парадигме ученик является не объектом, а субъектом собственного развития.

С этой точки зрения, цель обучения осуждённых - способствовать изменению жизненной позиции от свободы как вседозволенности к свободе как осознанному выбору жизни в свободном обществе с уважением и соблюдением его Законов.

Изменения происходят в процессе совместной деятельности учителя и ученика, включающей всё, что нужно человеку для строительства и развития собственной личности. Такого рода деятельность условно обозначается как «учебно-воспитательный процесс». Важнейшим компонентом учебно-воспитательного процесса является формирование опыта рефлексии как необходимого инструмента расширения степеней внутренней свободы.

(Рефлексия - анализ собственного психического состояния. Механизм осмысления субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.[1])

Рефлексия для большинства обучающихся осужденных является абсолютно непознанным явлением. Формирование нового опыта должно опираться на освоенные модели. Учитывая то, что уровень знаний, умений, навыков обучающихся в закрытой школе весьма неоднородный, необходимо задействовать обширный арсенал средств и педагогических приёмов. Все средства, методы и приёмы направляются на решение главной задачи: дойти до каждого ученика, ориентироваться на особенности каждой личности. Такой подход обозначается как «личностно-ориентированное взаимодействие».

(Личность - конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.[1]

Личностно-ориентированная модель образования - такая модель, целью которой является «… комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности.»[3])

Символы, знаки, цвет, музыка, игра – всё это средства, открывающие ученику путь к своему внутреннему миру. Они помогают молодому человеку взойти к тождеству себя единственного чувствующего и ощущающего связь с человечеством, с природой, с Родиной своим, только ему присущим способом.

Школа – это, прежде всего, урок. Формирование мотивации к обучению возможно только в том случае, если уроки будут яркими, интересными, привлекательными для каждого ученика. Личностно-ориентированным станет такой урок, в который вовлечён каждый обучающийся. Содержание личностно - ориентированного урока будит интерес. Форма урока такова, что его, в определённом смысле, учитель строит совместно с учениками. Это достигается при организации занятий в режиме диалога, обсуждения, поиска решения задач в совместной деятельности учеников и учителя.

Психолог помогает педагогам осознать сущность понятия «личностно – ориентированная модель», построить урок как личностно – ориентированный.

Решению этой задачи способствуют следующие направления деятельности психолога:

  • формирование тематической библиотеки (подбор соответствующей литературы, а также статей из журналов);
  • методические разработки и показ открытых уроков, построенных на личностно-ориентированной модели (приложение № 1);
  • материалы, подготовленные психологом и помещённые в папку «Его величество Урок»;
  • консультации педагогов по разработке уроков на основе личностно-ориентированной модели;
  •  «недели психологии», проводимые совместно с учениками школы.

Взаимодействие учителя и обучающихся происходит не только на уроках. Специально спланированные воспитательные мероприятия, организованные в воспитательную систему, спонтанно возникающие эпизоды взаимодействия не менее важны для решения глобальной задачи формирования позитивного отношения обучающихся к школе. Используя данные научных психологических исследований о деформации «ядра личности» при девиантном поведении [2], я разработала и предложила педагогам для реализации систему «Направления воспитательного аспекта деятельности педагогического коллектива» (приложение №2).

Педагогический совет одобрил предложенную систему. В рамках данной системы каждому субъекту деятельности отводится определённая роль.

Роль обучающихся как субъектов собственного развития заключается в осознании особенностей своей личности, в поисках ответов на вопросы:

  • какие мои качества способствуют эффективному функционированию в обществе и дают мне самому ощущение состоятельности?
  • почему и в каких случаях я избираю тупиковые пути, в том числе криминальное поведение?
  • как я могу себя изменить, чтобы стать хозяином своей судьбы?

Конечная цель состоит в том, чтобы человек перестал объяснять свои неудачи и ошибки внешними причинами и принял на себя ответственность за свою жизнь. Локус контроля перемещается из внешнего мира во внутренний.

Роль педагогов и психолога - в поддержке обучающихся на пути их саморазвития. Педагогическая поддержка возможна при условии гуманизации взаимодействия «учитель – ученик». Решающая роль в воспитании принадлежит личности педагога. Готовность и направленность педагогов к самосовершенствованию, осознание достижений и неудач на этом пути стимулирует школьный психолог.

Роль психолога состоит в формировании у всех субъектов воспитательного процесса мотивации на осознание особенностей своей личности, на самоопределение в дальнейшей личной жизни и профессиональной деятельности. Психолог стимулирует направленность на самосовершенствование, способствует созданию условий для саморазвития.

В предлагаемой системе предусматриваются следующие виды деятельности педагога-психолога:

  • индивидуальная и групповая работа по психологической коррекции обучающихся;
  • психологическая диагностика учеников и педагогов;
  • психологическое консультирование учеников, педагогов, родственников (во время «дня открытых дверей»);
  • сеансы психологической разгрузки;
  • психологическое просвещение всех участников воспитательного процесса школы.

Работа проводится в соответствии с планом и циклограммами работы, утверждёнными методическим советом и директором школы (приложение № 3).

3 раза в течение учебного года проводится психологическая диагностика. В начале учебного года необходимо определить:

  • исходный уровень мотивации обучающихся к учёбе в школе;
  • особенности личности каждого ученика;
  • понять причины формирования негативного отношения к школе, если таковые имеют место.

Для решения этих задач используются:

  • личная беседа с обучающимися;
  • анкетирование;
  • психологическое тестирование.

Результаты психолог обобщает, анализирует и представляет педагогам. На основе полученных данных намечается стратегия педагогической деятельности, основные положения которой отражаются в планах воспитательной работы классных руководителей, утверждённых методическим советом. Процесс разработки и реализации вышеуказанных планов сопровождается индивидуальными и групповыми психологическими консультациями.

В середине учебного года вновь проводится психологическая диагностика, которая имеет целью оценить эффективность учебной и воспитательной работы, осознать достижения и просчёты в деятельности педагогов. По результатам диагностики возможна коррекция тех или иных способов воспитательного воздействия, оказавшихся недостаточно эффективными.

Психологическая диагностика в конце учебного года даёт возможность подвести итоги работы за учебный год, ответить на вопросы:

  • изменилось ли отношение к школе?
  • как изменилось поведение учеников?
  • что способствовало позитивным изменениям?
  • с кем из обучающихся и по каким причинам не удалось достичь желаемого результата?

Обобщив результаты, намечается стратегия педагогической деятельности на предстоящий учебный год.

Параллельно проводится психологическая диагностика и психологическое консультирование педагогов по запросам или в рамках плана методической работы на всех этапах педагогического процесса. Психологическое консультирование родственников возможно в рамках «Дня открытых дверей».

Сеансы психологической разгрузки организуются по плану или по индивидуальному запросу с музыкальным сопровождением, для чего создана специальная фонотека.

Психологическая коррекция предусматривает индивидуальную работу по запросу, либо групповую работу по плану.

Психолог школы принимает непосредственное участие в разнообразных внеклассных мероприятиях: общественных и общеколонистских вечерах, выступает с сообщениями на классных часах и др. Это в значительной мере способствует формированию отношений открытости, эмоциональному сближению психолога с обучающимися.

Заключение

Использование данного опыта позволяет получать следующие результаты:

  • Решать задачи перевоспитания осуждённых с гуманистических позиций. На основе глубокого изучения психологических особенностей учеников и реализации личностно – ориентированной модели взаимодействия позволяет развенчивать криминальные ценности, формировать духовные потребности и прежде всего - потребность в саморазвитии.
  • Создать единую систему воспитания и обучения в школе закрытого типа на основе новейших научных достижений в психологии и педагогике.
  • Отслеживать изменения, происходящие у обучающихся осуждённых в их отношении к жизни, ценностных ориентациях, поведении. Гибко осуществлять необходимую психологическую коррекцию.
  • Сделать школу культурным центром колонии.

На сегодняшний день можно констатировать достижение следующих результатов применения данного опыта:

  • Единичные случаи отказа обучающихся от посещения школы без уважительной причины.
  • Позитивные изменения в поведении обучающихся осуждённых. Это выражается, в частности, в привлечении их к ответственным участкам жизни колонии (работа завхозами, участие в активе колонии и тому подобное.).
  • Устойчивая мотивация к самоанализу и саморазвитию, показателем которой может служить постоянно растущее число запросов на психологическое консультирование и психологическую коррекцию.
  • Сформированная у большинства обучающихся потребность к продолжению образования после освобождения, о которой можно судить по росту случаев поступления выпускников школы в средние и высшие учебные заведения.

Приложение №4

Использованная литература:

  1. Психологический словарь. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О., Балабанова М.Н. под общей редакцией Неймера Ю.Л. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003. – 640 с.
  2. Реан А.А., Коломенский В.П. Социальная и педагогическая психология. – С-Петербург: «Питер», 1991. – 416 с.
  3. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. – М: «Вако», 2005. – 240 с.