"Похвальное слово глаголу"

Разделы: Русский язык


Цели урока: Повторение, обобщение и систематизация изученного материала по теме “ Глагол”, а именно:

  1. Знания учащихся о глаголе как части речи.
  2. Умение находить изученную часть речи.
  3. Обоснование правильности выбора орфограммы при написании глаголов.
  4. Умение использовать глаголы в речи.

Материалы к уроку: Дидактический материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Добрый день, дорогие ребята. Сегодняшний урок мне хочется начать со стихотворения Ф.И.Тютчева “Весенние воды”. А вы должны определить преобладающую часть речи в стихотворении.

Приложение 1

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут
и будят сонный брег,
Бегут
и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
“Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!”.
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.

- Чувствуется ли движение в стихотворении? Чем насыщено стихотворение? (Да. В стихотворении преобладают глаголы)

II. Работа по теме урока: Действительно, в стихотворении преобладают глаголы. Из 44 слов знаменательных частей речи 14 глаголов. Именно об этой части речи и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Тема урока - “Похвальное слово глаголу”. Эпиграфом к уроку я взяла слова Алексея Югова: “Глаголы - самая живая часть речи. Назначение глагола - выражать само действие”. Наш сегодняшний урок - это путешествие в страну по имени Глагол, страну, знакомую и незнакомую. Просторы ее огромны: она занимает второе место после страны по имени Существительное. Жители ее очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют, переходят из одного состояния в другое. Среди жителей этой страны есть и такие, которые имеют неопределенную форму. Много в этой стране тайн и загадок.

То же делать нам, друзья,
Что же сделать?
Так нам жить уже нельзя:
Не познав глаголов.
Тайны нужно их раскрыть,
Все познать и изучить -
Вот задача!
И поэтому, друзья,
В путь отправиться пора,
Пусть нас ждет удача!

Итак, мы отправляемся в наше удивительное путешествие. Проверим вначале ваше лингвистическое здоровье.

Задание классу. Знаете ли вы, что есть удивительные слова: не то глаголы, не то существительные. На доске написаны пословицы. Найдите в них такие слова.

На то и печь, чтобы пироги в ней печь.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
Снежное покрывало все поле покрывало.

Слово учителя. Такие слова, которые совпадают в произношении и написании, называют омофонами. На доске написаны слова “рой”, “три”, “пила”.

Задание классу. Придумайте предложения с данными словами так, чтобы была понятна их роль в предложении, (рой пчел - рой яму; три девицы - три щеткой; пила лекарство - острая пила).

Слово учителя. Молодцы, справились с заданием. Лингвистическое здоровье у вас хорошее. А мы подошли к грамматическому царству.

Гостеприимно встречает нас царь Глагол. Давайте и мы с вами ему сделаем приятное: вспомним все то, что мы о нем знаем.

Вопросы классу.

1. Глагол как часть речи? (Глагол - это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать, что сделать!)

2. Виды глаголов? (Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а совершенного - на вопрос что сделать?)

3. Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени - по числам и родам (в единственном числе).

4. Чем является глагол в предложении? (Обычно бывает сказуемым)

Слово учителя.

Глагол - необыкновенная часть речи, обладающая большими возможностями для выражения бесчисленного количества действий, сопровождающих деятельность, труд человека.

Различают несколько групп глаголов. На мантии нашего царя Глагола мы видим эти группы. Это:

глаголы движения, действия (идти, бежать).

глаголы звучания (говорить, кричать).

глаголы цвета (синеть, голубеть).

глаголы чувств (радоваться, смеяться).

Задание классу. В стихотворении Ф.И. Тютчева найти группы глаголов, которые в нем встречаются.

Глаголы движения: бегут, выслала, идет, будят, толпится.

Глаголы звучания: шумят, гласят.

Глаголы цвета: блещут, белеет.

Вопрос классу. Какие глаголы здесь преобладают? (Глаголы движения).

Задание классу. Любите ли вы ходить в лес? Слушать пение птиц? Послушайте, как описывает А.Мельников-Печерский лесные голоса.

Вы должны записать в тетрадь глаголы звучания.

Стоном стоят лесные голоса. Без умолку трещат в высокой сочной траве кузнечики, воркуют серо-сизые с зеленой шейкой дикие голуби, как в трубу, трубит черная желна, стучат по деревьям черные дятлы, пищат рябчики, уныло перекликаются желтенькие иволги, трещат сойки, жалобно кукуют кукушки, весело щебечут свиристели, малиновки. Все эти звуки сливаются в один стройный гул, полный жизни и довольства жизнью. (Проверка записанных слов)

Слово учителя. Вы увидели, как умело пользуются глаголом писатели при описании различных действий. Новые значения у глаголов появляются при присоединении приставок или суффиксов.

Задание классу: Употребите с данными на доске глаголами приставку “в” и приставку “вы”. (Лететь, селиться, ехать, нести, копать)

Слово учителя: Как видим, приставки эти говорящие: приставка “в” указывает на движение внутрь, а приставка “вы” - на движение изнутри. Глаголы даны в неопределенной форме. Бесприставочные глаголы - несовершенного вида, приставочные - совершенного.

Вопрос классу. Расскажите, что вы знаете о виде глагола?

Слово учителя. Путешествие наше продолжается. Вы видите, что в долине Орфографии растут великолепные ромашки. Сорвем их и погадаем. Сейчас мы узнаем, как пишется не с глаголами.

Вопрос классу. Вспомните правописание частиц не и ни (стихотворение о названных частицах).

На меня взгляни:
Я - не, а мой товарищ - ни.
Так почему, скажи, подчас
Не различают в классе нас?
Не с глаголами отдельно пиши:
Не сердись, не скучай, не спеши.

Не выучил - не делай,
Не знаешь - не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу не пиши.
Частица ни словечком и
Всегда легко заменится.
И если ты отбросишь ни
То смысл не изменится.

Задание классу. Ученик у доски должен нам объяснить, как пишется не с глаголами, записанными на ромашках. Остальные внимательно слушают.

Слова на ромашках: не говорил, не писал, недоумевал, негодовал, не спрашивал, не читал, не был, нездоровится, не выступал, не достучался, не решил.

Слово учителя. Мы переходим в новую область страны Глагол: она называется Спряжение. В ней два района, в которых кипит работа. Жители так увлеклись ею, что забыли, в каком из районов они проживали раньше.

Задание классу. Помогите глаголам, данным на доске, вернуться домой. Два ученика у доски, остальные в тетрадях записывают глаголы в зависимости от спряжения.

Слово учителя. Ногами..., ушами..., глазами..., косой..., карандашом..., пером..., пилой..., краской..., топором..., трактором..., сеялкой..., молотком..., ножом..., ложкой...

1-е спряжение: слушают, рисуют, пишут, колют, пашут, сеют, забивают, режут.

2-е спряжение: ходят, глядят, косят, пилят, красят, едят.

Задание классу. А сейчас послушайте грамматическую сказку “О спряжении глаголов”.

Давным-давно, когда нас с тобой еще не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а II спряжение - всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства. Разлетелись гонцы во все концы государства с этой вестью. Но не всех она обрадовала. Одна семья оказалась в двух разных царствах. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- Что случилось?

- По твоему указу оказались мы в царстве I спряжения, а наши старые родители - в царстве II спряжения. Разреши нам остаться с ними.

- Рад бы помочь, но не могу нарушить свой указ.

- Смилуйся, государь, сделай исключение.

- Не мог устоять царь Глагол перед просьбой и разрешил им остаться в царстве II спряжения, хотя и не заканчиваются на -ить. И по сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко II спряжению.

Вопрос классу. Какие же это глаголы?

Задание классу. Кто вспомнит стихи о названных глаголах?

Дышать, слышать, ненавидеть

Гнать, держать, смотреть и видеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, их на спрягать нельзя.

 

Ко второму же спряженью

Отнесем мы без сомненья

Их: смотреть, обидеть,

Слышать, видеть, ненавидеть,

Гнать, держать, дышать, вертеть,

И зависеть, и терпеть.

Слово учителя. Перед нами Равнина 3 времен. Вот как русский поэт И.Никитин описал утро. Найдите в нем глаголы, определите время .

Приложение 2

Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по утрам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет
чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом - на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит-рябит.
Пронеслись
утки с шумом и скрылися.

Проверка.

Настоящее время: Меркнут, гаснут, расстилается, разливается, дремлет, морщит, рябит.

Прошедшее время: Потянул, пронеслись, скрылися.

Будущее время: Брызнет, заденешь.

Слово учителя. Мы подошли к двум Орфографическим озерам. Они очень похожи и расположены близко друг к другу. В одном из них можно купаться, а в другом нельзя. Каким орфографическим правилом объединены эти озера?

Правописание -ться и -тся.

Задание классу. Я буду вам читать пословицы и поговорки. Если в глаголах пишется мягкий знак, вы встаете, если нет, то остаетесь на своем месте. А помогут в правильном определении орфограммы строчки Т.К. Донченко:

Прежде чем глагол писать,
Не забудь вопрос задать.
Если мягкий знак в вопросе,
То в глаголы его вносим.

Станешь лениться, будешь с сумой волочиться.
И мудрому человеку совет требуется.
Грамоте учиться, всегда пригодится.
Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.
Вместе и беда легче переносится.

Слово учителя. Мы покидаем Равнину и поднимемся на Вершины двух холмов. Один из них - Совершенный, другой - Несовершенный.

Задание классу. Обратимся к дидактическому материалу. Перед вами глаголы - жители одного из холмов. Какого? Что нужно сделать, чтобы переселить их на другой холм?

Приложение 3

Даны слова: собирать, облегчать, углублять, упрощать, класть, звонить, создавать, повторять, двигать (глаголы несовершенного вида).

Получим слова: собрать, облегчить, углубить, упростить, положить, позвонить, создать, повторить, подвинуть.

Слово учителя. При образовании видовой пары наблюдается чередование гласных или согласных звуков. Для различения видов, кроме вопросов “что делать”, “что сделать”, можно использовать следующий прием. К глаголу несовершенного вида легко присоединить глаголы: буду, начать, кончить. Но к глаголам совершенного вида их присоединить нельзя.

Задание классу. Наше путешествие продолжается. За холмами расположено ущелье. Вход в него преграждают воины из прошлых веков. Они задают нам вопросы.

- Вас ошеломить? - предлагаем один из них.

- Вас опешить? - спрашивает другой. Как вы понимаете их?

Слово учителя. Воин в Древней Руси носил шлем, но называли его шелом. Во время боя, получив сильный удар по шлему, воин мог упасть без сознания на землю - его ошеломили. Ошеломить - сильно ударить. Со временем это слово приобрело новое значение: ошеломить - поразить каким-либо известием.

Если во время боя под всадником убивали коня, то он становился пешим - его опешили. Это случалось неожиданно, поэтому со временем глагол получил смысл неожиданного, внезапного действия, вызывающего замешательство: опешить - изумиться от неожиданности, потерять на время способность действовать.

Надеюсь, мы с вами способны действовать и поэтому продолжим наше путешествие по удивительной стране “Глагол”.

Слово учителя. А мы снова оказались у Орфографических озер. В одном озере мы замечаем букву “е”, а в другом - букву “и”.

Вопрос классу. О чем же пойдет речь? Что это за орфограмма спряталась в озере? Правописание корней с чередующимися гласными в корне слова.

Задание классу. Вы сейчас должны выполнить задание: вставить пропущенную букву в корне слова. Поможет вам правило:

В корнях с чередованьем с особенным вниманием на суффикс посмотри: если в суффиксе есть “а”, в корне “и” пиши всегда. (К.А. Бельчинский)

Приложение 4

Дан текст.

Мы приехали на озеро отдыхать. Стали устра...ваться на берегу около раскидистого дерева. Мама расст...лила одеяла. Папа стал разб...рать палатку и устанавливать ее. Сестра соб...рала ягоды. Я решил: проб...русь-ка я сквозь заросли камыша к воде, наб...ру чистой воды. Через полчаса все собрались на поляне, чтобы немного перекусить. Весь день мы прыгали, играли в мяч. Вечером нужно было соб...раться домой. С сожалением расставались мы с озером.

Слово учителя. Приближается к концу наше путешествие по стране “ Глагол”. Много еще неизвестного и нового есть в этом замечательном царстве государстве. С ним вы будете и дальше встречаться. Попрощаемся с гостеприимным Глаголом и воздадим ему похвальное слово. А помогут нам в этом слова З.Царевой: “Глагол все заставляет действовать, двигаться. Если в мире будет движение, то будет радость, оживленность. А без глагола, без движения тяжело, трудно”.

Да, многообразен мир глаголов. Любил глаголы Ф.И.Тютчев.

Задание классу. Вам предлагаю стихотворение Ф.И.Тютчева с пропущенными глаголами. Вы должны вставить свои глаголы. А потом сравним с авторским текстом.

Приложение 5

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная (воздвиглась) арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса (вонзила),
Другим за облака (ушла).
Она полнеба (охватила)
И в высоте (изнемогла).

III. Рефлексия.

- Довольны ли вы тем, как прошел урок?

- Было ли вам интересно?

- Сумели ли мы обобщить знания?

- Были ли вы активны на уроке?