Студенческое соуправление образовательным процессом как средство повышения качества профессионального образования

Разделы: Внеклассная работа


Предоставление современному студенчеству роли субъекта управления соотносится с такой формой организационно-управленческих отношений как самоуправление. Однако говорить сегодня о студенческом самоуправлении в собственном смысле слова не представляется возможным в силу ряда причин. Среди них можно отметить значительную социальную инертность обучающейся молодежи, отсутствие должной мотивации социальной ответственности за качество своего обучения.

Основная идея самоуправления заключается в передаче определенных управленческих функций студенчеству. Однако отсутствие должного уровня управленческой компетенции, необходимой социальной ответственности, несоблюдение принципов руководства и т. п. позволяют сделать предположение о не высокой степени эффективности самоуправления в студенческой среде.

Соуправление же как форма организационно-управленческих отношений позволяет сгладить обозначенные противоречия. Это понятие отражает необходимую, желательную и востребованную сегодня форму взаимодействия всех участников образовательного процесса. В этом случае студенческое соуправление можно рассматривать как тип организационно-управленческих отношений, основанный на включении всех участников системы образования в управленческий процесс, путем делегирования полномочий в соответствии с уровнем компетентности. Такой способ организации деятельности будет выступать фактором развития системы социальных отношений на принципах социального партнерства. При этом важно отметить, что студенческое соуправление, выступающее как механизм достижения гармоничного взаимодействия административного управления и самоуправления (индивидуального и коллективного уровня) обеспечивает поддержание баланса в образовательной системе между стимулированием обучения, с одной стороны, и противодействием учащихся к своему обучению и личностному развитию — с другой.

Представляется, что соуправление следует рассматривать как фактор социального становления человека. Возможность участия в соуправлении учебным заведением на различных его уровнях позволяет более эффективно интегрироваться личности с малой группой и коллективом в целом. Это стимулирует ее социальную активность.

Понятие «соуправление» применительно к сфере образования можно определить как процесс организационно-управленческих отношений, обеспечивающих развитие образовательной деятельности, путем соединения субъекта и объекта управления на основе добровольного делегирования полномочий. Из этого следует, что соуправление соединяет взаимосогласованные и дополняющие друг друга функции формального и неформального управления.

Таким образом, суть студенческого соуправления состоит в добровольной передаче администрацией учебного заведения субъектных, управленческих функций объекту управления, т. е. студентам, а также в способности объекта к самодвижению, саморазвитию, самодеятельности и трансформации его, тем самым в субъект управления социальной системой за счет включения в совместную деятельность. Иными словами, это процесс развития социальных отношений, основанный на принципах добровольности и партнерства, так как часть управленческих полномочий делегируется студенчеству. За обсуждаемые, принимаемые и реализуемые задания студенчество должно нести свою долю ответственности. Социальные отношения в колледже в таких условиях будут стимулировать прозрачность и открытость принятия решений.

В этом случае цель соуправления — развитие социальных навыков управления, создание оптимальных условий для творческой самоактуализации и роста профессионального, организаторского мастерства, реализация академических прав студентов.

В процессе соуправления (в отличие от самоуправления) происходит реализация таких принципов управления, которые влияют как на эффективность процесса управления, так и деятельности организации в целом.

Рассматривая соуправление как процесс, можно выделить в нем четыре этапа по степени вовлеченности студенчества в управленческие отношения: предварительный (первичный) этап, начальный, средний и высший. Переход от предварительного этапа развития соуправления к высшему связано с качественными изменениями мотивационной сферы студентов, характером выполняемой деятельности, структурой коллектива, улучшением взаимных отношений, обогащением соуправленческого опыта, совершенствованием системы ответственности студенчества за результаты своего труда.

Социальная ответственность предполагает свободу выбора и готовность давать отчет за свои действия. Ведущие условия формирования и развития социальной ответственности — свобода личности, возможность выбора линии поведения и образа мыслей. Следовательно, соуправление как форма развития организационно-управленческих отношений предоставляет возможность для развития социальной ответственности.

Условиями, обеспечивающими эффективность соуправления можно считать:

  • психологический климат, направляемый самими студентами;
  • вовлечение студентов в совершенствование содержания и оптимизации учебного процесса;
  • нейтрализация противоречий между формальными и неформальными структурами управления;
  • поддержание атмосферы доброжелательности и уважения студента, стимулирующих развитие индивидуальности, творческой самоактуализации;
  • функционирование обратной связи между участниками образовательного процесса;
  • учет уровня компетентности студенчества, их «зрелости» по отношению к поставленной задаче;
  • преобладание координации как вида социального управления над субординацией.

Вместе с тем на пути развития соуправления могут возникнуть препятствия: недостаточный уровень навыков студентов; нежелание руководителя делится властью с подчиненными; отсутствие достаточного количества времени, так как процедуры совместного принятия решений требуют времени, которое не всегда имеется в наличии; сложность задач; страх подчиненных сделать ошибку, неуверенность в своих силах; недостаток информации для правильного принятия решения; недостаток организационных стимулов для включения в систему участия и т. д.

Таким образом, самоуправление и соуправление — это процесс совместного формирования организационно-управленческих отношений в учебном заведении, обеспечивающих эффективную реализацию образовательной деятельности, путем соединения субъекта и объекта управления, стимулирующих исполнение управленческих функций всеми участниками образовательного процесса на основе добровольного делегирования полномочий.

Поэтому, образовательные системы, где имеют место самоуправление и соуправление, следует рассматривать как систему социального взаимодействия, где объекты наделяются субъектными функциями. Это позволяет рассматривать и фактор развития системы социальных отношений и социальной активности студентов в учреждениях образования.