Совместные логопедические занятия для родителей и их детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с родителями, Логопедия


Успешность взаимодействия логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. В этом заключается особое значение этой работы, потому что именно родители являются главными людьми для детей дошкольного возраста. Так считают педагоги, как наших дней, так и прошлых лет. Еще В.А. Сухомлинский писал, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. В Законе РФ "Об образовании" особо подчеркивается одна из основных задач для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста - это "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". Одним из приоритетных направлений национального проекта "Наша школа" является именно работа с семьей. Безусловно, существует богатый положительный опыт взаимодействия логопедов с родителями ребенка с недостатками речи. Это беседы, родительские собрания, индивидуальные консультации, информационные стенды и т.д. В своей практической деятельности я столкнулась с некоторыми проблемами. Во-первых, для успешного закрепления поставленных звуков в самостоятельной речи детей недостаточно только времени на логопедическом занятии, где в условиях учебных упражнений не хватает ситуаций естественного общения. Часто, правильно произнося звуки при отраженном повторении или под непосредственным контролем логопеда, в ситуациях обычного общения дети продолжали употреблять неправильное произношение. А пока ребенок не будет правильно употреблять звуки в самостоятельной (не заученной, не повторяемой след за взрослым) речи, т.е. не выработает самоконтроль, процесс исправления звукопроизношения нельзя считать законченным. На данном этапе работы очень важен контроль родителей за произношением детей. Это значит, что необходимо создавать единое пространство развития речи ребенка, используя важнейшие моменты его жизнедеятельности в семье с целью коррекционной работы. А для этого необходимо научить родителей в условиях постоянной нехватки свободного времени педагогически грамотно заниматься с детьми дома. И во-вторых, фронтальные формы работы, такие как родительские собрания, сегодня не приносят практического результата. Как нельзя лучше для решения этих проблем подходят совместные занятия для детей и родителей по закреплению уже поставленных звуков. Совместное занятие, я думаю, полезно предварять, вступительной беседой, чтобы дать родителям как общие, так и специфические методические рекомендации:

  • заниматься ежедневно в доброжелательной форме;
  • воспитывать у детей навык самоконтроля, учить слушать, рассуждать, четко выражать свои мысли;
  • не делать ребенку замечания, не фиксировать внимание на том, что не получается, а лучше подбадривать его, верить в силы своего ребенка;
  • не делать упражнения по развитию речи основным содержанием жизни ребенка, а гармонично вводить их в ту деятельность, которая привлекает ребенка (рисование, игры по дороге в детский сад, на кухне и т.д.), не принуждать ребенка, а создавать игровые ситуации общения;
  • укреплять физическое здоровье детей в процессе различных оздоровительных процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование у врачей-специалистов).

Приглашая родителей на совместные занятия, я стараюсь учесть следующие принципы:

  • соблюдение основ психологии общения и методических требований проведения логопедического занятия;
  • построение занятия на основе равенства партнерских отношений;
  • недопущение назидательного тона, оценивающей позиции, подчеркивания дефекта ребенка, употребления профессиональных терминов;
  • создание доброжелательной обстановки, использование личностно-ориентированного подхода.

Игры и упражнения, которые я предлагаю для совместных занятий, не требуют какого-либо оборудования или специальной подготовки наглядности. Их можно проводить, например, по дороге из детского сада, на прогулке, во время приготовления ужина. Я подбираю их так, потому что у большинства мам чаще всего нет возможности готовить специально наглядный материал, и в играх дома надо уметь использовать предметы и игрушки окружающие нас.

Большинство родителей осознают недостатки речи своих детей, правильно их оценивают, серьезно воспринимают и выполняют домашние задания и рекомендации логопеда, понимая, что ребенку нужна помощь и специалиста, и мамы или папы. Часть родителей может занимать неадекватную позицию, которая выражается или в преувеличении серьезности проблемы, когда своей гипертревогой они могут вызвать речевой негативизм, или в безответственном отношении (это "само пройдет, научится позже", "можно и так говорить, ничего страшного"). Со всеми категориями родителей я должна выстраивать работу на основе взаимного доверия и понимания. Необходимо учитывать и такие индивидуальные особенности семьи, как финансовое и социальное положение, наличие новых информационных технологий, широкие возможности получения образовательной помощи. А главное умело использовать их для повышения эффекта коррекционно-педагогического процесса по преодолению нарушений речи ребенка.

Для родителей с гипертревогой и их детей, как следствие, находящихся в состоянии длительного психо-эмоционального напряжения на совместных занятиях я предлагаю различные арт-терапевтические упражнения, например, "Я - Цветок".

1. Беседа о достижениях ребенка (какие звуки он научился уже говорить, как это поможет ему лучше общаться и многого добиться в жизни, как мама может им гордиться).

2. Обьяснение задания (раскрасить разными красками лепестки цветка, предполагая, что каждый лепесток - зто качество ребенка, мама может подписать их, совместно составить рассказ о ребенке).

3. Совместное раскрашивание лепестков и обговаривание качеств (доброта, трудолюбие и т.д.).

4. По очереди мама и ребенок проговаривают предложения о ребенке, используя схему и опору на слова-качества ("Я добрый, потому что:", "Мой сын трудолюбивый, потому что:").

Лепка, рисование, разыгрывание сказок, кукольных спектаклей способствуют сглаживанию отрицательных эмоций и дают возможность закреплять поставленные звуки в процессе обговаривания выполняемых действий или проговаривания ролей персонажей этих сказок. А чтобы не было моментов сравнения детей родителями, такие занятия лучше проводить в индивидуальной форме. Пусть каждый оценивает и радуется успехам своего ребенка.

Более подробно рассмотрим пример совмесного занятия, когда родители не уделяют достаточного внимания развитию речи детей. Такие занятия можно проводить по подгруппам.

Тема занятия: Автоматизация и дифференциация звуков "С", "Ш" в словах и предложениях.

Лексическая тема: Части суток.

Оборудование: зеркало, карандаши и бумага, мяч, посудка, муляжи фруктов и овощей, пары коробочек с солью, семечками, гречневой крупой.

Задачи подобного занятия, условно можно разделить на две категории:

Для родителей:

- Убедить в том, что их участие в работе по исправлению речевых нарушений детей - это важное условие успеха.

- Дать методические рекомендации по проведению домашних занятий, по контролированию правильного произношения детей во всех ситуациях общения.

- Познакомить с разнообразными практическими материалами в виде игр, заданий, упражнений.

Для детей:

- Автоматизировать и дифференцировать звуки "С", "Ш" в словах и предложениях.

- Развивать фонематическое восприятие, речевое дыхание, артикуляционные умения.

- Развивать речевую активность и навык самоконтроля над правильным произношением звуков "С", "Ш", умение определять наличие и положение звука в слове.

- Развивать умение выделять общие признаки, находить сходство и различие, устанавливать закономерности и исключать лишнее.

- Развивать практические навыки образования прилагательных и изменения существительных по числам (множественное число) и падежам (родительный падеж единственное число).

- Активизировать словарь по теме.

-Воспитывать умение преодолевать трудности.

Этапы занятия Содержание Ход занятия
Подготовительный

Основной

Заключительный

Беседа

Артикуляционная и фонетическая гимнастика.

Игра на слуховое внимание.

Дыхательные упр.

Придумать слово на заданный звук.

Определить наличие звуков в слове.

Движение с речью.

Рисуночное упр. "Веселый карандаш".

Определение первого и последнего звука.

Физкульт. пауза

Самомассаж рук.

Дифференциация предметов.

Определение места звука в слове.

Дифференциация звуков в словах.

Словообразование.

Определение положения предметов в пространстве.

Образование существительных родительного падежа.

Выделение сходных признаков и различий.

Изменение сущ. ед.ч. в сущ. мн.ч.

Прослушивание стихов.

Составление предложений

Итоговая беседа

-Вы уже научились говорить правильно звуки "С", "Ш". Сейчас самое главное не забывать об этом, самим всегда следить за правильностью произношения. Говорить правильно не только на наших занятиях, но и в группе, дома, на прогулке. Давайте повторим наш девиз: "Говорим всегда красиво, чисто и неторопливо". А сейчас на занятии мы поговорим о режиме дня, поиграем вместе с мамами, и вы еще раз потренируетесь в умении всегда правильно произносить звуки "С", "Ш". Ребята, постарайтесь запомнить наши игры и дома повторить, а мамы вам в этом помогут.

- Из каких частей состоят наши сутки?

-Что вы должны сделать утром?

-Утром, когда мы чистим зубки, можно повторить перед зеркалом некоторые упражнения для язычка: "Часики", "Качели", "Чистим зубки", "Лошадка", "Горка". Послушайте, как шумит вода из крана, и повторите "Песенку водички" ("Сссс"). Идем пить чай на кухне и сделаем упражнение "Чашечка". Послушай, как шипит яичница на сковородке, повторите: "Шшшш".

- Помогите маме выбрать коробочку с солью (у мамы и ребенка парные коробочки с солью, крупой, семечками; ребенку надо послушать звучание маминой коробочки с солью и из своих коробочек выбрать с таким же звучанием).

-Если вы пьете сок, то подуйте в трубочку, затем втяните воздух через нее. Повторите еще несколько раз.

-По дороге в детский сад можно устроить соревнование с мамой: кто больше назовет слов. Мама называет слова со звуком "С", а ребенок со звуком "Ш". Когда будете возвращаться домой, поменяйтесь звуками и поиграйте еще. -Днем вы все в детском саду, у вас бывают игры и занятия. Давайте немного позанимаемся, мамы будут говорить разные слова со звуками "С", "Ш", а вам, ребята, надо "поймать" (хлопнуть в ладоши) то слово, в котором есть оба эти звука. Слова: садик, малыши, солнышко.

- А сейчас можно поиграть с мамами в мяч. Перекидываем его друг другу и повторяем слоги (са-са-са ша-ша-ша и др.), слова (санки, шапка, каша) и уже знакомую скороговорку ("Шашки - на столе, шишки - на сосне".), сохраняя ритмичность движения и речи.

-Весело играть можно не только с мячом, но еще и с карандашом. Мамы будут рисовать геометрические фигуры, ребята дорисовывать их до каких-либо предметов, нпзвания которых содержат звуки "С", "Ш". А сейчас придумайте предложения про каждое изображение.

-Можно поиграть и в слова - игра "Цепочка". Мама придумает первое слово, а ребенок, определив последний звук в нем, придумает свое слово, начинающееся на этот же звук. Выиграет тот, кто назовет слово последним.

-Днем на прогулке можно поиграть в игру "День-ночь". Когда я скажу "день", вы можете бегать, прыгать, а как только я скажу "ночь", вы должны застыть на месте.

-Что еще вы делаете днем?

-Где вы проводите вечер? Чем вы занимаетесь?

-А давайте поможем маме приготовить ужин. Сначала помоем ручки (поглаживание и растирание рук и кончиков пальцев).

-А сейчас разделите, что нужно для салата, а что для компота: абрикос, груша, вишня, капуста, свекла.

-Где в этих словах стоят звуки "С", "Ш" (в начале, середине, конце)?

-Повторите, что вы выбрали для компота. Послушайте еще раз эти слова и найдите лишнее (содержит другой звук). Почему слово "абрикос" - лишнее?

А что общего в звучании слов "капуста, свекла"?

-Если из груши сделать сок, то он будет называться грушевый. А как называется сок из вишни?

Из чего сделан свекольный салат? А как называется салат из капусты?

Куда кладут салат (в салатник)? Куда насыпают соль, а куда сахар?

Какие овощи можно назвать ласково: так, что бы в слове появился звук "Ш" (картошечка, горошек)?

-Посмотрите на посуду, стоящую на полке, и скажите, что находится справа от кастрюли (чашка), между тарелкой и вазой (стакан).

-Посмотрите еще раз на полку с посудой, запомните, что на ней стоит. Закройте глазки на несколько секунд (убрать один предмет), сейчас посмотрите, чего не хватает?

-Сравните чашку и стакан, найдите и назовите общие призкаки и различия этих предметов.

-Чтобы ты один попил чаю тебе нужна чашка, а для семьи их надо много. Как правильно их назвать (чашки)?

Аналогично измените слово стакан.

-Продолжите ряд слов: утро, день, вечер, : (ночь). Повторите эти четыре слова. Как их назвать, одним словом?

-Послушайте, какого слова не хватает: ночь, утро, день :

Расскажите, что можно делать вечером?

-А еще вечером мама обязательно почитает вам стихи. Мама читает:

"Дальний лес стоит стеной. А в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова. Там растет, усни-трава.
Говорят, усни-трава знает сонные слова,
Как шепнет свои слова, сразу сникнет голова.
Я сегодня у совы попрошу такой травы.
Пусть тебе усни-трава скажет сонные слова.

-Придумайте предложение, в котором будут слова: сова, в глуши лесной.

-Занятие завершается. Какие же звуки мы с вами тренировались правильно произносить в словах и предложения?

Какие части суток вы повторили? Вы смогли правильно произносить звуки "С", "Ш" во всех словах и предложениях, выполняя разные задания на занятии. Также правильно, я желаю вам, говорить и утром, и днем, и вечером.

-А дома перед сном поговорите с мамой о том, как прошел ваш день. Что было утром, что нового узнали днем, что понравилось вечером?

Результаты совместной работы обязательно выразятся в следующих умениях ребенка:

  • узнавание и различение звуков, отличие правильного произношения от неверного,
  • осуществление слухового контроля над собственным произношением,
  • оценивание качества произносимых звуков,
  • правильное произношение звуков во всех ситуациях общения.