Урок математики по учебнику Н.Б. Истоминой "Математика. 2-й класс" "Знакомство со способом сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель. Обеспечить самостоятельное «открытие» учащимися способа сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд.

Задачи. Повторить свойства сложения, использовать их для осознания способа сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд; совершенствовать умение находить значения сумм двузначных и однозначных чисел с переходом в другой разряд; учить детей решать задачи: подбирать вопросы к задаче по предложенным действиям.

Тип урока – урок – открытие новых знаний.

ФОПД – урок (фронтальная, парная, групповая, индивидуальная)

МО: проблемный, поисковый, практический, словесный.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Создание ситуации успеха.
  3. Ситуация затруднения.
  4. Постановка учебной задачи.
  5. Физкультминутка для глаз.
  6. Проверка правильности версии.
  7. Физкультминутка.
  8. Проверка осознания способа сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд.
  9. Алгоритм сложения двузначных чисел.
  10. Тренировочные упражнения.
  11. Работа с задачей.
  12. Итог урока.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Создание ситуации успеха.

Слайд № 1. Математический диктант.

Увеличьте каждое число на 4 и запишите ответы:

7, 9, 25, 36, 47, 59.

(Один ученик работает у доски).

- Сверьте ответы. (Ученики сверяют свои ответы с ответами ученика на доске).

Вы согласны?

Слайд №1.

Молодцы.

Вы уже хорошо умеете складывать однозначные числа с однозначными и двузначные числа с однозначными. У кого есть ошибки, вам нужно упражняться в вычислениях.

3. Ситуация затруднения.

- Сегодня у нас в гостях Царица Математики со своими волшебными скобками. А что вы знаете о выражениях со скобками? (Царица Математики, взяв действие в свои ладошки, выделяет его и приказывает нам выполнять такое действие первым).

Слайд № 2 (1 выражение)

(28+8)+10…28+(8+10)

- Не выполняя вычислений, сравните выражения.

Какое свойство сложения вы использовали? (Значения сумм слева и справа будут равны. Слагаемые одинаковые, только скобки поставлены по-разному. Слева скобки объединяют 1 и 2 слагаемые, а справа 2 и 3 слагаемые).

- Какое свойство использовали для сложения? (Сочетательное: два соседних слагаемых можно заменить их суммой).

-А теперь запишем каждое выражение в виде суммы двух слагаемых и найдём их значения.

-Решаем левую часть равенства. О чём говорят скобки? (Действие в скобках будем выполнять первым).

- Какое выражение получили слева? (36+10)

- Решаем справа.(28+18)

Слайд№ 2 (2 выражение).

36+10 = 28+18

Сколько получим слева?(46)

А в правой части какое число должно получиться? (Тоже 46)

Слайд № 2 (3 выражение).

46 = …

Давайте подумаем, а как же прибавить к 28 число 18?

Нам встретилось то, чего вы ещё не знаете и не умеете делать. А кто хочет научиться, поднимите руку!

4. Постановка учебной задачи.

Этому сегодня и будем с вами учиться – складывать двузначные числа с переходом в другой разряд.

А может, кто-то из вас догадался, как найти сумму 28 и 18?

Поможет ли найти значение этой суммы выражение слева? (Мы можем сложить 28 и 8, будет 36. Надо ещё один десяток добавить, и получим 46. Или вначале к 28 прибавим один десяток, затем 8 единиц).

Слайд № 3.

5. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.

Крепко зажмурьте глаза (считаю до 3), откройте, посмотрите вдаль (считаю до 5). Повторить 4-5 раз.

6. Проверка правильности версии.

Выполняем задание 260 учебника.

Можно ли утверждать, что значения сумм в каждом столбике одинаковы?

26+40+8      44+30+7      58+20+9
26+8+40 44+7+30 58+9+20
26+48 44+37 58+29

(Да. Первые слагаемые одинаковые, поменяли местами 2 и 3 слагаемые, воспользовались переместительным свойством, а в 3 выражении заменили 2 и 3 слагаемые суммой, воспользовались сочетательным свойством)

Мы предположили, что значения сумм в столбиках одинаковы. А дома вы проверите предположение, вычислив выражения.

7. Физкультминутка.

Упражнения для снятия утомления с туловища.

И.п.- стойка ноги врозь, руки за голову.

1 - резко повернуть таз направо.
2- резко повернуть таз налево.

(Плечевой пояс неподвижный, повторить 6-8 раз).

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

Сидя, руки на поясе.

1- поворот головы направо,
2- И.п.
3- Поворот головы налево.
4- И.п.

(Повторить 6-8 раз, медленно). 

8. Проверка осознания способа сложения двузначных чисел с переходом в другой разряд.

- Прочитайте задание в № 263.

- Кто прав? Маша или Миша?

(Оба правы. Всё равно, в каком порядке эти части добавлять. Пусть каждый считает, как ему удобно!)

- Объясните, как считала Маша.

- Объясните, как считал Миша.

9. Алгоритм сложения двузначных чисел.

-Объясните способ действия сложения двузначных чисел. Договоримся, что второе слагаемое будем представлять в виде суммы разрядных слагаемых.

Слайд № 4.

  1. Представлю второе слагаемое в виде суммы разрядных слагаемых.
  2. Прибавляю разрядные слагаемые по частям. Сначала десятки, затем к результату прибавлю единицы. Или наоборот: сначала единицы, а потом десятки.
  3. Читаю ответ.

10. Тренировочные упражнения. Работа в парах.

А сейчас вы поработаете в парах и попробуете объяснить соседу, как вы выполните сложение.

Задание № 264. Ученики 1варианта объясняют решение первого выражения, 2 варианта - второго выражения.

Хорошо поработали в парах, я надеюсь, что вы научили друг друга.

11. Работа с задачей (работа в группах).

Слайд № 5.

Для украшения класса девочки вырезали 15 флажков и 23 звёздочки, а мальчики вырезали 12 флажков и 30 звёздочек.

На какие вопросы вы ответите, выполнив действия:

12+30     23-15     15+23
30-23 15-12 30-12

Сейчас вы объединитесь в группы. Каждой команде достанется по 2 выражения. На листочке вы будете записывать вопросы, а капитан будет оглашать.

(Дети работают в группах, обращаются к условию, сопоставляют данные числа с компонентами анализируемого выражения, придумывают вопросы, редактируют вместе его текст. Затем капитаны команд зачитывают вопросы, а члены других команд жестами сигнализируют о своём согласии или несогласии).

Подумайте, сколько нужно выполнить действий, чтобы ответить на вопрос:

-Сколько звёздочек и флажков вырезали девочки и мальчики вместе? Для вычислений можно использовать новый способ сложения.

- Молодцы. Грамотно составлены вопросы. Дружно, организованно работали все три группы. Хорошо разбираетесь в задачах.

12. Итог урока.

- Расскажите, что вы теперь знаете.

(Теперь я знаю: чтобы прибавить к двузначному числу двузначное, нужно второе слагаемое представить в виде суммы разрядных слагаемых и прибавлять его по частям: сначала единицы, затем десятки или, наоборот, сначала десятки, а потом единицы.)

-Сможете ли вы дома рассказать о новом способе сложения?

Слайд № 6.

Домашнее задание.

№ 260, вычислите значения выражений, проверив наши предположения, ТПО № 140, отработать алгоритм сложения двузначных чисел.

Презентация.