Урок по теме: "Закрепление знаний о букве Г, звуках, которые она обозначает, и других изученных звуках и буквах (обучение грамоте)"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закрепление знаний об изученных буквах и звуках, которые они обозначают.
  2. Знакомство со словами-признаками.
  3. Чтение слов, определение количества слогов, постановка ударения, составление предложения.
  4. Воспитание интереса к окружающему миру, любви к языку, нравственных ценностей.

Ход урока

1. Оргмомент.

Сегодня на уроке мы будем с вами повторять и закреплять знания об изученных буквах и звуках, которые они обозначают, будем определять количество слогов в словах, ставить ударения.

2. Повторение.

– В нашей волшебной стране "Букволандии" мы уже познакомились со многими буквами и звуками, которые они обозначают.

– Посмотрите на ленту букв и скажите, какие буквы, обозначающие гласные звуки мы уже знаем?

– Почему они называются гласными?

  1. поются
  2. голос не встречает преград
  3. образуют слоги.

– Какие гласные обозначают твердость согласного?

– Какие гласные обозначают мягкость согласного?

– Какие буквы, обозначающие согласные звуки мы знаем?

– Почему они называются согласными?

– На какие две группы можно их разделить? (звонкие и глухие, парные и непарные)

– Что еще можем мы сказать про согласные? (они могут обозначать мягкие и твердые звуки)

– Какую букву, обозначающую всегда мягкий звук мы знаем? (й)

3. Работа по теме:

Вы любите сказки?

– Я предлагаю вам посмотреть музыкальный фрагмент известной вам сказки.

– Как называется эта сказка? ("Белоснежка и семь гномов")

– Кто является главными положительными героями этой сказки? (гномы, Белоснежка)

– Вам нравятся гномики? (вывешивается картинка)

1) Звуко-буквенный анализ.

– Проговорите слово.

ГНОМЫ (схема)

– Какой первый звук? какой он? второй? третий?

– Сколько гласных звуков?

– Сколько слогов?

– Позовите слово, поставьте ударение.

– Еще раз произнесите 1 звук.

– Какой он? (твердый)

2) Выделение мягкого звука (Г')

– А теперь приготовьте ладошки.

Я буду произносить слова, а вы будете хлопать, если звук (Г') мягкий.

Голова, герой, город, пироги, загадка, гири, гранит, газ, гибель.

– Какие из этих слов подходят к нашей сказке? Прочитайте.

– Почему? Что такое гранит, газ?

– Давайте вспомним, чем занимались гномы? (добывали полезные ископаемые)

– А что такое полезные ископаемые? Какие вы знаете? (нефть, газ, уголь, мрамор, гранит, глина, песок, мел, металл) (показ)

Молодцы!!!

– А теперь давайте прочитаем:

На доске: нефть, газ, уголь, глина, мрамор, гранит, песок, мел, металл.

– Где используют эти полезные ископаемые?

4. Физкультминутка.

Гномы любопытны были
Головой своей крутили.
Вот так, вот так
Головой своей крутили.

Гномы землю всё копали,
Золото, руду искали
Вот так, вот так,
золото, руду искали.

Вперевалочку ходили,
Чистую водичу пили,
Вот так, вот так,
Вперевалочку ходили.

А потом они плясали,
ручки дружно поднимали,
Вот так, вот так,
Ручки дружно поднимали.

– Видите, какие гномы молодцы, они много трудятся в своем волшебном царстве. И нам с вами надо многому у них научится. В нашей работе они нас будут сопровождать.

5. Работа над умением ставить вопросы к предметам и подбирать слова-признаки.

Кто же к нам стучится в дом, посмотри, ведь это гном.

На доске: ГНОМИК и КАМЕНЬ.

– На какой вопрос отвечает слово гном?

– Это кто?

– Мы можем задать такой же в вопрос к камню? (нет)

– Задайте вопрос. (Что это?)

– Почему?

Есть слова, обозначающие живые предметы, они отвечают на вопрос КТО?

А есть слова, обозначающие неживые предметы, они отвечают на вопрос ЧТО?

– Приведите примеры.

– С помощью вопроса КАКОЙ? давайте попробуем описать, рассказать какой гномик? какой камень? (слова-признаки)

ГНОМИК    
КТО? Какой? – маленький, добрый, веселый, трудолюбивый, дружелюбный.
     
КАМЕНЬ    
ЧТО? Какой? – твердый, холодный, светлый, тяжелый.

– А почему гномы добрые?

– Кому они помогли? (спасли Белоснежку от злой королевы-мачехи)

– А что еще про них можно сказать? Они какие? (дружные)

– А мы с вами умеем дружить? А помогать?

– Что это значит?

– Молодцы!

– А теперь прочитайте слова-признаки, в которых 2 слога, 3 слога.

– Как определить количество слогов?

6. Работа с антонимами. (в паре)

– У вас на столе карточки с этими же словами.

– В паре подберите слова, противоположные по смыслу. (антонимы)   

1-й вариант            2-й вариант
маленький – __________   твердый – __________
добрый – __________   холодный – __________
веселый – __________   тяжелый – __________
дружный – __________   светлый – __________

Обсудите в парах.

– Давайте проверим, у меня так?

– Прочитайте, что у меня на доске?

7. Физкультминутка.

Чудеса на белом свете –
Стали маленькими дети.
А потом все дружно встали,
Великанами вдруг стали.

8. Работа над загадкой.

– Гномик загадал вам загадку. Попробуйте ее прочитать и отгадать. Сколько в ней предложений? Почему? Какие предложения?

На доске: ЗАГАДКА

На доске:

Не куст, а с листочками.
Не рубашка, а сшита.
Не человек, а рассказывает. (книга)

– Сколько предложений?

– Какие предложения?

– Поставьте ударение.

– Молодцы!

– А вы любите читать книги?

– Какие книги у вас любимые?

– Составьте предложение со словом книга. (схема)

– Что нужно знать?

9. ИТОГ.

– О чем мы с вами сегодня говорили на уроке? Что делали?

– Что вам понравилось?

– Давайте скажем спасибо гному, что он сегодня побывал у нас на уроке.