Урок по теме "Охрана природы. Заповедники" (окружающий мир)

Разделы: Начальная школа


Цели: познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания, воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: мультимедийное оборудование, раздаточный материал для работы в группах, яблоко, нож, презентация.

Ход урока.

Организационный момент.

- Я рада видеть ваши улыбки, ваши глаза и самое главное – ваше желание учиться. Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Мотивация учебной деятельности. Слайд 2

- Ребята, закройте глаза, опустите головы и внимательно вслушайтесь в слова (звучит музыка).

Учитель. “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Это Земля. Жизнь начинается… (Дети открывают глаза, поднимают головы. Вращается глобус.) Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно”.

Проверка домашнего задания.

  1. - В наше современное время человек всячески старается облегчить себе жизнь. В быту нам помогает техника.
    Проверка дом.задания. Т.с. 27 № 55
    - Какими техническими средствами пользуетесь в быту вы и ваши родные?
  2. - Подтвердите примерами утверждение: результаты научных открытий работают как на человека, так и против него и природы. Слайд 3

Сообщение темы и цели урока.

- Мы сейчас доказали, что научно-техническая революция с одной стороны приносит благо, а с другой – несет опасность для человека и природы. Поэтому перед людьми встала проблема – защита природы и человека. Но, оказывается, еще в Древней Руси люди задумывались о том, что природу надо беречь. Так что проблема эта не нова. Сегодня на уроке мы узнаем о том, каким образом люди стараются решить эту проблему.

Работа по теме.

- В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Пришвина. Слайд 4

Пришвин писал: “Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же думаю только о людях. Мы – хозяева природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину”.
SOS – международный сигнал бедствия на море, теперь он может звучать и на суше. “Внимание, над живой природой нависла смертельная опасность!”. Почему?
В древние времена, когда людей было значительно меньше, а машин еще не изобрели, вошло в обиход выражение “борьба с природой”. В наш век соотношение сил “человек-природа” стало иным. Нужна не борьба, а охрана. И природа просит у нас помощи.
Забота о земле, лесе, реках, чистом воздухе, флоре и фауне – наше кровное дело. Наша Родина должна стать не только демократической, но и экологически чистой. Лишь при восстановлении и сохранении природы возможен рост здорового человечества.
- Как вы понимаете, что такое заповедник?

- Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. Слайд 5

Заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются участки природы, культурные ценности.

- Запишите это понятие в свой словарик.

- Для чего люди создают заповедники?

Сообщение 1 ученика:

История создания заповедников.

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относится к временам правления на Киевской Руси великого князя Мономаха (конец XI – начало XII века). Особое место в организации охраны природы принадлежит ПетруI . Его указаниями запрещалась вырубка деревьев около больших рек. Он также начал регулировать рыболовство и охоту.
Государственных заповедников в это время еще не было, но уже стали появляться первые частные заповедники. Известны заповедники графов Шереметьевых, Карамзиных, графини Паниной. Эти охраняемые угодья были похожи на настоящие заповедники: в них была прекращена хозяйственная деятельность, а иногда даже велись научные исследования.
В конце ХIХ века развернулось движение за создание государственных заповедников. В 1916 году организован первый государственный заповедник – Баргузинский. К 1935 году в стране работало уже более 50 заповедников. К 1951 году в СССР было уже 128 заповедников. В1962 году было принято “Положение о государственных заповедниках РСФСР”, в котором заповедникам присваивался статус научно-исследовательских и природоохранных, а не хозяйственных учреждений. Заповедники стали принимать участие в международных экологических программах. Ряд заповедников был преобразован в биосферные и включился в международные исследования взаимодействия человека и природы.
Сейчас в России насчитывается 100 государственных заповедников.

Работа по карте заповедников. Слайд 6

Сообщения 2 учеников с презентацией:

Баргузинский заповедник

Был создан в мае 1916 года. Баргузинский государственный природный биосферный заповедник - один из старейших заповедников России. Создавался с целью восстановления и сохранения популяции соболя. Включает в себя собственно заповедник (263146 га) и биосферный полигон (111176 га).

Северная граница Баргузинского заповедника проходит по водоразделу рек Шегнанда и Иринда, южная - по гребню водораздела левого берега реки Шумилихи, восточная - по водоразделу главного Баргузинского хребта, западная - по акватории озера Байкал на удалении 3 км от береговой линии. Протяженность Баргузинского заповедника вдоль береговой линии Байкала около 100 км.

Кордоны Баргузинского заповедника находятся на мысах Шегнанда и Кабаний, в километре севернее устья реки Большая и в бухте Сосновка.

При прохождении заповедника необходимо обязательно получить разрешение в дирекции и узнать у инспекторов заповедника, где разрешены стоянки. Почти без ограничений стоянки разрешены в пределах биосферного полигона между устьями рек Шегнанда и Кабанья. В пределах заповедной территории стоянки разрешены только на кордонах.

Микроитог: В нашей стране созданы заповедники во всех природных зонах. В них ведутся научные работы, а вся промышленность запрещена, доступ туристов ограничен.

- А в нашем крае есть заповедники?

Рассказ учителя о видах заказников Ставропольского края. Слайд 7

Поисковая работа учащихся.

  1. Группы получают задания.
  2. Работа в группах: в течение 5 минут согласуйте план сообщений, назначьте сначала «Руководителя», а затем выступающих: основных и содокладчиков.
  3. Самостоятельная работа в группах.
  4. Выступления детей с сообщениями.

Задания для групп:

  • сообщение о Ставропольском ботаническом саде.
  • Сообщение об Астраханском заповеднике
  • О Бештаугорском зоологическом заказнике
  • О Кумагорском комплексном заказнике
  • Сделать подборку литературы по теме в школьной библиотеке..

План: Слайд 8

  1. Название заповедника (заказника).
  2. Где находится?
  3. Когда был образован.
  4. Животный и растительный мир.
  5. Занятия ученых в заповеднике.

Выступления групп сопровождаются слайдовым иллюстрированием. Слайд 9-21

Итог после всех выступлений:

-А что мы можем сделать для того, чтобы уберечь природу? (мнения детей)

Заключение:

– Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко – это наша Земля. Делим яблоко на четыре части. Три части – это вода, а одна четверть – суша. 1/4 разделим еще на четыре части и получим кусочек, где люди не живут. Эту 1/8 часть яблока делим на три части, две из них – это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть – это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят на память слова: “Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем”.

Заранее подготовленных ученика: Слайд 22

Как яблоко на блюде,
Земля у нас одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.

Немудрено добраться
До скрытных тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна.
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это люди,
Не то Земли не будет.
И каждого из нас.

Домашнее задание (по выбору). Слайд 23

  • Подготовить сообщение об одном из заповедников страны.
  • Придумать и оформить листовку «Защитим первоцвет».
  • Придумать и нарисовать запрещающие знаки для наших заказников.

Оценки за урок выставляют руководители групп.