Урок русского языка во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тип урока – изучение нового материала.

Тип проекта – минипроект (часть урока).

Цели урока:

1. Образовательные:

  • учить правильному написанию предлогов;
  • повторить изученные орфограммы; части речи.

2. Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать интеллект, логику, мыслительные операции анализа, синтеза, память;
  • развивать речь.

3. Воспитательная:

  • воспитывать положительную мотивацию к изучению предмета;

Оборудование: карточки разных цветов, цветные карандаши, мультимедиа проектор, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

2. Актуализация знаний. Слайд 1

Буквы А и Я живут в разных домиках. Один домик высокий, другой – низкий. Причем, буква А не живет в низком домике. В каком домике живет каждая буква?

– Рассуждение.

– Задание. Найдите в тексте имена прилагательные, имена существительные, глаголы. (по рядам).

3. Словарная работа.

– Внимание на доску. Слайд 4

– Новое слово, с которым мы сегодня познакомимся, зашифровано. Чтобы его прочитать, надо двигаться по прямоугольникам от высоких до низких. Какое это слово?

– Что такое барабан?

– Что находится вверху и внизу барабана? (кожа) Для чего натянута кожа?

– Так что же такое барабан?

– Оформление классной работы.

– Прежде чем приступить к письму разомнем пальчики.

Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вместе дружная семья.

– Напишем слово в новой строке, начиная со строчной буквы.

– В слове барабан три а, какая из них безударная? Можно ли проверить их написание?

– Значит, мы называем это слово …. Отметим словарное слово красным цветом.

4. Изучение нового материала.

– Когда я шла к вам на урок, гулял по улице щенок. Он рассказал мне обыкновенную историю, которую про него сочинил Вадим Левин. Он даже передал мне эту историю, но ветерок подул, и какие-то слова потерялись. Может, вы поможете восстановить это стихотворение?

Слайд 5

– Читаем глазками.

– Что вы заметили? Да, пропущены слова. Какие слова пропущены, как вы думаете? А без этих слов мы можем прочитать текст? Может быть, мне кто-нибудь подскажет тему сегодняшнего урока? Тема урока: Предлоги. Значение предлогов в речи.

– Чему хотите научиться?

– Итогом нашего сегодняшнего урока будет правило, что такое предлог, которое вы составите сами.

Слайд 6.

Дети пишут в тетради.

Дети пишут на тетради.

– На доске написаны предложения. Прочитайте и сравните.

– Что у них общего?

– Чем они различаются?

– Слова в и на – предлоги. Посмотрите, как предлоги пишутся с другими словами?

– А мы может к предлогам как к существительным, прилагательным, глаголам поставить вопрос?

– Прочитайте предложения без предлогов. Для чего служат предлоги?

– Предлогов в русском языке много. Чаще других мы употребляем следующие.

Слайд 7.

– Написание предлогов нужно запомнить.

– Итак. Попробуем сделать вывод на основе наших рассуждений

Предлоги – это слова, которые ничего не называют.

К ним нельзя поставить вопрос.

Предлоги употребляются с другими словами.

В предложении они нужны для связи слов.

Всегда пишутся отдельно от слова.

– У вас на столах листочки зеленого цвета. (Приложение 1). Работая в паре, вы должны заполнить пропуски. Помощником в этом вам будет стихотворение. Слайд 8.

Самопроверка слайд 9

5. Физкультминутка.

Посмотрели через левое плечо
Через правое еще
Дружно все присели
Пяточки задели.

6. Закрепление.

– Ребята, а сейчас вам очень интересное задание. У вас на партах карточки синего цвета. (Приложение 1). Работаем в парах. Прочитайте предложения. Составьте из них два рассказа. Придумайте заглавие. Рассказы запишите по вариантам. Кто какой рассказ будет записывать договаривайтесь по-доброму. Раскрыть скобки. Подчеркнуть предлоги.

– Проверка по вариантам.

7. Резервное упражнениеслайд 10

Исправьте ошибки:
Дед в печи, дрова на печи.
На столе сапожки, под столом лепёшки.
Овечки в речке, караси у речки.

8. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Как пишутся предлоги?

Для чего нужны предлоги?

Можно ли к ним поставить вопрос?

Легко ли вам было работать в паре?

9. Домашнее задание.

– На карточках желтого цвета задание на дом ребятам, которым очень нравится учиться в школе. (Приложение 1).

10. Рефлексия.

Прежде чем покинуть класс, подойдите к дереву настроений.

– Кто на уроке испытывал трудности, прикрепите к нашему дереву зелёный листочек, а кому показалось всё легко – жёлтый.

– Каких листочков больше? Почему?

– Над чем предстоит ещё поработать?

Самоанализ урока

Предлагаемые урок первый в теме “Предлоги” (всего – 5). Урок построен в соответствии с программными требованиями. Содержание подобрано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся 2 класса. Учащиеся участвовали в целеполагании и определении темы урока. Каждый ученик постарался поставить цель на данный урок.

Структура урока соответствует его типу и целям. Этапы урока взаимосвязаны, выдержана логическая последовательность. Считаю, что время на каждом этапе урока распределено рационально, темп урока – оптимальный.

Выбранная мною форма проведения урока – урок-проект,

целью которого является создание условий для развития творческих способностей, считаю самым верным, т.к взаимодействие: ученик-учитель-ученик, вовлекает ребят в познавательный процесс, что ведет к формированию познавательной активности

На уроке не было минутки – чистописания, т.к занятие продолжалось 30 мин. И по ходу урока сложное задание на этапе закрепления заменено на более легкое.

Считаю, что такая форма проведения урока повышает мотивацию учения, интерес к предмету.

Анализ этапов урока:

  1. Организационный момент помог настроить учащихся на урок, раскрепоститься. Использовалась стихотворная форма.
  2. Целью этапа актуализации знаний учащихся – включить в работу важнейшие интеллектуальные качества ребенка. На уроке использовалось задание по методике А. З. Зака, которое нацелено на развитие словесно-логического мышления, наблюдательности, речи.
  3. На этапе – словарная работа, с помощью специального задания, развивающего интеллектуальные качества, учащиеся определяют слово, с которым им предстоит знакомиться на уроке. Ознакомление с лексическим значением нового слова, осуществляется частично-поисковым методом, во время которого дети определили родовое понятие и существенные признаки. Работа осуществлялась фронтально.
  4. На этапе изучения нового материала был запуск проекта, который был рассчитан на часть урока, использовала частично-поисковые и проблемные методы обучения. На четко сформулированные мною вопросы учащиеся давали ответ, что в конце привело к необходимому выводу. На данном этапе дети стали активными участниками образовательного процесса, что приучает детей самостоятельно добывать знания и применять их в новых условиях. Итог проекта – правило.
  5. На этапе закрепления изученного, были подобраны специальные задания, которые также нацелены на развитие комплекса знаний и умений: внимание, морфологические способности (анализ и синтез), логическое мышление.
  6. Домашнее задание предусматривало право на выбор учащимися сложности выполнения. Задания были подобраны по уровням. Варианты заданий предусматривают работу с таблицей (сложный уровень), что развивает абстрактное мышление, внимание, морфологические способности. Средний уровень – задание направленное на развитие сообразительности, логики, внимания. Легкий уровень – репродуктивный метод (списать, подчеркнуть).

В течение урока проводилась пальчиковая гимнастика, физкульминутка, гимнастика для глаз (во время чтения с доски).

В течение всего урока учащиеся были активны. Были созданы все необходимые социально – психологические, учебно – материальные, гигиенические, эстетические условия для проведения урока. Раскрытие содержания темы урока проходит с учетом применения презентации. На уроке использовались мультимедийные средства обучения и информационно-коммуникационные технологии.

Цели урока были реализованы, чему подтверждение рефлексия и выбор домашнего задания.

Презентация