История России через жизнь великих людей

Разделы: Работа с дошкольниками


В приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, сказано, что ребенок современник общества, он сопричастен с жизнью народа. События, происходящие в семье и за ее пределами, так или иначе оказывают воздействие на детей, находят отражения в их повседневной жизни, в играх, рисунках, интересах, разговорах.

Дети должны знать историю России, чтобы вырастить патриотами своей Родины. Чувство патриотизма широко и многогранно. Это и любовь к родным местам,и гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающем. Патриотизм проявляется не только в сложных и тяжелых ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни.

Наблюдая за детьми, и по анализу мониторинга, изучение их возрастных особенностей, интересов, позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний. Проявление интереса детей к окружающему миру взрослых находит отражение в их вопросах, в желании слушать рассказы воспитателя и книги о героях войны, о жизни людей в разное время, о ярких событиях из нашей истории.

Воспитание патриотических чувств нужно начинать с дошкольного возраста.

С раннего детства ребенок слышит родную речь. Сказки открывают ему окно в мир. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, отрицательно относится к тому, что отрицает народ.

“Это первые и блестящие попытки русской народной педагогике,-писал Ушинский К.Д.,-и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающем мире наиболее существенное. Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающем миром. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию, и из доверия к взрослым дети перенимают у них оценки событий; как педагог, родители преподнесут детям те или иные события, так и будут проявляться их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувство ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддержать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, к прошлому нашей страны, нашей истории.

В связи с этим возникла идея рассказать детям об истории страны через жизнь великих людей.

Методическая характеристика проекта

Объект исследования Образовательный процесс, объединяющий всех участников: детей, родителей, педагогов МДОУ”ЦРР-д/с №3”.
Предмет исследования Пути и способы воспитательно-образовательной подготовки через внедрения методов патриотического воспитания.
Исследовательские задачи Создать базу аналитических и практических материалов.

Подбор методов, средств и форм работы с детьми в процессе подготовки раскрытия темы.

Анализ результатов использования выбранных методов, средств и форм работы.

Цель исследования Создания модели патриотического воспитания дошкольников, обеспечивающего доступность исторических фактов пониманию дошкольников

План проведения и этапы эксперимента

Наименование и содержание этапов эксперимента Прогнозируемые результаты
1.Диагностико-проектировочный

-Выделение проблем и поиск решений:

*разработка плана действий проекта;
*подготовка наглядных пособий;
*изучение, нахождение и обработка исторического материала.

1.Оформление банка данных по проблеме “История России через жизнь великих людей”

2.Утверждение календарно-тематических планов.

2.Поисковый

Поиск научно-методических разработок, описанных в исторических очерках, энциклопедиях, периодической печати, в средствах СМИ.

Анализ промежуточных результатов поисковой работы.

1.Повышение интереса родителей к данному проекту.

2.Оформление пакета документов(программ, разработок занятий, режимных моментов, наглядное оформление.)

3.Формирующий и корректирующий.

Реализация плана проекта.

Мониторинг промежуточных результатов реализации проекта.

1.Корректировка программы эксперимента.

2.Консультации для родителей, тематические папки, выставки детских работ.

4.Обобщение и подведение итогов.

Обработка результатов эксперимента:

*уровень обученности;
*уровень психологического комфорта в группе.

1.Разработка и выпуск методического материала по проблеме эксперимента.

2.Проведение семинаров для воспитателей МДОУ.

3.Проведение педагогического консилиума по результатам эксперимента.

Конспект занятия № 1 “Петр I - создатель земли русской”

(Приложение №1)

Программные задачи: знакомить детей с великими людьми, которые прославили Россию, с Петром I. Рассказать детям, что он основоположник русского флота, что он создавал музеи, библиотеки, способствовал процветанию грамотности на Руси. Воспитывать гордость за нашу Родину.

Предшествующая работа: рассматривание старинных кораблей, фотографий г.Петербурга, музеев страны, портрет Петра I.

Словарь: Петербург, кунсткамера, академия.

Ход занятия

Воспитатель:Как называется наша страна?/Россия/

Наша страна очень большая и сильная. Ее окружают моря и океаны. А кто защищает нашу страну?(пограничники, летчики, моряки). Наша Армия самая сильная и мощная в мире. Но не всегда и не сразу наша Родина была мощной державой, и не сразу наши города стали такими большими и красивыми. Сегодня вы познакомитесь с великим русским императором Петром I.

Петр I жил очень и очень давно. Он с детства любил играть в военные игры, сформировав из своих ровесников 2 отряда, дети шумно играли в военные игры, учились ездить на лошадях и стреляли из лука. Давайте и мы с вами поупражняемся в меткости и поиграем в игру “Попади в цель” (попасть маленьким мячом в круг).

Нашу страну окружали враждебные страны, которые хотели захватить нашу землю. И когда Петр I подрос, он решил строить корабли чтобы защитить нашу страну и укрепиться на Балтийском море.

Царь Петр I, основал город-крепость, город-порт Петербург (Как только заложили город стали строить военные корабли большие и маленькие.

Петр I во что бы то ни стало хотел освободить Россию от захватчиков. Шведский король захватил российские земли и вот под Полтавой произошла решающая битва

Петр I сам повел свои войска и участвовал в сражении наравне со всеми.

А.С.Пушкин посвятил полтавской битве целую поэму, где прославлял Петра и его войско

– И грянул бой, Полтавский бой!……….
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье стон,…
.Но близок, близок миг победы.
Ура! мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! о славный вид!
Еще напор – и враг бежит.

Петр I прославился не только успехами в военных делах. Он много повидал и многому научился, и понимал, что без грамотности Россия будет оставаться отсталой страной и поэтому были открыты школы, где дети учились грамоте. Сейчас я буду бросать вам мяч, а вы называть слова, которые будут связаны с определенным значением.

Игра “Назови правильно” школа-учитель, доска, мел и т.д. продавец, продукты, весы.

Петр I основал самый первый русский музей-кунсткамеру. В музей приносили самые диковинные старинные вещи, разные инструменты, глобусы, географические карты, чучела редких птиц, животных, одежду, оружие. Но учиться по-настоящему начали тогда, когда открылась в Петербурге Академия наук. В здании кунсткамеры помещалась и первая в России библиотека. Что такое библиотека? (место, где хранятся книги, которые можно читать). Петр I много сделал для России. При нем расширялась торговля, строились новые города, открывались школы, гимназии. Был с оставлен алфавит, принят новый календарь. В честь Петра I назван город Петербург.

Кем был Петр I?
Что он сделал для России?
Какой город носит имя Петра?
На этом наше занятие окончено.

Конспект занятия “Екатерина Великая-основательница земли кубанской”

(Приложение №2)

Программное содержание: познакомить детей с Ектериной-русской императрицей, освободительницей кубанских земель и земель русских, о ее желании возродить Россию и сделать ее богатой. и процветающей.

Предшествующая работа: рассматривание открыток старого Екатеринодара, картины русских художников со сражениями на море и суши.

Словарь: императрица, граница, вакцина, придворные.

Материал: использование мультимедийной установки с портретами Екатерины, полководцев, старого Екатеринодара, памятника Екатерины-Великой.

Ход занятия

Воспитатель: в некотором царстве, в российском государстве жила-была маленькая принцесса и звали ее Софья (вбегает девочка).

Воспитатель: девочка, как тебя звать?

Девочка:Софья.

Воспитатель: Скажу вам по секрету, что Софья была большая шалунья, и любила играть в шумные игры,была везде заводилой.Вот и сейчас, она хочет поиграть с вами в игру “Жмурки”.

Подвижная игра “Жмурки”.

Воспитатель: а еще любила играть маленькая принцесса в игру “Гори, гори, ясно”.

Игра “Гори, гори, ясно”

Воспитатель: осенью, когда в лесу много грибов, ходила Софья вместе со своими придворными в лес за грибами и ягодами. Ребята, а какие грибы вы будите собирать (съедобные). Какие съедобные грибы вы знаете? Во время сбора грибов, ходили девушки и пели песни.

Песня “Падают листья” м.Красева

Игра “Собери грибы”

Воспитатель: насобирают грибов полные лукошки, соберутся в круг и водят хороводы.

Хоровод “На горе-то калина”р.н.м.

Воспитатель: прошло время, и стала русской императрицей, ей дали новое имя –Екатерина

Воспитатель: Екатерина много сделала для России. Как вы думаете, чтобы не заболеть, что надо делать? (закаляться, принимать витамины, делать зарядку, делать прививки).Какие прививки делают вам, ребята? (ответы детей)

В России часто вспыхивали опасные болезни-чума, холера, оспа. Погибали тысячи людей. Императрица узнала, что за границей найдена вакцина для борьбы с оспой. Сделай прививку и не заболеешь. Екатерина пригласила из-за границе врачей и сама подала пример своим придворным, первая сделала себе спасительный укол от оспы. Вот и пошло с тех пор, делать прививки. Спасибо, Екатерине за прививки.

Во время правления Екатерины,Россия воевала с Турцией. Земли, на которых мы живем, принадлежали туркам. Екатерина решила освободить русские земли от захватчиков. В России в то время было много прославленных полководцев.Екатерина поручила Полководцу А.Суворову освободить русские земли. Он собрал смелых и сильных воинов-запорожских казаков, которые освободили кубанские земли от турок. В награду Екатерина подарила казакам одно из поселений на берегу реки Кубань.Со временем поселение превратилось в красивейший город, который назвали в честь императрица-Екатеринодаром.Прошло много лет и город поменял свое название, стал называться Краснодаром. Но память о Екатерине живет и поныне, благодарные кубанцы, поставили императрица памятник. Не забыли добрые дела Екатерины, после смерти назвали ее Великой.

Конспект занятия о великом русском полководце А.Суворове

(Приложение №3)

Программные задачи: познакомить детей с великим русским полководцем А.Суворове, который прославил нашу Родину в боях с захватчиками, рассказать о его храбрости, смелости, о его победах, о “науке побеждать”, познакомить с суворовцами, вызвать желание быть смелыми, сильными, желание служить в армии. Отвечать на вопросы четко, логично, расширять словарь детей за счет новых слов.

Материал: портрет А.Суворова, иллюстрации к рассказу “Измаил” Н.Алексеева, картинки, игрушки, портрет суворовцев.

Предшествующая работа:рассматривание картин художников-баталистов,портреты великих полководцев.

Ход занятия

Воспитатель: сегодня на занятии мы познакомимся с великим русским полководцем А.Суворовым.Суворов с детства мечтал стать военным. Однако, он был слабым и болезненным мальчиком. “Ну где же тебе стать военным ? “,-смеялся отец,-“ Ты же ружья не поднимешь”. Слова отца огорчали мальчика. Он решил закаляться. Наступят, бывало,зимние холода, все оденутся в теплые шубы или вовсе не выходят из дома, а маленький Саша накинет куртку легкую и целый день проводит на улице. Наступит весна, только вскроются реки, еще никто не купается, Суворов-бух, в студеную воду. Его не страшили теперь ни холода, ни жара. Суворов окреп и в 16 лет поступил на военную службу. Начал службу Суворов простым солдатом, а кончил фельдмаршалом и генералиссимусом. Послушайте рассказ Н.Алексеева “Измаил”

Во время чтения дети рассматривают иллюстрации к рассказу.

Вопросы после прочтения.

Как Суворов обучал своих солдат?

Кто взял крепость?

Чем вам нравится А.Суворов?

Воспитатель: А.Суворов не только закалялся сам, но и закалял своих солдат, воспитывал у них выдержку и внимание.

Игра на внимание “Что изменилось”

Цель: расставить игрушки так, как они стояли на картинке.

Игра на выдержку “Найди и промолчи”

Цель: найти пакет, спрятанный в группе, тихонько подойти к воспитателю и сказать, где он спрятан.

Воспитатель: прошло много лет, но память о подвигах А.Суворова навсегда останется в наших сердцах. По его книге “Наука побеждать” учатся до сих пор в военных училищах.

В честь Александра Суворова названо военное училище, там учатся ребята с раннего возраста (вскрываю пакет и показываю фотографию суворовцев). Дети не только учатся математике, литературе, но и обучаются красиво маршировать, уметь стрелять из оружия. В суворовское училище берут только самых лучших, физически развитых ребят, которые умеют быстро бегать, высоко прыгать, метко стрелять. Ребята носят военную форму, поэтому они похожи на настоящих солдат.

На этом наше занятие окончено.

Как лететь в космос. Интегрированное занятие в подготовительной группе.

(Приложение №4)

Программные задачи: познакомить детей с главным конструктором ракеты-С.П.Королевым. Рассказать о желании людей научиться летать, воспитывать гордость за нашу страну, которая первая полетела в космос. Развивать фантазию при “конструировании” ракеты

Предшествующая работа: рисование ракеты, беседа о Гагарине, рассматривание альбома о космонавтике.

Словарь: аэроплан, космодром, космическая станция, конструктор.

Материал: картинки по сказкам, фото Королева, искусственного спутника земли, ракета.

Ход занятия

Воспитатель: на чем только люди не летали к луне, солнцу, звездам. Герои сказок, фантастических романов, летали на колесницах, волшебной стреле, на Коньке-горбунке, ковре-самолете, Барон Мюнхгаузен полетел на луну на ядре,а Незнайка на космическом корабле. Но не сразу люди сумели построить ракету. Один изобретатель предложил соединить Землю с Луной чугунной трубой и путешествовать по этому туннелю туда и обратно. Люди стремились летать как птицы, но в космос можно полететь только на ракете. Очень трудно было сконструировать ракету, которая бы преодолела силу земного притяжения. И только в нашей стране сконструировал ее С.П.Королев.Впервые полет самолета Сережа увидел, когда ему было 6 лет. Полет аэропланов были тогда редкостью, и, авиаторы, словно, цирковые артисты разъезжали по городам и показывали свое опасное искусство, которое и увидел маленький Сережа. Давайте поиграем в игру “Самолеты”

Подвижная игра ”Самолеты” (Ждут нас быстрые ракеты)

Прошли годы, Сережа вырос, но не забыл о своей мечте, он выучился, и во что бы то ни стало, хотел сконструировать ракету. Под его руководством были созданы сложные ракеты, которые понесли в космос и первый искусственный спутник земли, и первый корабль и лучшие автоматические станции.

– Назовите первого космонавта? (А.Гагарин)

– На чем можно лететь в космос?

– Откуда стартует ракета?

– Назовите главного конструктора ракеты? (С.П.Королев)

– Выберите картинки и те предметы, которые связаны с космосом.

Воспитатель: Мы гордимся своими достижениями в космосе, именно наша страна первая полетела в космос и большая заслуга в этом принадлежит С.П.Королеву. А сейчас я предлагаю вам сконструировать ракету, на которой бы вы полетели в космос (аппликация, рисование, лепка, по выбору детей).