Коллективно-познавательная деятельность на уроках литературы

Разделы: Литература


Заочная экскурсия отличается высокой значимостью проникновения в духовный мир молодого человека начала двадцать первого века, заставляет его проникнуться духом товарищества, дружбы, сочувствия, взаимоподдержки, свойственным воспитанникам Лицея.

Обсуждаемый материал поможет учащимся справиться с написанием сочинения-рецензии при освещении нравственных, моральных, этических проблем, предлагаемых организаторами ЕГЭ при выполнении задания части С (К-4) по русскому языку.

Урок посвящен Лицею, открытому в Царском Селе в 1811 году, – уникальному учебному заведению России. Недаром уже тогда Лицей вызывал напряженный интерес за рубежом как одно из центральных явлений русской жизни.

Цель экскурсии - расширить кругозор учащихся новыми знаниями о Лицее, о А.С. Пушкине и его лицейских друзьях, пробудить к творческому поиску учеников, научить анализировать, обрабатывать получаемую информацию, грамотно выражать свою точку зрения, делать выводы.

Задача учителя на уроке состоит в том, чтобы дать возможность высказаться максимально большому числу учащихся, обобщить сказанное, отметить хорошие ответы для создания ситуации успеха и раскрепощения учащихся. Как показывает практика, применение дифференцированных заданий и работы в парах и группах позволяет успешно решить эту задачу. Используя эту форму познавательной коллективной деятельности в своей практике, я вижу высокую эффективность таких уроков.

Учащиеся добывают знания в совместной деятельности, когда каждый вовлечен в процесс познания и отвечает за качество работы не только перед собой, но и перед группой, в составе которой он трудился. Решение конкретной задачи, порученной ученику группой, ставит его в положение исследователя, поднимает авторитет, если задача успешно решена. Работа в группе и паре, ученик развивает способность к рефлексии.

Формирование адекватной само-взаимооценки школьников, как показателя готовности к самоопределению, имеет важное значение в становлении личности. От самооценки зависит успешность в учебной деятельности, эмоциональное самочувствие, стремление к саморазвитию.

По форме – урок-экскурсия.

Цели урока:

  • Познакомиться с уникальным учебным заведением России, из стен которого вышла целая плеяда замечательных деятелей нашего Отечества.
  • Развивать предметную, коммуникативную, информационную, учебно-исследовательскую, рефлексивную компетенции учащихся, развивать речь учащихся, умение слушать, выделять главное, анализировать и обобщать.
  • Создать у учащихся такое настроение и такую цепочку заданий, которые оживят «творческие сны» и воображение детей, вызовут ощущение высоких и добрых патриотических чувств.
  • Развивать коммуникативные качества личности, формировать готовность к самоопределению.

Готовность к самоопределению – это и поведение ученика в ситуации выбора (групповые задания, дифференцированные задания; какое взять для себя – выбирает сам ученик.

Методы урока:

  • словесный (слово учителя, сообщения учащихся);
  • репродуктивный (анализ стихотворений – восприятие, истолкование, оценка);
  • наглядно-иллюстративный (слайды компьютерной презентации, выставка книг, инсценирование, художественное чтение детей, исполнение песни);
  • поисковый (учащиеся сами находят дополнительный материал о Лицее);
  • исследовательский (творческие работы – сочинения учащихся);
  • практический (работа со словарем, тест).

Подготовительная работа.

К уроку учащиеся получили индивидуальные и групповые задания, причем выбирали их самостоятельно и сами же формировали группы.

Первая поисковая группа собирала интересный материал о Лицее, знаменитых людях, вышедших из этого учебного заведения.

Вторая группа подбирала материал и создавала презентацию о знаменитых людях нашего города, вышедших из стен нашей школы.

Третья группа инсценировала стихотворение А.С. Пушкина «19 октября» и исполнение песни «Чем чаще празднует Лицей».

Четвертая группа готовила выразительное чтение стихов и сочинение.

«Как обстоит дело со святым братством у молодых людей нашего времени, одетых не во фраки и жилеты, а в джинсы и свитера, обитающих не средь модных и красивых зал, а во дворах и на улицах».

То есть еще во время подготовки урока учащиеся были поставлены в ситуацию выбора, самоопределения, самооценки. И сама тема «Друзья, прекрасен наш союз» имеет огромное воспитательное значение, учит умению выбирать правильную жизненную позицию, пониманию, товариществу, дружбе, доброте, заряжает детей положительными эмоциями. Подсказывает искать хорошее рядом, в тех, с кем постоянно общаешься.

Оборудование:

  1. Портреты А. Пушкина, И. Пущина, А. Дельвига, В. Кюхельбекера.
  2. Слайды компьютерной презентации.
  3. Выставка дополнительной литературы о Лицее, знаменитых людях, вышедших из этого учебного заведения.

Ход урока

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
А. Ахматова, 1911

Учитель: С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С. Пушкина. Каждый год на уроках литературы открываем новую страницу жизни этого замечательного поэта, узнаем о его творчестве, окружении, времени.

– Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете эти строки?

О каком периоде жизни А.С. Пушкина мы сегодня поговорим?

Постановка цели.

В начале нашего урока мне бы хотелось услышать, с какой целью вы пришли на урок, обдумав, предложенную мною тему.

(Учащиеся озвучивают свои цели.)

Учитель: Каждый из вас пришел со своей определенной целью. А теперь поставим общую цель нашего урока: познакомиться с уникальным учебным заведением России, из стен которого вышла целая плеяда замечательных деятелей нашего Отечества.

Сегодня на уроке мы совершим заочную экскурсию в Царскосельский Лицей, где учились знаменитые люди России, оставившие след при жизни и после нее. Слава Лицея началась с имени А.С. Пушкина, с его посвящений Лицею, с его светлых воспоминаний.

Благодаря Пушкину впервые заговорили о «лицейских питомцах», о первом блистательном выпуске Царского Лицея.

Созвездие талантов, умов, сердец и судеб было порождением одной солнечной системы – системы уникального педагогического лицейского воспитания.

«Становление пера» поэта происходило также в лицейский период, тогда же произошло формирование его литературных вкусов и предпочтений. Значительную роль в этом процессе сыграли лицейские друзья А.С. Пушкина (А. Дельвиг, И. Пущин, В. Кюхельбекер.) Во всем творчестве А.С. Пушкина актуальны темы: дружбы и лицейского братства; на протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей.

Пора начинать нашу экскурсию. Во время нее я бы рекомендовала вам внимательно прослушивать сообщения экскурсоводов-пушкинистов, тезисно или подробно фиксировать материал, обдумывать вопросы, которые могут возникнуть во время прослушивания сообщений.

Первый экскурсовод.

Лицей создавался, когда устанавливалась, как надеялись, новая Россия, когда призывались к историческому служению на Отечество новые люди. Их нужно было найти, вырастить и воспитать. Требовались деятели общенационального и всего государственного образа мыслей.

На Лицей возложены были великие надежды, и поэтому в него было вложено почти все лучшее, что имела культурная Россия.

Второй экскурсовод. (Слайд «Екатерининский Дворец»)

Лицей решили открыть в Царском Селе, где летом жила царская семья. В это время это был тихий зеленый городок. Рядом в обширном парке стоял построенный Растрелли в XVIII веке большой Екатерининский дворец, сиявший голубой отделкой и позолотой. Дворец построен в стиле русского классицизма, для него характерна простота, строгость и гармоничность обмена. Галереи, которые соединяют главный корпус с флигелями, украшены колоннадой и бюстами великих людей.

Третий экскурсовод. (Слайд «Лицей»)

Лицей разместили в Новом, или «великокняжеском» флигеле. Выдержанное в архитектурных формах раннего классицизма, с гладкими, почти лишенными декора стенами, с мягко округленными углами и четырехколонным портиком на главном, обращенном к дворцу, фасаде, здание Лицея разительно с ним не схоже.

Четвертый экскурсовод. (Слайд «Комнаты Лицея»)

Все было тщательно продумано и подготовлено для занятий лицеистов. У каждого из них в верхнем этаже Лицея была маленькая отдельная комната. Были хорошо оборудованные учебные помещения, библиотека, парадный актовый зал.

(Слайды «Парадный актовый зал», И. Е. Репин «Пушкин на лицейском экзамене» 1911 год.)

Большой зал Лицея был не очень велик, но красив. Светлый с четырьмя колоннами, поддерживающими потолок, со стенами, окрашенными под розовый мрамор, блестящим паркетом, зеркалами во всю стену. Именно в этом зале А. С. Пушкин будет сдавать лицейский экзамен Г. Р. Державину на высокое звание поэта.

Пятый экскурсовод. Осенью 19 октября 1811 года Лицей был торжественно открыт. Благословляла Лицей все официальная Россия: царь и царская семья, высшее духовенство, члены Государственного совета и министры.

Три десятка мальчишек напутствовались на учение и на служение как на предназначение и на миссию.

Ученик читает наизусть стихотворение А. С. Пушкина «Царское Село».

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

– Какие языковые средства помогают автору выразить эти настроения?

Лексическая работа.

Учитель: При описании памятников архитектуры были использованы следующие слова: портик, фасад, флигель, декор. Определим лексическое значение данных слов.

Портик – крытая галерея с колоннами, прилегающая к зданию.
Фасад – передняя сторона здания, сооружения.
Декор – красочно-народное украшение.
Флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе здания.

Запомните правописание и лексическое значение этих слов.

Продолжаем знакомство с Царским Лицеем.

– Что же собой представлял Лицей, чему там учили, кого и как воспитали?

– Для чего же долгие годы готовились эти юноши, почти мальчики?

Шестой экскурсовод. (Слайды «Педагоги Лицея», «И. Пущин»)

Ответ может быть только один – ни для чего. Или для всего. Они готовились универсально, энциклопедически, многопредметно – именно для всего. Тогда это понимали. Понимали при начале Лицея. Потому – то Сперанский писал, что Лицей соединяет в себе все виды несравненно большие, чем все наши университеты, а во главе Лицея были поставлены самые выдающиеся русские, не просто педагоги, но просветители: Василий Федорович Малиновский и Егор Антонович Энгельгардт. Понимали это и при конце Лицея. Иван Пущин рассказывает о лицеистах 1817 года: «Мы, шестеро, назначенные в гвардию, были в лицейских мундирах на параде гвардейского корпуса. Подъезжает к нам граф Милорадович, тогдашний корпусный командир, с вопросом: что мы за люди и какой это мундир? Услышав наш ответ, он несколько задумался и потом очень важно сказал окружающим его: «Да, это не то, что университет, не то, что кадетский корпус, не гимназия, не семинария – это… Лицей!» Поклонился, повернул лошадь и ускакал.

Седьмой экскурсовод. (Слайд И. Анненского).

Тот же царскосельский педагог уже конца века, Иннокентий Анненский писал: «В Лицее были уставом запрещены телесные наказания – черта в высокой степени замечательная; в интернате не было обычного в наше время казарменного устройства; всем питомцам полагались отдельные комнаты – «кельи», как их называл Пушкин; пансионный день распределялся гигиенично: на ученье 7 часов, остальное время прогулки, игры, гимнастика. Курс был общеобразовательный и рассчитан только на шесть лет. Прекрасная библиотека выписывала всю периодическую печать, и лицеисты читали много и свободно. Профессора аттестовали питомцев не цифрами, а отзывами, и еще теперь, благодаря этому можно видеть индивидуальные черты Пушкина и его товарищей в школьном возрасте.

Восьмой экскурсовод.

Кроме того – иностранные языки, кроме того – музыка, рисование, выводившие на почти профессиональный уровень. Все это очень насыщенно, в очень размеренном, строгом режиме. Лет обучения оказалось шесть, но, говоря нынешним языком, интенсивность обучения была чрезвычайной.

Учитель: А.С. Пушкин, как и многие лицеисты, вышел с огромным багажом знаний.

– Чем научился А.С. Пушкин в Лицее?

Девятый экскурсовод.

Из Лицея А.С.Пушкин вышел с порядочным запасом сведений по мифологии и истории, по русской литературе, и выучился по латыни: по крайне мере на юге он читает Овидия в подлиннике, а поступая в Лицей, читал Вергилия во французском переводе».

Учитель:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.

– Кому из лицейских друзей обращается поэт в этих строчках?

Ближайшими на всю жизнь стали И. Пущин, А. Дельвиг, В. Кюхельбекер.

Чувство дружбы, вынесенное А.С. Пушкиным из Лицея, одушевляло его всю жизнь. Дружба для поэта – счастливый союз вольности, радости, освобождения от всех уз.

Инсценирование стихотворения А.С. Пушкина «19 октября». (За столом сидят друзья поэта. А.С. Пушкин читает свое стихотворение, один из друзей тихо играет на гитаре.)

Какие черты своих друзей подчеркивает А. С. Пушкин?

– Как в этом стихотворении поэт отвечает на вопрос «что такое дружба?»

– Почему дружба разрывает сети судьбы суровой?

– Похожи ли друзья Пушкина на него?

Вся лицейская атмосфера способствовала воспитанию личности, который в будущем посвятит себя служению Отечеству, нашей России.

– Какие знаменитые люди вышли из Лицея?

Десятый экскурсовод. (Слайд «Николай I», «Князь Горчаков», «Декабристское восстание», «Мореплаватель Матюшкин», «Музыкант Яковлев»).

Небольшой этот класс оказался способен выдвинуть группу потенциальных государственных деятелей. И уже заключал в себе человека, который станет самым выдающимся дипломатом всего русского, а может быть, и европейского девятнадцатого века, – князя Горчакова. И он же, класс этот, создает нескольких «антигосударственных» деятелей: семь – почти треть класса – фамилий лицеистов попадут в следственные дела по декабристскому движению, а некоторые станут выдающимися его участниками, рыцарями даже этого рыцарства (Иван Пущин) и, может быть, немного его донкихотами (Вильгельм Кюхельбекер).

Первый лицейский класс выдвинет и замечательного боевого генерала Вольховского. И смелого мореплавателя, адмирала Матюшкина. И талантливого музыканта Яковлева. И группу выдающихся литераторов: Кюхельбекера, Дельвига…

Учащийся исполняет на гитаре песню на слова А.С. Пушкина «Чем чаще празднует лицей».

Учитель: Таким образом, А. Пушкин не был единственным, кого уже в Лицее называли гением. Слово гениальность именно в Лицее можно было примерить ко многим лицеистам.

Лицей – это, прежде всего образ полнокровной и одухотворенной юности. Тут святая юношеская надежда, тут первичная прививка свободы и чести, совести и мужества.

Тут первоначальный запас идеалов и верность этим идеалам. А случайная дата 19 октября стала днем рождения школы, такой, какой в принципе надлежит ей быть по государственному заказу и нравственной идее.

Тема лицея – это, прежде всего тема непредательства, одоления зависти и вражды между людьми, способность к великодушию, милосердию, добру.

– В качестве домашнего задания вы должны были ответить письменно на вопрос: «Как обстоит дело со святым братством у молодых людей нашего времени, одетых не во фраки и жилеты, а в джинсы и свитера, обитающих не средь модных и красивых зал, а во дворах и на улицах?»

Реализация домашнего задания.

(Учащиеся зачитывают свои сочинения).

«Узы дружбы неизмеримо крепче уз родства и свойства, ибо друзей мы выбираем сами, а родных нам посылает судьба», – сказал когда-то Джованни Боккаччо. Возможно, именно так считал и Пушкин. Сейчас об этом трудно судить, но все-таки можно. Великий русский поэт, обращаясь к Пущину, писал: «Мой первый друг, мой друг бесценный!..» Эти слова А.С. Пушкина выразили священные узы дружбы между лицеистами. Лицей научил товариществу и остался для Пушкина символом братства. Прошло почти двести лет, изменился мир, взгляды на жизнь. Современная молодежь больше не носит фраки, не ходит на балы. Теперь нам трудно вернуться в тот мир, где правил император и кодекс чести. Нам предоставлена свобода выбора и действия. Как ни страшно это осознавать, но кодекс чести теперь можно встретить лишь на страницах старых романов. А как же дружба? Конечно же, изменилась и она. Когда я начинаю об этом размышлять, у меня появляется много разных мыслей, и одна противоречит другой. С одной стороны, я ещё не встречала людей, которые дружили бы по-настоящему. С другой стороны, я уверена в том, что существует бескорыстная дружба, основанная не на поддакивании, не на взаимной лести, а на достойном отстаивании своих взглядов.К сожалению, среди современной молодежи существует явление, которому я не могу подобрать название. Вместо того чтобы радоваться победе, удаче, рядом идущего человека, очень часто видишь, как твои сверстники начинают злиться, завидовать, подшучивать над твоими успехами. Наверное, причина состоит в том, что отношение к жизни у молодых людей стремительно меняется. Суровые законы современности велят быть более быстрыми, проворными, а порой и жестокими. Но, к сожалению, при всей этой стремительности теряется главное: верность слову, долг, готовность прийти на помощь, преданность, доверие – самые важные моральные качества, не подвластные времени. Поэтому дружба в моем понимании – это признание другого человеческого характера, другого пути, это душевная щедрость, а не самоутверждение. К таким отношениям в дружбе, к такому благородству, к бесстрашному отстаиванию истинных ценностей должны стремиться и мы, потомки бессмертного гения.
Рузанова Анастасия

Учитель: Лицей учил всему, что должно было сделать воспитанников широко образованными людьми. Мы надеемся, что и наша школа когда-нибудь получит высокий статус – статус лицея. И мы тоже будем гордиться выпускниками нашей школы. Хотя это можно сделать и сегодня.

(Ученик, показывая слайды, рассказывает о знаменитых людях нашего города, которые вышли из стен нашей школы).

Закрепление изученного.

В конце урока проводится тест, с целью проверки знаний, полученных на уроке.

  1. В каком году было торжественное открытие Лицея?
    а) 1810 г.;
    б) 1811 г.;
    в) 1812 г.

  2. Сколько лет провел А.С. Пушкин в Лицее?
    а) 4 года;
    б) 5 лет;
    в) 6 лет.

  3. Какое стихотворение читал А.С. Пушкин на публичном экзамене?
    а) «Воспоминание в Царском Селе»;
    б) «К другу стихотворцу»;
    в) «19 октября».

  4. Кому посвящено стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный»?
    а) И. Пущину;
    б) А. Дельвигу;
    в) В. Кюхельбекеру.

  5. Кто был первым директором Лицея?
    а) А.П. Куницын;
    б) В.Ф. Малиновский;
    в) И. Анненский.

  6. Кто из известных деятелей русской словесности присутствовал на переводном экзамене в Лицее и был восхищен талантом молодого А.С. Пушкина?
    а) Г.Р. Державин;
    б) Н. Карамзин;
    в) В.А. Жуковский.

  7. Каким стихотворным размером написано стихотворение «19 октября»?
    а) дактилем;
    б) ямбом;
    в) хореем.

Итог урока.

Выставление оценок в группах. Само - и взаимооценка.

После изучения нового материала было предложено несколько вопросов, направленных на рефлексию.

Учитель: – Достигли ли вы цели, поставленной в начале урока? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что нового вы узнали?

Домашнее задание: учащиеся выбирают одно задание из предлагаемых двух (ситуация выбора)

  1. Сочинение-эссе «Я мысленно вхожу в Лицей».
  2. Ответить на вопросы учебника.