Включенность младших школьников в учебный процесс как одно из средств создания эффективных коммуникаций

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».
Л.С. Выготский

Включенность каждого школьника в учебный процесс как одно из средств создания эффективных коммуникаций.

Сельская школа – школа для всех. Здесь нет коррекционных классов, нет специализированных школ. В первый класс поступают дети с разными «стартовыми» возможностями. Задача учителя: включить каждого своего ученика в учебный процесс на том уровне, которого достиг ребенок до поступления в школу. Как это осуществить? При отборе содержания и методов обучения в школе необходимо исходить из реального уровня развития детей. Поскольку так называемый «стартовый» уровень дошкольников различен, то и программы для них должны быть разные: одним нужно больше внимания уделить общему интеллектуальному развитию, другим – развитию речи, а третьим – формированию внимательности и пространственного восприятия.

Приоритетом образования выдвигается воплощение идеи воспитания человека самостоятельного, ответственного, инициативного, думающего, способного выстроить свою жизненную траекторию и реализовать творческий потенциал.

На сегодняшний день, что касается традиционного содержания образования, знания преподносятся всему классу в виде системы «готовых истин», критерии успешности обучения сводятся к оцениванию ЗУНов, традиционно распределяются познавательные роли (учитель – в качестве ведущего впереди, а ученик – в качестве ведомого сзади).

Если рассматривать образовательный процесс в начальной школе, можно отметить наличие основных противоречий:

  • смена целевых ориентиров образования и отсутствие необходимых способов их реализации в современной школе;
  • необходимость полноценного раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка и отсутствие у него механизмов и способов самопознания и сформированного способа познавательного поведения;
  • стремление педагогов оказать помощь и педагогическую поддержку в развитии деятельностных способностей и отсутствие путей и средств осуществления этого на уроке.

Из данных противоречий вытекает проблема. Как следует строить учебный процесс, направленный на формирование и системный тренинг деятельностных способностей, развитие коммуникативных навыков в условиях сельской школы на начальном этапе обучения? Как следует оценивать уровень учебных достижений учащихся, не ущемляя прав ребенка?

Цель моей педагогической деятельности за последние несколько лет:

  • включение каждого школьника в образовательный процесс;
  • повышение уровня учебных достижений каждого ученика;
  • рост эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся, увеличение процентного показателя качества образования;
  • выбор оптимальной системы оценивания для учеников класса.

Передо мной стояли задачи:

  • изучить состояние проблемы включенности каждого школьника в учебный процесс на основе системного тренинга деятельностных способностей младших школьников в педагогической теории и практике.
  • пройти курсовую подготовку с целью изучения новых педагогических технологий, опыта работы учителей края по данному вопросу;
  • разработать структуру урока по новым технологиям, отвечающую современным требованиям образовательного процесса;
  • определить роль и место данных уроков в системе введения и воспроизведения нового материала;
  • проверить на практике целесообразность использования новых подходов при построении уроков через мониторинговое отслеживание учебных достижений учащихся;
  • разработать и апробировать балльную систему оценивания знаний учащихся.

По моим предположениям, использование методик технологии КСО, построение уроков по технологии деятельностного метода, применение проблемно-диалогического обучения и изменение системы оценивания в комплексе, приведет к повышению:

а) уровня учебных достижений,

б) речевой активности учащихся,

в) уровня самостоятельной учебной деятельности.

Изучая методическую литературу, я четко сформулировала для себя, что такое современный ученик, и как я должна строить образовательный процесс, исходя из новых реалий и потребностей общества. Изменения в образовательных и педагогических подходах подсказывает мне сама жизнь и здравый смысл, а мой многолетний опыт позволяет мне утверждать, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает и 90-100% того, что делает сам. От этих выводов я и отталкивалась.

Разработала структуру урока «Открытие нового знания», выбрала предмет – русский язык, 4 класс, тему – «Имя прилагательное», разработала балльную систему оценивания, проработала маршрутную карту для каждого ученика класса на каждый урок, продумала способ организации мониторингового отслеживания. В итоге получился своего рода эксперимент, результаты которого я хочу представить в статье.

УРОК.

Каждый урок – новое открытие, причем, предметом изменения в учебной деятельности становится ученик. На уроке каждый ребенок поворачивается лицом к себе, оценивая себя, свою деятельность.

Изменились этапы, содержание и формы урока. В таблице 1 представлен тип урока «Открытие нового знания»

«Основная цель каждого этапа направлена на включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Роль учителя в системе данных уроков заключается в создании условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность, ориентировочной основы действий учащихся» [2]. Включенность должна быть деятельной. О полной включенности ученика в учебный процесс я могу говорить только тогда, когда ребенок:

  • «по поводу изучаемой темы думает, размышляет и старается понимать» [3] М;
  • «обязательно оказывается в ситуациях, когда он восстанавливает, обсуждает содержание изучаемого, оформляет его в тексты» [3]МК;
  • «изученное применяет, то есть выполняет определённые действия по поводу изучаемой темы»[3] МД.

Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. Речевая направленность учебного процесса будет возможной лишь при наличии речемыслительной активности учащихся, которая, главным образом, характеризует деятельность младшего школьника.

Самое интересное происходит на 3 и 4 этапах. Это по сути своей – творческая лаборатория. Применяю в основном побуждающий диалог. Поставить учебную задачу – это значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования. (Таблица 2 Приложение 6)

Уже к концу первого класса мои малыши сами формулируют тему урока и могут поставить цель на личностно-значимом уровне.

«Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность и развивает творческие способности.

На этапе построения проекта выхода из затруднения (поиска решения) важно, чтобы ребята

а) выбрали метод построения нового способа действий –

  • метод дополнения,
  • метод уточнения;

б) определили тип знаний (факт, правило, понятие, закономерность);

в) выдвигали и обосновывали гипотезы;

г) использовали предметные действия с моделями, схемами, таблицами и т.д.,

д) зафиксировали новый способ действия в речи и знаково;

е) преодолели возникшее затруднение с помощью нового способа действия»[2]

(Таблица 3 Приложение 6)

«Основной целью этого этапа являются построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению»[2]. На данном этапе урока очень помогают информационно-коммуникационные технологии с использованием проектора.

При построении проекта выхода из затруднения принимаются все ответы без эмоционального отношения: «так», кивком головы, «хорошо», «может быть». Применяю прием «мозгового штурма» (в некоторых изданиях трактуется как метод).

«Принципиальным отличием от этапа объяснения нового материала является то, что учащиеся выводят новый способ действия в результате собственной деятельности».

На следующем этапе урока организую деятельность учащихся так, чтобы каждый из них проговорил новый способ действия с опорой на его знаковую фиксацию максимальное число раз. Здесь использую работу в парах, «цепочкой», в группах, игровые ситуации, соревнования.

(Таблица 4 Приложение 6)

Особенно эффективна работа по технологии коллективного способа обучения:

  • взаимные диктанты в парах сменного состава (использую на математике, русском языке при отработке уровня образовательного стандарта);
  • разучивание стихотворений по алгоритму помогает заниматься без задания на дом - декламируют наизусть на уроке;
  • работа в парах сменного состава по карточкам использую практически на каждом уроке по всем предметам(накоплен дидактический материал по темам «Решение текстовых задач», «Правила корня»);
  • взаимообмен заданиями (ВОЗ) использую по всем предметам;
  • методика работы по вопросникам (применяю на уроках общеметодологической направленности);
  • методика Ривина А.Г. (написание обучающих изложений, сочинений);
  • обратная методика Ривина (аналогично);
  • методика взаимного тренажа (использую на каждом уроке 3-5 мин. С целью отработки уровня образовательного стандарта).

Использую все организационные формы:

  • Ф. – фронтальная работа,
  • И. – индивидуальная,
  • П. – в парах постоянного состава,
  • Г. – работа в малых группах,
  • К. – в парах сменного состава.

На этом этапе у каждого учащегося свой маршрутный лист по теме урока.

(Таблица 4 Приложение 6)

Следующий этап, где каждый ученик проводит коррекцию своих ошибок, очень важен. Основная цель – включение нового способа действия в систему знаний. Дети, освоившие тему на «5», выполняют творческие задания.

«Целью этапа рефлексии деятельности является самооценка результатов деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия»[2].

На этом этапе:

  1. организуется рефлексия и самооценка учениками деятельности на уроке;
  2. учащиеся фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели;
  3. планируется дальнейшая деятельность и обсуждается домашнее задание.

По данной структуре я построила уроки по русскому языку по теме «Безударные падежные окончания имен существительных в единственном числе». Результат не просто удивил – ошеломил.

Контрольный диктант
оценка % качества % обученности
«5» 6 ч.  94%  100%
«4» 11 ч.
«3» 1 ч.
«2»

«В соответствии с этапами построения системы уроки деятельностной направленности по целеполаганию»[2] распределила в 4 группы

  1. Уроки открытия нового знания. (Приложение 1) (Приложение 2)

  2. Уроки рефлексии. (Приложение 3)
    Направлены на фиксирование и анализ собственной учебной деятельности.

  3. Уроки общеметодологической направленности. (Приложение 4)
    «Отличительной особенностью уроков общеметодологической направленности от традиционных уроков обобщения и систематизации знаний является то, что наряду с констатацией и перечислением свойств изученного понятия в некоторой системе выявляется принцип освоения изученных способов действии в данной последовательности. Уроки направлены на включение нового знания в систему знаний. В контексте деятельностного метода схема ориентировочной основы действий предлагается учащимся не в готовом виде, а конструируется самими детьми. Учитель выступает в качестве организатора этого процесса»

  4. Уроки развивающего контроля. (Приложение 5)
    Для объективной оценки учебной деятельности разработала и ввела балльную систему отслеживания результатов усвоения темы «Имя прилагательное». Уровень усвоения учебного материала определяется с помощью 100-балльной шкалы. Это касается текущих и проверочных работ. Каждый ученик на каждом уроке получает маршрутный лист, где отмечается максимальное и фактическое количество баллов за каждую работу, после чего полученные баллы переводятся в привычные школьные оценки:

    • 100-80 баллов – «5» (отлично),
    • 80-60 баллов – «4» (хорошо),
    • 60-40 баллов – «3» (удовлетворительно),
    • 40-20 баллов – «2» (неудовлетворительно).

Сводную таблицу смотри в приложении. (Таблица 5 Приложение 6)

Используя систему фактических показателей уровня умений и навыков по данной теме, я отражаю успехи каждого ученика и целого класса в виде графика.

 

С помощью такой работы каждый ученик самостоятельно или под руководством учителя оценивает свои успехи и ставит собственные цели для дальнейшего развития. Анализ динамики двух параметров дает возможность оценить сдвиг успешности или неуспешности в учении каждого ученика. Тем самым получить возможность регулировать и управлять уровнем успеваемости, прогнозировать ее снижение и предотвратить это. При анализе системы работы видно, что показатель уровня усвоения учебного материала за последние три года повысился на 12%, что и представлено в диаграмме. (Таблица 6 Приложение 6)

При 5-ти балльной системе оценивания успешными считаются лишь те ученики, которые имеют «4» и «5», а при 100 балльной все ученики считаются успешными, их замечают (даже при незначительном росте), хвалят. Такой способ организации ставит каждого ребенка в ситуацию успеха. А это значит, что налицо рост эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся, стремление личности к саморазвитию, к самосовершенствованию. Увеличился показатель личностного развития (самооценка, социальная адаптация). А это значит, что мои предположения оправдались.

Применяемая технология обучения представляется интересной, поскольку она предполагает:

  • более разнообразные виды учебной деятельности,
  • имеет ярко выраженную направленность на индивидуальное обучение,
  • направлена на повышение уровня самостоятельной учебной деятельности,
  • предполагает многократное закрепление изученного материала в разных формах и разных уровней трудности,
  • многократно увеличивается объем учебного материала, что способствует углубленному изучению той или иной темы,
  • систематическая работа, проводимая по данной технологии, благотворно влияет на развитие устной речи учащихся, более того, является одним из наиболее эффективных вариантов решения проблемы обеспечения речевой практики,
  • располагает продуманной системой контроля над продвижением каждого ученика.

Главный критерий технологии - все дети учатся! Только с разными темпами и на разных уровнях: одни овладеют только базовым (стандартным), другие продвинутся на повышенный, а кому-то удастся освоить высокий. Считаю, что школьную программу способны освоить практически все дети.

В классной комнате с периодичностью 1 раз в четверть вывешивается красочное сообщение рейтинга успеваемости, где легко прослеживается повышение или понижение учебного статуса. (Таблица 7 Приложение 6)

Введение системы отслеживания учебных достижений позволило заинтересовать и включить в учебный процесс не только учеников, но и родительский комитет классного коллектива, руководителем которого я являюсь.

В 2001 году была создана и начала работать на базе МБОУ «Филимоновская средняя общеобразовательная школа» творческая группа учителей начальных классов Канского района «Коллективные способы обучения». Внедряя эту технологию обучения, учителя добились немалых результатов по обученности учащихся, также в своем творческом росте.

Для выступления можно использовать презентацию.

Литература:

  1. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М., 2001.
  2. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода. –М., 2005.
  3. Мкртчян М.А., Запятая О.В., Лебединцев В.Б. Включенность каждого ребенка в учебный процесс как исходная проблема практики образования // Методология, теория и практика организации коллективных учебных занятий / Учебно-методическое пособие – Красноярск, 2003, с. 25
  4. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Педагогика здравого смысла/ Сборник. – М., 2003, с.184