Урок химии в 8-м классе по теме "Кислоты" с презентацией

Разделы: Химия


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный урок с элементами самостоятельной работы.

Цели урока: сформировать понятия «кислота», «кислородсодержащие и бескислородные кислоты», «основность кислоты», умение экспериментально определять кислоты среди других веществ, научиться называть кислоты, продолжить формирование умений работать с веществами, соблюдая правила безопасности.

В результате учащиеся должны

знать: понятие «кислота», формулы кислот, классификацию кислот, признаки действия кислот на индикаторы, алгоритмы составления названия кислот и соответствующего оксида;

уметь: выбирать формулы кислот среди предложенных формул веществ, классифицировать кислоты по наличию кислорода, по числу атомов водорода, определять кислоту с помощью индикаторов, работать с растворами кислот, соблюдая правила техники безопасности.

Оборудование и реактивы: пробирки с растворами соляной и лимонной кислот, таблетки аскорбиновой кислоты, индикаторы (лакмусовая бумажка, раствор фенолфталеина, метилоранжа), стеклянная палочка, учебник О.С. Габриеляна- 8 класс,

инструктивные карты по проведению опыта, мультимедиапроектор, компьютеры, презентация, программа My Test.

Ход урока

1. Организация класса и краткое повторение материала.

Приветствие класса, посадка на места.

? Вспомните как классифицируют неорганические соединения? ( На оксиды, основания, кислоты и соли).

? Назовите какие из них мы с вами уже изучили. (Оксиды и основания).

Дайте определение класса оксиды.

Из данного списка выпишите в столбик оксиды. Слайд №1

Дайте определение оснований.

Из данного списка выпишите в столбик оксиды.

Проверяем Слайд №2

2. Вводный инструктаж.

А сегодня на уроке мы с вами будем рассматривать еще один класс неорганических соединений. Это – кислоты. Слайд № 3

Записываем в тетради тему урока. После изучения данной темы вы должны знать что такое кислоты, какие они бывают, как их классифицируют, уметь называть кислоты, распознавать их среди других соединений, знать правила техники безопасности при работе с кислотами. Слайд №4

Кислоты бывают органические Слайд №5 и неорганические Слайд №6 , содержатся в организмах животных Слайд № 7 , применяются в медицине Слайд № 8 и кулинарии Слайд № 9.

Само название «кислота» указывает на то, что эти вещества имеют кислый вкус. Только не следует пробовать на вкус все кислоты подряд! Для определения кислоты существуют специальные вещества-указатели

? Как они называются? (Индикаторами).

Сейчас вам предстоит провести лабораторный опыт по исследованию изменений окраски индикаторов в кислотных средах.

Правила техники безопасности: Слайд № 10,11

Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление. При попадании кислоты на кожу надо смыть ее струей воды.

У вас имеются на партах инструктивные карты и необходимое оборудование и реактивы. Читая внимательно инструкцию, выполните опыты, соблюдая правила техники безопасности (они то же есть в инструкции).

Итак, приступаем.

3. Лабораторный опыт.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА:

Форма работы: парная.

Время работы – 8-10 минут.

Задание:

Исследовать окраску индикаторов в кислотных средах. Слайд № 12

Оборудование и реактивы:

2 пробирки с соляной и 2 пробирки с лимонной кислотами, лакмусовая бумажка, жидкие фенолфталеин и метилоранж, стеклянные палочки.

Проведение опыта и оформление результатов:

1) Перепишите в тетрадь таблицу, представленную в конце опыта.

2) Смочите соляной кислотой (HCl) из 1-ой пробирки лакмусовую бумажку. Результаты наблюдений (изменение окраски бумажки) запишите в таблицу.

Затем в эту же пробирку с кислотой добавьте каплю фенолфталеина. Перемешайте стеклянной палочкой.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

Во 2-ую пробирку с соляной кислотой добавьте каплю метилоранжа. Перемешайте стеклянной палочкой.

Результаты наблюдений запишите в таблицу.

3) Повторите опыты, описанные выше в пункте 2), используя две другие пробирки с лимонной кислотой.

Не забывайте результаты наблюдений фиксировать в таблице!

ДЕЙСТВИЕ КИСЛОТ НА ИНДИКАТОРЫ

Индикатор Окраска индикатора в воде Окраска индикатора в растворе соляной кислоты (HCl) Окраска индикатора в лимонной кислоте
Лакмусовая бумажка Желтая    
Фенолфталеин Бесцветная    
Метилоранж Оранжевая    

Обсуждение результатов и формулирование выводов:

? Как можно определить раствор кислоты среди других веществ?

(Раствор кислоты среди других веществ можно определить с помощью индикаторов).

? Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?

(Лакмус и метилоранж).

? Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в обеих кислотах?

(Да).

? Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж и в соляной, и в лимонной кислотах?

(Лакмус стал красным, а метилоранж - розовым).

На основании проведенных опытов сделаем выводы:

  • независимо от вида кислоты (органической или неорганической) индикаторы изменяют свой цвет одинаково;
  • а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.

? С чем же это связано?

Для того чтобы объяснить сходные свойства кислот, необходимо изучить их состав.

4. Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы.

? Прочитайте формулы кислот. (HCl, H2SO4, H3PO4). Слайд №13

? Что общего во всех этих формулах? (Все содержат элемент Н).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, все общие свойства кислот, в том числе изменение окраски индикаторов, связаны с элементом водородом.

? На каком месте в формуле кислоты записывают знак водорода? (На первом).

Если закрыть водород, то остальная часть молекулы называется кислотным остатком.

? В кислотах разные кислотные остатки? (Да).

СЛЕДОВАТЕЛЬНО, специфические свойства каждой кислоты связаны с наличием в них разных кислотных остатков.

? Прочитайте кислотные остатки.

? Сколько частей можно выделить в молекулах кислот? (Две).

? А сколько видов ионов содержится в этих кислотах? (Два: один - ион Н, другой - ион кислотного остатка).

? Чему равен заряд иона Н? (1+).

? Какой по знаку будет заряд иона кислотного остатка? (Отрицательным).

? А как можно определить число этого заряда?

Оказывается для этого нужно посмотреть на число атомов водорода в формуле кислоты.

? Чему равен заряд иона кислотного остатка в H2SO4, HCl, H3PO4?

? Как же можно на основании всего сказанного выше дать определение кислотам?

КИСЛОТЫ – это сложные вещества, состоящие из ионов водорода и кислотных остатков.

? А чем еще кроме разных кислотных остатков отличаются формулы этих кислот?

(Числом атомов водорода).

? Как вы думаете можно ли по этом признаку классифицировать кислоты? (Да).

? Откройте учебник с.72 §20 последний абзац и найдите название этого признака. (Число атомов водорода называется основностью кислоты. Признак классификации – основность). Слайд №14

? Какие бывают кислоты по основности? (Одноосновные, двухосновные, трехосновные).

? Назовите по этому признаку показываемые мною кислоты.

Возвращаемся к Слайд №13

? А чем отличаются кислотные остатки в этих формулах? (Есть или нет кислород).

? На с.71 (второй абзац) найдите название второго признака классификации кислот. (По наличию кислорода). Слайд № 15

? Как классифицируют кислоты по этому признаку? (Кислородсодержащие и бескислородные).

? Назовите по этому признаку показываемые мною кислоты.

А теперь мы с вами будем учиться называть кислоты.

Бескислородные кислоты называют с конца молекулы, соединяя название последнего элемента через соединительную гласную О со словом водородная, и добавляем название класса соединения - кислота.

Например:

ПОКАЗЫВАЮ HCl – хлороводородная кислота, другое, чаще употребляемое название ее, – соляная кислота. Слайд №16

Немного о ней: (показываю пузырек с кислотой) – это жидкость, без цвета и запаха, концентрированная дымит на воздухе; содержится в желудке и выполняет две функции: уничтожает большую часть микробов, которые попадают в желудок вместе с пищей, и помогает перевариванию пищи. Желудок готовится к приему пищи заранее: лишь только мы начнем пережевывать пищу, он выделяет желудочный сок, содержащий соляную кислоту. Вот почему так вредно жевать жевательную резинку на голодный желудок, так как сок начнет переваривать стенки самого желудка.

Назовите бескислородные кислоты Слайд № 15

Проверяем Слайд №18

Название кислородсодержащих кислот дает элемент, стоящий в середине формулы. Слайд № 17

Например:

ПОКАЗЫВАЮ H2SO4 и H2SO3 – в середине стоит сера, поэтому первую (у которой больше кислорода) называют серной (богатая и важная), а вторую (у которой меньше кислорода) – сернистой (победнее и скромнее).

Немного о серной кислоте: (показываю ее) – это жидкость, без цвета и запаха, хорошо поглощает окружающие пары воды и другие газы. Концентрированная серная кислота требует особого обращения с ней при разбавлении: ее нужно приливать в воду, а не наоборот. Иначе может произойти закипание и выплеск кислоты, что может привести к ожогам рук, глаз и лица.

Назовите кислородсодержащие кислоты Слайд № 15

Проверяем Слайд №19

На прошлом уроке мы научились составлять формулы оксидов соответствующих основаниям. Какие же оксиды соответствуют кислотам? Слайд № 20

Итак, мы познакомились еще с одним классом соединений – кислотами.

Запишем домашнее задание Слайд №21 и проверим насколько хорошо мы усвоили материал урока с помощью программы My Test, скачанной с сайта http://klyaksa.net/