Урок "Не" с причастиями"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

Детей:

  • Узнать правила написания НЕ с причастиями.
  • Научиться сравнению, обобщению, выделению главного, существенного.

Учителя: Активизировать и акцентировать внимание учащихся на орфограммы в ходе расследования детективной истории, стремиться к повышению степени усвоения нового материала.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

– Сегодня вас, знаменитых сыщиков всего земного шара, собрали, чтобы распутать одно громкое дело. А дело в том, что некий гражданин, выдающий себя за частицу, за приставку и за часть корня, подверг не одно поколение учащихся бесконечным мучениям, по его вине в дневниках многих школьников выставлены наихудшие отметки. Нам надо выяснить, кто он?

(Вывешивается фотография преступника)

  НЕ  
         
  I  

Вот его фотография, так он выглядит. Мы надеемся на вашу добросовестность в расследовании этого сложного дела. Пожалуйста, включите мониторы ваших компьютеров. Подготовьтесь к работе, запишите дату и название дела: «НЕ с причастиями».

Нам свои услуги предоставил Интерпол. Им сделаны уникальные снимки прямо с космоса. В кадре – разыскиваемый.

1         
  Не законченная вовремя работа.  
2  
  Не законченное, а только что начатое собрание.  
3  
  Собрание не закончено.  
4  
  Незаконченная работа.  
5  
  Негодующий, ненавидящий взгляд преследовал меня.  

II. Совместное «расследование».

Учитель Учащиеся
– Уважаемые коллеги, ищем преступника. Преступник обнаружен. Во всех снимках видим его.
– Понаблюдайте за его поведением. Как он ведет себя с причастиями? НЕ написано слитно и раздельно – c одними причастиями он держится на расстоянии, а с некоторыми в совсем близких отношениях.
– Надо бы выяснить, именно в каких случаях или ситуациях он «держится на расстоянии, боится подойти близко»? Боится союза А. Боится, когда есть противопоставление.
– Есть. Одна правдоподобная версия есть. Запишите в протокол. Сравните первый и четвертый снимки. В первом снимке НЕ «держится на расстоянии», а еще есть слово «вовремя». Может, все дело в этом слове? В четвертом снимке НЕ стоит рядом с причастием законченная.
– Правильно. Это слово мы назовем условно «зависимым» словом, зависимым от причастия законченная. Введите в протокол. НЕ «осторожничает» с краткими причастиями.
– Хорошо, это тоже надо записать. Значит, во всех случаях кем он представляется? Раздельно пишется частица, он – отрицательная частица.
– Теперь посмотрите, с кем он «дружит», кого не боится? В снимке № 4. Здесь нет противопоставления с союзом А, нет также зависимого слова. И, вроде, причастие полное.
– Вот так открытие! Блестяще! А кем он представляется? Слитно написано. Значит, приставка.
– Хорошо. Обозначьте, пожалуйста. Слитно написано там, где причастие образовано от глаголов, не употребляющихся без НЕ.
– Прекрасно! Если слово без НЕ не пишется, то чем же является здесь НЕ? Частью корня!
– Мы разобрались в его действиях. А теперь откройте дело № 13 «НЕ с причастиями», сравните с описанием (учебник). Все его «действия» совпадают с правилами.
– Значит, он и частица, и приставка, и часть корня? Да, так и есть. Он не врал. То есть он не преступник.
– То есть вы его полностью оправдываете? Да, в этом нет его вины.
– В этом случае напишите, пожалуйста, оправдательный вердикт – правдивую историю о жизни НЕ.  

III. Час творчества – оправдательный вердикт. Чтение готовых работ.

IV. Закрепление материала: упражнения, диктант.

V. Мы с вами знакомы с правилами раздельного и слитного написания НЕ с именами прилагательными, с глаголами. Посмотрите, пожалуйста, что общего и различного в этих случаях.

VI. Отметки. Комментирование.

VII. Домашнее задание:

(Выполняются по выбору)

  1. Упражнения, тестовые задания.
  2. Упражнения, составление заданий для напарника.
  3. Упражнения, написать статью «Не с различными частями речи».