Информационные технологии на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка к конспекту урока

Младшие школьники легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления. Им интересен любой вид деятельности на уроке, связанный с компьютером. С помощью компьютера можно изучать математику, русский язык, литературное чтение, окружающий мир, технологию. Пользу приносят игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление.

Система электронного обучения с возможностью дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (E–Learning) – новый технологический приём. С помощью беспроводной локальной сети учитель имеет возможность проверить знания детей и проанализировать результаты. Ученики легко и с удовольствием выполняют задания, не боясь ошибиться. Им нравится то, что компьютер выставляет им отметку, с которой не поспоришь.

Предлагаю конспект урока окружающего мира с использованием тестов. Основная дидактическая функция тестов на уроке – средство организации контроля и самоконтроля учащихся.

При просмотре видеофильма использовался приём демонстрирования экрана учительского компьютера на экраны ученических ноутбуков.

Тема. Животноводство в нашем крае.

Цели.

  1. Расширить представления учащихся о животноводстве за счёт раскрытия его задач, показа значения этой отрасли в жизни человека.
  2. Продолжить формирование умений узнавать сельскохозяйственных животных на таблицах, рисунках учебника, работать с текстом учебника.
  3. Отрабатывать умение использовать компьютер для проверки знаний.

Оборудование. Таблицы из серии “Домашние животные”, рисунки в учебнике, локальная сеть, ноутбуки учителя и учащихся, сообщения учащихся.

Используемая литература.

1. А.А.Плешаков “Мир вокруг нас”, учебник для 4-го класса.

2. Ежедневник учителя по предмету “Окружающий мир”, 4-й класс.

3. Тетради на печатной основе по окружающему миру.

4. Материал тестов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и плана урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о сельском хозяйстве, важной его отрасли – животноводстве.

Вначале проверим ваши знания о растениеводстве и защитниках урожая.

II. Ответы на вопросы теста. Работа выполняется на компьютерах.

1. Какая культура не является зерновой:

  • кукуруза
  • подсолнечник
  • гречиха

2. Плодоводство – это выращивание:

  • овощей
  • цветов
  • фруктов

3. Хищником не является:

  • колорадский жук
  • жужелица
  • златоглазка

4. Тля наносит вред растению тем, что:

  • грызёт листья
  • подгрызает корни растений
  • высасывает сок растений

5. Какой жук за свою жизнь съедает около 4 тысяч тлей:

  • жужелица
  • божья коровка
  • жук-навозник

6. Большой ущерб хозяйству человека наносят:

  • совы
  • скворцы
  • мыши-полёвки

7. Лёгкое, нежное, с кружевными голубовато-зелёными крыльями насекомое, похожее на стрекозу, называется:

  • капустница
  • златоглазка
  • голубянка

III. Обработка результатов тестирования. Оценивание знаний учащихся.

IV. Работа по теме урока.

- Вы уже знаете, что сельское хозяйство – это большая отрасль экономики нашей страны.

Мы изучили растениеводство. Сегодня будем знакомиться с животноводством (на доску вывешивается карточка со словом “животноводство”).

- Кто объяснит значение этого слова?

Очень важной частью животноводства является рыбоводство (карточка со словом на доску). Разведением рыбы в прудах занимаются специальные рыбоводческие хозяйства. Рассмотрите изображения рыб на с. 220 учебника. Вы видите породы рыб, которые разводит человек. Прочитайте их названия. 3 вида рыб – сазан, белый амур, толстолобик, встречаются в природе и в диком виде. А вот карп – одомашненная форма сазана. На рисунке “родственники” изображены рядом, поэтому вы можете сравнить эти две породы рыб.

Теперь переходим к пчеловодству (карточка со словом на доску).

Человек прошёл много этапов в развитии пчеловодства. Первых пчеловодов называли бортниками (карточка со словом). От слова “борть”. А борть – это дупло, в котором жили дикие пчёлы. Прочитайте статью на с. 221 и найдите ответ на вопрос: откуда произошло название “пасека”.

Когда мы говорим о домашних животных, то часто используем в речи выражение “породы домашних животных”.

- Как вы понимаете значение этого выражения?

Люди перемещались по земле в поисках лучшего для жилья места. Вместе с людьми по всему миру и распространялись и животные. Человек стремился выводить такие породы животных, которые бы хорошо приспосабливались к новому месту жительства и были более продуктивны. Прочитайте статью “Породы домашних животных” на с. 214. Рассмотрите фотографии на с. 215. На них вы видите домашних кроликов разных пород. Чем эти животные отличаются друг от друга?

Одной из отраслей животноводства является кролиководство (карточка со словом на доске).

Сообщение про кроликов сделает Акимова Лиза.

О правилах ухода за кроликами расскажет Назарова Ксения.

- Каких птиц разводит человек? (Утки, гуси, индюки, куры)

Сейчас мы с вами узнаем, какие животные относятся к крупному рогатому скоту и мелкому рогатому скоту. (Слова на карточках

Про мелкий рогатый скот расскажет Карпов Илья.

О козах сделает сообщение Ильин Никита.

- В мире насчитывается более 1000 пород крупного рогатого скота. Наиболее распространены 250 видов. Это коровы. Произошли они от дикого предка – тура. Разводят молочные, мясные и мясо – молочные породы. Что даёт человеку корова?

За заслуги перед человечеством в Голландии поставлен памятник корове, на постаменте которого короткая и очень точная надпись “Нашей матери”. Известны ещё памятники корове в Дании, США, Румынии.

Рассказывая о крупных животных, нельзя не упомянуть лошадей. Их разведением в сельском хозяйстве занимается отрасль коневодство. В мире насчитывается около 250 пород домашних лошадей, в нашей стране разводят около 50 пород. Все эти животные произошли от одного небольшого, ростом с лисицу, ископаемого животного – гиракотерия.

Сообщение про лошадь сделает Ленков Костя.

А как их содержат, расскажет Шершнева Света.

Где сегодня используют лошадей. Об этом прочитайте текст на с. 218.

- Ещё одна отрасль животноводства – свиноводство.

V. Просмотр видеофильма о предке домашней свиньи – кабане (из программы “КиМ”). Учитель демонстрирует со своего компьютера на экраны детских ноутбуков видеофильм.

VII. Самостоятельная работа в тетрадях на печатной основе.

С. 47, № 110.

VIII. Итог урока.

- Как называется отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением животных?

- Что нового и полезного для жизни вы узнали на уроке?

- Каких животных нашего края использует ваша семья?

На доске постепенно составляется схема:

Учащиеся 4-го класса МОУ СОШ № 8 п. Атиг работают в программе “Тесты”.