Формирование позитивной половой идентичности у детей старшего дошкольного возраста на основе традиций русского и хакасского народа

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Известно, что именно в дошкольном возрасте формируется полоролевая (гендерная) идентичность. Формирование половозрастной идентификации связано с развитием самосознания ребёнка. В норме первичная половая идентичность формируется у детей в возрасте от полутора до трёх лет. В этот период дети научаются правильно относить себя к определённому полу, определять пол своих сверстников, различать мужчин и женщин. К трём – четырём годам возникает связанное с полом осознанное предпочтение игрушек.

В своих повседневных контактах с детьми взрослые постоянно увязывают поведение ребёнка с его полом. По признаку пола и возраста организуются формальные и неформальные детские коллективы. Важнейшим способом обучения типичному для пола поведению является наблюдение и подражание. Основной задачей данной педагогической стратегии является активизация детей, а также коллективное осознание и поддержка личного микроопыта мальчиков и девочек. Вместе с тем, следует корректно обращаться с детскими впечатлениями, чему может способствовать работа с детьми над текстами художественных произведений, проигрывание ситуаций и их анализ, а также выполнение продуктивных видов деятельности. Несомненным и ценным вкладом педагога в процесс взаимодействия с детьми и друг с другом может быть признан собственный жизненный опыт и видение гендерных отношений. Продуктивным моментом этих взаимодействий следует рассматривать углубление и уточнение, а также построение гендерно-чувствительного орнамента отношений в группе детей. Основная стратегия психолого-педагогического воздействия на детей определена, как проживание темы в игровой форме, что согласуется с принципом ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте.

Идентификация подразумевает сильную эмоциональную связь с человеком, “роль” которого ребёнок принимает, ставя себя на его место. Ярким примером этого является сюжетно-ролевая, дидактическая, народная игра. В процессе игр дети усваивают социально приемлемые нормы полового поведения и соответствующие их полу ценностные ориентации, апеллируют к этим понятиям.

Так как мы живём в республике Хакасия, детей знакомим с традициями, обычаями, играми не только русского, но и хакасского народа. Первым этапом в формировании представлений дошкольников о культуре и народных традициях воспитания мальчиков и девочек является экскурсия в краеведческий музей. Целью является знакомство с историей своих предков, их жизненным укладом, одеждой, ролью мужчин и женщин в семье и обществе, с символами, знаками, предметами мужского и женского мира, особенностями воспитания мальчиков и девочек, воспитание интереса к истории родного края, к своей Родине, гордости за своих предков.

Следующим этапом является знакомство с играми. Основное внимание мы уделяем народным спортивным играм. Многие из их носят массовый характер и не требуют какой-либо специальной подготовки, по содержанию эти игры лаконичны и выразительны. Таковы, к примеру, лапта, чикбек, чижик, мерка, городки. Они способствуют развитию не только физических, но и умственных способностей играющих.

Наряду с массовыми играми существуют игры только для мальчиков и только для девочек, связанные, как правило, с трудовыми традициями и социальными ролями мужчины и женщины. Игры для мальчиков требуют физической подготовки – “бабки”, “клюшка”, “плитки”. Игры для девочек преследовали цель ознакомления с трудовыми процессами и физическое развитие – “перескакушки”, “клетки”.

Далее приведём примеры русских и хакасских народных игр, используемые педагогами нашего детского сада по формированию позитивной полоролевой идентичности у детей старшего дошкольного возраста.

Русские народные игры:
“Царевна-королевна”

Цель: овладение нормами полоролевого поведения, повышение самооценки ребёнка.

Ход игры

Участники игры становятся в хоровод, за кругом находится девочка (“царевна”), выбранная с помощью считалки. Все поют хором:

По за городу гуляет
Царевна – королевна,
Пожалуйте в городок,

Царевна – королевна (участники хоровода поднимают руки “арками”)

К кому хочешь подойди,
Царевна – королевна.
Да пониже поклонись,
Царевна – королевна.
Да по городу пройдись,
Царевна – королевна.

В соответствии с текстом песни “царевна” подходит к выбранному мальчику, кланяется, идёт под руку с ним навстречу движению хоровода, затем выводит его за хоровод (“за город”). Игра начинается снова, но со словами “царевич – королевич”.

“В хороводе были мы”

Цель: овладение нормами межполового общения.

Ход игры

Действие разворачивается внутри хоровода, а героем его становится “парочка” (мальчик и девочка, выбранные по жребию), которые затем, после окончания песни, выбирают себе новую пару. Парочка идёт в одну сторону, а хоровод в другую, исполняя песню.

В хороводе были мы,
Ай люли, были мы.
Увидали парочку.
Постой пара поклонись.
Хороводу покажись,
Ай люли, покажись.

“Утка”

Цель: развитие силовых качеств и полоролевого поведения.

Играющие становятся в круг попарно. В центре круга “утка” (девочка), а за кругом мальчик – “селезень”. По правилам игры селезень должен поймать утку, стремясь прорваться в круг. При этом стоящие в кругу, сцепив руки, мешают ему, защищая утку.

Хакасские народные игры:
“Окрас”

Цель: физическое развитие мальчиков.

При игре “Окрас” (петух) участники делятся на две команды. Согласно правилам, надо было, прыгая на одной ноге сбить противника с ног ударом плеча. Выигрывала команда, сбившая большое количество врагов.

“Пала туузах”

Цель: развитие ловкости, выносливости.

Обычно играют мальчики. На ровной площадке выкапывают в ряд через 10-15см. лунки с глубиной в полмячика. Каждая лунка имеет своего хозяина. Выбирают водящего с помощью считалки. Водящий бьёт мячик битой (мирке) так, чтобы он катился по лункам. Если мячик не попал ни в одну из них, то катит следующий. Кому в лунку зайдёт мячик, тот должен схватить его и бросить в кого-нибудь из играющих. В кого попадёт мячик, тому в лунку клали камушек со словами “пала туупчазын” (ты детей рожаешь!). игрок, в кого попали мячиком, отправлялся вместо водящего скатывать мячик. Если игрок с мячиком промахнётся, то он в наказание должен был везти на спине водящего 3 раза вокруг лунок. Ему тоже в лунку клали камушек. Игра продолжалась до 5 штрафных камушков. У кого набиралось 5 камушков, тому завязывали глаза. Затем в одну из лунок зарывали мячик. И он должен был его отыскать.

Перескочки (перескокушки)

В эту игру любят играть девочки. Дети делились на две команды. При игре одна команда усаживалась на землю шеренгой и вытягивала ноги. Игроки другой по очереди перепрыгивали через ноги сидящих в области стоп. После того, как все пропрыгали, сидящая команда ставила ступню одной ноги на ступню другой. Затем к ногам добавлялась рука, потом вторая рука. Если хоть один игрок задевал стопы или кисти сидящего, то вся команда прыгающего игрока считалась проигравшей, и команды менялись местами.

Игры-состязания
на основе знаний народных традиций

  • “Кто больше назовёт пословиц о мужских и женских качеств, о семье, о почитании родителей, о любви к детям”.
  • “Кто душевнее споёт колыбельную песню для сына или для дочки”
  • “Кто больше вспомнит сказок с добрыми, заботливыми, трудолюбивыми героинями и сильными, выносливыми, отважными, находчивыми героями”.
  • “Нарисуй старинный праздничный наряд мужчины (женщины)”.
  • “Кто больше назовёт старинных предметов быта”.

Используемые игры просты и доступны по своему содержанию. Они удовлетворяют потребность молодого организма в движении. Игры развивают в детях ловкость, быстроту, меткость и сообразительность. По своему игровому сюжету, они повышают жизненный тонус, доставляют детям радость, в тоже время воспитывают чувство коллективизма, понимание своей половой принадлежности.

Литература

  1. Благой Д.Д. О традиции и традиционности // Традиции в истории и культуре. М; Наука, 1978.
  2. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. – Абакан – 1995.
  3. Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка. // Вопросы психологии, 1966, № 6.
  4. Капица О.И. Детский фольклор. Песни, потешки, дразнилки, сказки, игры. Изучение, собирание. Обзор материала.
  5. Татаринцева Н.Е. Воспитание полоролевого поведения дошкольников: Мир мальчика и девочки. – Ростов на Дону: издательство РТПУ, 2002.