Урок изобразительного искусства во 2-м классе (по программе Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд). Тема урока: "Украшение и фантазия"

Разделы: МХК и ИЗО


Задачи:

  • Образно воспринимать окружающую жизнь, находить в природных сюжетах темы для украшения воротника.
  • Творчески использовать жизненные ситуации и собственную фантазию для украшения воротника.
  • Уметь пользоваться белой гуашью для украшения воротника, вырезать оригинальную форму изделия, расписывать фон цветной бумаги. Соблюдать аккуратность при выполнении данной работы.

Задание: Украшение узором с использованием природных мотивов заданной формы воротника.

Материалы: цветная бумага, белая гуашь.

Зрительный ряд: слайды кружев, бисерного и другого шитья, вышивок, сами вещи.

Ход урока

Учитель: Ребята! Тема нашего урока: “Украшение и фантазия”. Художник, который создает украшения, учится у природы, а не слепо ее копирует, переделывает, нивелирует своей фантазией.

Показ слайдов.

– Рисует узоры мороз на оконном стекле. Это творение природы

Рис. 1 Рис. 2

– А это творение рук человеческих. Настоящие кружева из нити.

Рис. 3

Окружают меня кружева:
Одуванчик, дрожащий едва,
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне,
Кружева в стрекозиных крылах
И в летящих сквозных облаках,
В паутине лесной,
В невесомой тени вырезной.
Кружит лист, кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава-
Кружева, кружева, кружева…

Убедились, что узоры для украшения мастер брал из природы? Посмотрев слайды, взглянем на вологодские кружева. Посмотрите, настоящие, “живые” воротник и салфетка. Их плетут при помощи трех инструментов: иглы- булавки, крючка и “коклюшек- веретен”. Подобные кружева плетут в основном в северных русских областях: Архангельской, Вологодской, Кировской, Новгородской.

Но крючком тонкий узор не навяжешь, прозрачности настоящей не достигнешь. А кружево красиво, когда оно словно паутина из нескольких нитей сплетается. Коклюшки у настоящих мастериц постукивают, позванивают, словно в этой музыке. (Б. Дварионеса “Литовская народная шуточная песня”)

Вот такими же ловкими, легкими и быстрыми должны быть и ваши кисточки, когда мы приступим к работе. А у нас в Удмуртии кружева не плетут, а вяжут при помощи крючка. В каждом крае есть свои особенности, своя красота. Есть они и у нас.

Рис. 4

 

Рис. 5

Где подсмотрели художницы –кружевницы рисунок своего затейливого узора? Там же, где можем увидеть его и мы с вами: в лесу, в поле, в огороде, на реке .Недаром и названия узоров старинных русских кружев так просты и поэтичны “рыбка”, “ручеек”, “протекай – речка”, “ мельница”, “мороз”.

А кто же плетет эти чудеса? Неужели руки человеческие?

Задаю ребятам вопрос и показываю репродукцию картины Василия Андреевича Тропинина “Кружевница”

Дети, на вас смотрит очаровательная мастерица-кружевница, которая хочет вас привлечь к старинному искусству плетению крученых кружев, которые плетут без коклюшек. Взгляните, перед вами на столах все необходимое для творчества. Но не торопитесь, послушайте советы: левая и правая половинки деталей должны быть одинакового узора, как будто отражаются друг в друге, все листики, цветы и стебли надо сделать толще нажимом кисти. Сама же кружевная паутина, соединяющая весь узор, очень тонкая, воздушная. Она рисуется кистью, которая едва прикасается к бумаге.

Сначала потренируемся. Кисть взять правильно, локти должны лежать на столах. Мокрой кистью рисуем будущий узор. Если неправильно изобразить, то вода быстро высохнет, а у вас есть возможность исправить свое кружево.

Рис. 6

А теперь, когда мы стали чувствовать себя уверенно,

наступила пора работать белилами. Не забывайте о различной толщине линии ниток, о левых и правых половинках.

Ребята начинают самостоятельно трудиться.

Кружева, особенно белоснежные, очень похожи на зимнюю природу.

Я вам сейчас стихи почитаю про белоснежную зиму, а вы работайте и слушайте .И обратите внимание, какое разное настроение звучит в этих знакомых нам стихах. Так и в ваших работах пусть будут кружева праздничные, торжественные. А у кого-то получатся нежные, трепетные.

И стоит береза в сонной тишине.
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
А. С. Пушкин

Красивые стихи у Пушкина и Есенина!

А теперь послушайте стихи нашего национального удмуртского поэта.

Метет метель.
На улице темно.
Скрипит калитка,
Плачет, как от боли.
А ветер бьет в замерзшее окно,
Как будто хочет
Избы выгнать
В поле.
Метет метель,
Заносит все пути.
И горизонт,
И дальний лес сосновый.
Как будто хочет
Даже замести
Садящегося солнца
Шар багровый.
Но рано утром
Подожжет снега
Проснувшееся
Утреннее солнце,
Ш – широко шагнув
Через луга,
Осветит изб
Замерзшие
Оконца. Флор Васильев

Подошел к концу наш урок. Дети, приколите булавками рисунки кружев к стенду. Посмотрим еще раз на веселую, милую кружевницу на картине художника В. Тропинина. Пусть и останется в вашей памяти ее неповторимый взгляд и изящный жест руки.

Урок окончен . Каждый из вас моет кисть, ставит ее на место, выливает воду, кладет гуашь в коробку, а посуду на полку. Свое рабочее место протираете чистой, сухой тряпочкой.

 Детские работы

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16