Урок геометрии в 10-м классе. Геометрический турнир

Разделы: Математика


Цель:

  • систематизация и обобщение знаний учащихся о теме.
  • Развитие умений обобщать, сравнивать, выделять главное.
  • Воспитание чувства коллективизма.

Ход урока

1.
Учитель: Ребята! Три месяца мы с вами изучали стереометрию, завершили изучение темы “Параллельность прямых и плоскостей”. Сегодня у нас геометрический турнир, где вы должны показывать чему научились, каждый в ответе не только за себя, но и за работ команды. Сейчас мы создадим 4 команды (каждый вытаскивает карточку с номером команды). Выбрать капитана, турнир будет проходить в 6 этапов. В каждом этапе команду представляет 1 участник, кого назначит капитан 1 этап – конкурс решения задач, 2 этап – лучший теоретик, 3 этап – проверка домашней работы, 4 этап – демонстрация теоремы на модели. 5 этап – кроссворд, 6 этап- собрать теорему из карточек.

Пожелания командам:

  • “Есть единственная форма счастья – честно трудиться, уважать друг друга и жить в мире”
  • “Счастья от бесконечности до бесконечности”
  • “Миллион вам надежд на лучшее”
  • “Плохое настроение умножьте на 0”

2.
1-й этап. Конкур решения задач

По 1 человеку с команды выходят к доске.

  1. Сумма всех ребер параллелепипеда 120 см. Найти каждое ребро если АВ/ВС = 4/5, ВС/ВВ = 5/6.
  2. Через середину ребра SC тетраэдра SABC проведено сечение параллельно плоскости АВС. Найти площадь сечения, если площадь АВС – 44 см в кв.
  3. Продолжения сторон треугольника MAB пересекают плоскость альфа в точках А1 и В1, МА – АА1, МВ – ВВ1, А1В1 = 30см.

1) как расположены АВ и плоскость альфа?
2) Найти длину АВ

  1. Даны параллелограмм АВСД и трапеция АВЕК с основанием БК не лежащие в одной плоскости.

А) АВ – 10,5 см, ЕК = 8,5 см.

1-я группа оценивает – 2 – 3 – 4 – 1 группу.

2-й этап. Конкурс на лучшего теоретика

С каждой команды по одному теоретику, на столе 25 карточек с вопросами, по очереди вытаскивают карточку и отвечают на вопросы, каждый ответ – 1 балл, если помогает команда 0,5 балла

Помощники считают баллы и подводят итог, результаты заносят в таблицу.

3 Этап

Проверка домашней работы (по одному представителю с команды)

1) 2 стороны параллелограмма параллельны плоскости альфа. Как расположены плоскости параллелограмма и плоскость альфа?
2) 2 стороны трапеции параллельны плоскости альфа. Как расположены плоскость трапеции и плоскость альфа?
3) 2 прямые параллельны плоскости альфа. Как эти прямые расположены
4) Прямая а параллельна альфа. Верно ли, что прямая а:

А) не пересекает ни одну прямую плоскости альфа.
Б) параллельна любой прямой плоскости альфа.
В) параллельна некоторой прямой плоскости альфа.

1 команда оценивает – 2 – 3 – 4 – 1
(3 балла)

Дома: № 116–117

4 Этап

Демонстрация теоремы на модели (по одному представителю).

1) признак параллельности прямой и плоскости
2) признак параллельности 2 плоскостей
3) признак скрещивающихся прямых
4) признак перепендикулярности прямой и плоскости.

Оценивание: 1 – 2 – 3 – 4 – 1 (по 2 балла)

5 Этап

Разгадать кроссворд.

По вертикали:

5. Прямые, которые не лежат в одной плоскости.
6. Основная фигура в пространстве.
7. Раздел геометрии, изучающий фигуры в пространстве.
8. Чему равен угол между параллельной прямой и плоскостью?
9. Элемент треугольника.
10. Сколько пар, скрещивающихся ребер, имеет тетраэдр?

По горизонтали:

1. Две непересекающиеся прямые плоскости.
2. Вспомогательная теорема.
3. Любое множество точек.
4. Количество прямых, проходящих через точку вне данной прямой, параллельно ей. (4 балла).

6 этап. Составить из карточек теорему

На каждой карточке одно слово, расположить карточки так, чтобы получились теоремы.

1) Если 2 прямые параллельны третьей прямой, то они параллельны.
2) Отрезки параллельных прямых заключенные между параллельными плоскостями, равны
3) Если 2 прямые перпендикулярны к плоскости, то они параллельны.
4) Через 2 пересекающиеся прямые проходит плоскость и притом только одна.

7 этап. Подведение итогов

Капитан ставит оценки каждому (сдает листок учета). Помощники считают общий балл команды, за все конкурсы. Оценки.