Урок по теме "У истоков геометрии"

Разделы: Математика


Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Вид урока: Ученические исследования. Решение познавательных задач.

Время проведения: 1 академический час (45 минут).

Межпредметные связи: история, география.

Цели и задачи.

  • Образовательные: познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок. Сформировать у учащихся представление о геометрии, как о науке.
  • Развивающие:
    создать условия для:
    – расширения кругозора, познавательной активности учащихся;
    – закрепления навыков работы с Интернет и информационными технологиями;
    – развития коммуникативных умений, навыков индивидуальной и групповой работы;
    развития умения работать в программе Microsoft PowerPoint;
    – развития умения делать выводы;
    – формирования диагностического мышления;
    – развития вербального и невербального мышления.
  • Воспитательные:
    создать условия для:
    – формирования интереса учащихся к геометрии через углубление исторических знаний о предмете и людях, стоявших у истоков геометрии;
    – развития волевых и деловых качеств личности, личностного самосовершенствования (самопознания, самовыражения, самоутверждения);
    – развивать умение работы в сотрудничестве.

Оборудование:

  • компьютер;
  • экран;
  • проектор;
  • слайды.

Основополагающий вопрос: Что такое геометрия?

Цель Учитель Ученики Результат
Организационный

Настроить учащихся на работу.

Говорит о том, что сегодня необычный урок – на нем мы начинаем изучать новый предмет – геометрию. Для ее изучения нам необходимы будут на каждом уроке такие предметы, как карандаш и линейка. И уже сегодня они нам пригодятся. Все приготовили эти инструменты? Принимают к сведению, проверяют подготовку к уроку.

Учащиеся готовы к работе.

Мотивационная беседа

Подготовка учащихся к постановке целей урока

Продолжает вести беседу: многие из вас уже, наверное, задумывались над тем, что же это за предмет – геометрия? А некоторые учащиеся не просто задумались над этим вопросом, а решили провести исследование. Над своим проектом они работали не один день и сейчас покажут вам презентацию и попытаются ответить на вопрос: что же такое – геометрия? Я надеюсь, что вы будете внимательно их слушать и тоже попытаетесь ответить на этот вопрос. Принимают к сведению.

Мотивационная беседа настроила учащихся на внимательное отношение к презентации.

Подготовка к целеполаганию и изучению нового материала через обсуждение вопросов проекта.

Чтение докладов и представление презентаций.

 

I. Делают доклады по темам:
  1. История возникновения геометрии;
  2. Что такое геометрия?
  3. Кто стоял у истоков геометрии?

(Итоговое выступление по работе над проектами (Приложение 4) – планирование содержания учебного проекта учителем;
(Приложение 5) – планирование содержания учебного проекта и этапов работы над проектом учениками) Приложение 1 (презентация)
Приложение 3 (доклады)

  1. Формируется интерес учащихся к математике через углубление исторических знаний о предмете и людях, стоявших у истоков геометрии.
  2. Развиваются волевые и деловые качества личности, личностного самосовершенствования (самопознания, самовыражения, самоутверждения) через работу над проектом в группе и выступлением с докладом перед учащимися.
  3. Совершенствуются умения работать в программе Microsoft PowerPoint.
  4. Совершенствуются коммуникативные умения, навыки индивидуальной и групповой работы.
  5. Развивается творческий потенциал учащихся через работу над презентацией.
Осмысление знаний учащихся

Ответ на основополагающий вопрос урока

Делает обобщение по проекту.
Сегодня перед вами открылись:
И расширились ваши представления о мире и математике как о взаимосвязанных объектах.
Если вы внимательно слушали, то сейчас сможете ответить на вопрос: Что изучает геометрия?
(Можно продемонстрировать слайд 15)
Отвечают на вопрос. 1. Развивается умение делать обобщения и выводы.
Оценка процесса и результатов работы над проектом

Обсуждение на уроке результатов проектной деятельности.

Дает оценку выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание, форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.
Просит учащихся оценить презентации проектантов.
Обсуждают работу, выставляют итоговые оценки. – Дана оценка результатов проектной деятельности;
– развивается диагностическое мышление.
Целеполагание на уроке

Постановка целей урока.

Сейчас мы с вами сделали выводы о том, что такое геометрия. А как вы считаете: какие основные фигуры в геометрии? Знаете ли вы их? Какова наша цель сегодня на уроке? Отвечают на вопрос учителя, ставят цель: познакомиться с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок. Проведено целеполагание.
Ознакомление с новым материалом

Объяснение нового материала

Учитель с помощью слайдов 1–2 (Приложение 2) объясняет новую тему: – обозначение прямых, точек, отрезков, знаков краткой записи , используя знания учащихся, полученные в предыдущих классах. Слушают объяснение, работа в тетрадях. Ознакомление с новым материалом
Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения.

Закрепление связей и отношений в объектах изучения.

1. Предлагает работу в группах по слайдам 3–9 (Приложение 2), с последующей проверкой слайдов 3, 8, 9 сначала у доски, а потом на экране.

1 упр.: Раздели на группы по принадлежности точек прямой (слайд 4);
2 упр.: найди лишнее (слайды 4–5);
3 упр.: дополни ряд (слайды 6–7);
4 упр.: дополни рисунок по условию (слайд 8–9).

2. Обращает внимание учащихся на образовательную цель урока, предлагает выполнить задания математического диктанта (слайд 10), чтобы проверить, как произошло первичное усвоение материала.

  1. Работают в группах, проверка с доской и на слайдах.
  2. Выполняют математический диктант
  1. Первичное закрепление новой темы. Развитие вербального и невербального математического мышления.
  2. Развивается умение работать в сотрудничестве.
Домашнее задание

Дать домашнее задание

Задает домашнее задание: § 1, № 6, 7. Записывают домашнее задание. – Ориентация учащихся на самостоятельную деятельность.
Рефлексия.

Проанализировать выполнение целей урока, оценить свою работу на уроке.

Ведет беседу о том, какие на уроке были поставлены цели и как они выполнялись, удовлетворены ли учащиеся уроком. Предлагает каждому учащемуся закончить одно из предложений, используя слайд 11. Дают оценку своей работы на уроке, достижению целей урока. Слайд 11 (Приложение 2) – выбирают одно из предложений и заканчивают его. Подведен итог урока.

Литература

  1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., и др. Геометрия, 7–9. Учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
  2. Шмидт В.Р. Говорим на языке математики: тренинги математического мышления для учеников 6–9-х классов. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Слайды приложения 1 подготовлены с помощью Интернет ресурсов:
    www.opentextnn.ru
    https://urok.1sept.ru
    www.rustrana.ru
    www.ivd.ru
    www.mt-str.ru
    www.etalon-jenavi.com
    www.net.kirov.ru
    www.books.ru
    http://isgeom.narod.ru
    www.Gallery.ru
    www.krugosvet.ru
    www.tonnel.ru
    www.dic.academic.ru
    www.vokrugsveta.ru
    www.initeh.ru
    www.univer.omsk.su
    www.museumnnov.ru