Новые технологии на уроках музыки

Разделы: Музыка


 Основная цель урока музыки – это контакт учащихся с миром художественного творчества, в котором они принимают активное участие. Как добиться нам учителям музыки, мировой художественной культуры, такого искренне личного самостоятельного "включения" наших учеников в то, что так дорого и ценно для нас (иначе мы бы не были учителями) – в Искусство. Что делать?
 Существует много разных попыток решения данного вопроса, но именно программа Д.Б. Кабалевского открыла путь к тому: "Что преподавать?" и "Как преподавать!"

1. Тематизм уроков.
2. Познание жизни через Искусство.
3. Педагогика сотрудничества.

 На начальном этапе занятий школьники учатся узнавать три типа сочинений: марш, танец и песню. Эти три музыкальные области уподобляются трём китам, на которых, по легенде, держится земля. Ощущение детьми песенности, танцевальности ведёт их к пониманию музыки.
 Три кита – самые распространённые и демократичные жанры музыкального искусства. Все дети, так или иначе, знакомятся с ними ещё до поступления в школу. Таким образом, обучение с первых шагов опирается на Опыт детей, что вызывает у них уважение к самим себе и интерес к занятиям.
 Важнейшая особенность программы Кабалевского – это её Тематическое построение, при котором для каждой четверти учебного года определяется своя тема, которая постепенно раскрывается от урока к уроку.
 Например, темой занятий в первой четверти второго класса является "три кита". Затем изучаются темы: "О чём говорит музыка?" и "Куда ведут нас три кита?", а в последней четверти года – "Что такое музыкальная речь?". Таким образом, снимается опасность фрагментарности, а ребята по спирали (забег вперёд и возвращение к пройденному) познают музыкальное искусство на уроке.
 Темы занятий в пятом классе сконцентрированы вокруг связей между изобразительным искусством, литературой и музыкой. В шестом классе тема "Преобразующая сила музыки используются для идейно-нравственного воспитания. В седьмых и восьмых классах школьники занимаются "Музыкальным образом" и "Современностью в музыке".
 Следующим важным моментом в программе Д.Б. Кабалевского является связь музыки с жизнью. Музыка, как и другие виды искусства, рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот и почва эта – Жизнь, реальная жизнь, питающая искусство и писателя, и композитора, и художника.
 Поэтому-то мы и находим так много общего между различными искусствами. Кабалевский говорил: "+понять произведение искусства, это значит, прежде всего, понять его жизненное содержание". Школьная жизнь рождает музыку о школе, Спортивная жизнь рождает музыку о спорте, Война – рождает музыку о войне, Революция – рождает музыку революции.
 И наконец, о педагогике сотрудничества. Когда Д.Б. Кабалевский пришёл в московскую школу  209 как новый учитель музыки и провёл урок, то после урока он спросил молодую учительницу (это был её класс) довольна ли она своими учениками? На что учительница ответила, что дети говорили с Дмитрием Борисовичем, как со своим+ Кабалевский остался довольным её мнением. "Это ведь хорошо и так важно: урок – не урок, если нет душевной близости учителя с учениками, взаимопонимания".
 И на последующих занятиях Кабалевский так подавал материал, так его сопоставлял и, если нужно, видоизменял, что ему не приходилось излагать готовых определений тех или других понятий: дети сами открывали особенности и свойства изучаемых музыкальных явлений и сами приходили к обобщающим выводам, дающим ключ к конкретному в их музыкальной практике.
 Ученики, таким образом, становятся полноправными соавторами урока музыки. Педагогика сотрудничества – это педагогика развития личности.      

Тема триместра: "Музыка и живопись"
Тема урока: "Можно ли увидеть музыку. Богатырская тема в искусстве" (урок введение в тему)
Цели и задачи урока: Дать учащимся первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях музыки и живописи и вызвать интерес к этой области. Обеспечить усвоение музыкальных и художественных понятий, исторических фактов, формирование эмоционально нравственного отношения к музыки. Воспитание патриотизма, гордости за Родину, причастности к её славному прошлому.

Оборудование урока:

1. Портреты русских композиторов А. Бородина, М. Глинки, С. Прокофьева.
2. Репродукции с картин русских художников И. Репина, В. Васнецова, П. Корина, И. Глазунова и А. Кившенко.
3 ТСО: диапроектор со слайдами, видеомагнитофон, проигрыватель, пластинки.

ХОД УРОКА

Дети входят в класс под музыку С. Никитина "Песня о маленьком трубаче".
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас интегрированный урок, на котором мы попытаемся проследить связь музыки с изобразительным искусством.
Искусства возникают не на пустом месте. Все они рождаются из единого источника и вырастают на единой почве. Источник этот, и почва эта – САМА ЖИЗНЬ!
В прошлом полугодии мы узнали о том, что музыка и литература обогащают друг друга. А как вы думаете, музыка и изобразительное искусство могут жить друг без друга?
Не спешите отвечать. Давайте послушаем музыку.
Прежде чем прозвучит оркестровое исполнение, послушайте тему на фортепьяно. (Учитель играет на фортепьяно главную мелодию 1-й части из 2-й симфонии А.Бородина).
Учитель: Какая это музыка? Она что-то выразила или изобразила?
Уч-ся: Музыка эта изобразительная.
Учитель: Какое чувство вызывает эта тема?
Уч-ся: Она вызывает чувство решительности, сосредоточенности.
Учитель: Какой образ создаёт?
 Уч-ся: Внутренне представляется какой-то мужественный, героический образ.
 Учитель: Правильно, молодцы! А теперь я предлагаю Вам послушать ту же музыкальную тему, но в исполнении симфонического оркестра. Слушая музыку, почувствуйте её, подумайте, а затем ответьте: Может быть, ещё какие-то темы будут звучать?
 (Звучит экспозиция 1-й части 2-й симфонии А. Бородина – произведение пока учителем не называется).
 Уч-ся: Звучала музыка мужественная, суровая, сосредоточенная, решительная, на смену ей пришла удивительно душевная, распевная, песенная, раздольная тема, а затем снова возвратилась суровая мужественная музыка.
 Учитель: А как вы считаете, это музыкальное произведение создал русский или зарубежный композитор?
 Уч-ся: Только русский композитор, потому что зарубежный никогда такую музыку не напишет. Уж очень она русская.
 Учитель: Совершенно верно! Вы абсолютно правы. Автором этой музыки является русский композитор А. Бородин, а произведение называется "Богатырская" симфония.
 Учитель сообщает краткие сведения о композиторе: Александр Порфирьевич Бородин родился в 1833 г. и умер в 1887 г. Природа одарила этого человека множеством талантов – могучий разум учёного, гений композитора и литературное дарование. Сорок две научные работы, среди которых немало выдающихся. Известная на весь мир опера "Князь Игорь", могучие симфонии, большое число камерно-инструментальных и фортепьянных произведений, романсы и песни, блестящие статьи о музыке и музыкантах – это неполный список того, что создал Бородин.
 Далее учитель обращает внимание учащихся на стенд, на котором помещены репродукции картин: И. Репина "Протодьякон", В. Васнецова "Богатыри", П. Корина "Александр Невский", И. Глазунов "Два князя", А. Кившенко "Военный Совет в Филях"
 Учитель: Какая из картин могла бы проиллюстрировать "Богатырскую" симфонию?
Дети выбирают картину "Богатыри" В. Васнецова и зачитывают карточку с описанием сюжета картины.
 Содержание карточки: "Изображая на картине героев русских былин – Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, художник воплотил идею величия и могущества русского народа.
 Учитель: "Что общего между музыкой Бородина и картиной Васнецова? Что роднит эти два произведения?
 Уч-ся: И композитор, и художник прославляют образ русского богатыря – могучего защитника Родины.
 Учитель: У меня такой вопрос. Случайно или закономерно то, что так много произведений различных видов искусств посвящено героической богатырской теме?
 Уч-ся: Искусству интересен человек, образ которого ярче всего раскрывается в критических ситуациях.
 Учитель: Ребята, давайте подумаем и попробуем разобраться, а что такое подвиг?
 Уч-ся: Подвиг может совершить не каждый. Слабый духом человек не способен на подвиг. Только люди сильные духом, любящие свою Родину и народ, способны совершить подвиг.
 Учитель: Вы говорите очень мудрые слова. Подвиг – это есть высшее проявление красоты человеческого духа.
 Учитель: Ребята! Давайте вспомним и назовём истинных героев – богатырей земли Русской.
 Уч-ся: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Георгий Жуков, Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Иван Сусанин, Михаил Кутузов+
 Учитель обращает внимание детей на стенд, где размещена картина А. Кившенко "Военный Совет в Филях".
 Учитель: Ребята! Что изображает картина?
 Уч-ся: На картине изображены русские генералы во главе с фельдмаршалом Кутузовым, которые решают судьбу Москвы. Сдавать её французам или нет. Принято нелёгкое решение. Москву сдать, чтобы сохранить армию.
 Учитель: Молодцы! Правильно. А композитор С. Прокофьев пишет оперу "Война и мир" по роману Л. Толстого. Мы разучили с вами фрагмент из этой оперы – арию М. Кутузова.
 Дети исполняют главную мелодию арии Кутузова.
 Учитель: О чём поёт Кутузов? Сколько частей в арии?
 Уч-ся: В арии три части. В первой части звучит скорбь. Войска должны оставить Москву. Во второй части звучит ненависть к врагу. В третьей части слышится вера в грядущую победу над врагом.
 Учитель: Правильно ребята. Мудрость полководца Кутузова спасает Россию от врагов. Слушая эту арию, кого мы ещё невольно вспоминаем?
 Уч-ся: Вспоминаем Ивана Сусанина, который ценой своей жизни спас Москву от иноземцев.
 Героизм русского народа живёт во все времена. Во время Великой Отечественной войны подвиги совершали не только взрослые, но и дети. Ярким примером этому служат образы ребят – героев, которые ценой своей жизни спасали нашу Родину от врагов.
Дети читают стихи:

Мы помним всех отважных бойцов
Наших дедов и наших отцов
И взрослых, и тех, кто был ещё мал
Но всё равно, как мог, воевал

Исполняется песня С. Никитина "Песня о маленьком трубаче".
Далее в классе идёт обсуждение песни.
Учитель: Завершая наш урок, мы можем с вами сделать вывод, что музыка может вызвать в нашем воображении различные живописные образы, и даже определённые картины.