Урок развития речи. Сочинение по теме "Мои осенние наблюдения"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания учащихся о тексте и его основных признаках;
  • формировать умения собирать материал по заданной теме и проводить собственные наблюдения;
  • использовать средства выразительности речи для описания своих наблюдений;
  • способствовать развитию интереса к творчеству расширению кругозора;
  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческое воображение детей;
  • воспитывать любовь к природе родного края и окружающему миру.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • набор заготовок из цветной бумаги для практической работы по изготовлению палитры,
  • черновики для выполнения творческой работы.

Ход урока

1. Организационный момент. Актуализация знаний.

– Добрый день, друзья. Сегодня на уроке нам предстоим выполнить творческую работу, которая позволит проверить ваше умение быть наблюдательными. Каждый из вас попытается выразить с помощью своих мыслей и чувств отношение к одному из времен года – осени. Напомните основное направление ваших наблюдений.

Мы наблюдали за тем, как опадают листья с различных деревьев.

Эпиграфом для нашего сегодняшнего урока мы возьмем то высказывание, которое, по вашему, мнению, наиболее точно отразит тему нашей творческой работы.

Учащимся предлагается на выбор ряд эпиграфов, возможно прочтение строк кубанских поэтов заранее подготовленных учащихся. (Приложение 1)

2. Постановка учебной задачи.

Самое главное мы закрепим знания о правильном построении текста, авторами которого вы станете сами. Что мы называем текстом?

Несколько предложений связанных по смыслу, объединенных общей темой.

А те тексты, которые вы создадите, будут являться вашими сочинениями. Перед началом работы обратимся к нашей помощнице – памятке: “Как писать сочинения”. (Приложение 2)

3. Работа с таблицей цветов и оттенков. Практическая работа по изготовлению палитры осенних красок.

– Рассмотрим картины природы и попробуем выполнить первый шаг. Вообразим себя художниками, возьмем в руки палитру и краски и подберем оттенки и цвета осени.

Работа в парах или группах по созданию собственных палитр. На заранее подготовленных шаблонах учащиеся наклеивают только те “краски”– шаблоны, которые могут быть использованы для написания осенних пейзажей. Для учащихся, испытывающих затруднения, предлагается таблица: “Цвета и их оттенки” (Приложение 3)

Покажите ваши работы, почему вы выбрали именно эти оттенки и цвета?

Потому что только осень может окрасить листву деревьев в такое буйство красок. Не одно время года не “одевает” деревья столь причудливо.

4. Определение структуры сочинения.

Какое название вы выберите для сочинения? Его вы запишите на верхней строке черновика. В правом верхнем углу вашего черновика имеется место для выбранного вами эпиграфа. А нижняя его часть используется для орфографической подготовки. Здесь вы можете записать слова в правильности написания, которых вы сомневаетесь. А затем, используя орфографический словарь или помощь учителя решить эту орфографическую задачу. Черновик для вас своеобразная карта, которая поможет ориентироваться в структуре текста сочинения. Но чтобы ею воспользоваться, необходимы знания в области окружающего мира. Какие три поры осени вам известны?

Осень имеет три поры: ранняя, золотая и поздняя.

Ранняя осень – первая пора, когда листья чуть подернулись желтизной и зелень только начинает уступать место осенней палитре. На нашем черновике, таким образом, выделено вступление – первая часть творческой работы.

Вторая пора осени – золотая, самая красивая и самая продолжительная. Для условного обозначения этой части мы выбрали характерные ей оттенки. Ведь вторая часть самая объемная и в ней отражается основное содержание текста.

Последняя пора осени – поздняя. Листья уже в основном опали, а те, что остались, прихвачены морозом и окрашены в бурые, бордовые, темные тона. Последняя часть – заключение, ей мы в условном обозначении определим именно эти оттенки.

За породами, каким деревьев вам удалось понаблюдать в пору листопада?

За березами, кленами и тополями, липами, дубом и ивой.

Подобно человеку, каждое дерево имеет свой неповторимый вид. Давайте узнаем по описанию деревья:

белоствольная, кудрявая__ (береза)________________

плакучая, развесистая___ (ива)__________________

высокий, стройный_____ (тополь)_______________

могучий, старый________ (дуб)__________________

Почему именно эти слова стали устойчивыми выражениями для описания деревьев?

В них подмечены основные признаки этих деревьев.

Физкультминутка.

5. Работа по содержанию текста.

– Одинаково ли опадают листья с деревьев. Как вы думаете почему? Как опадают листья с клена?

– Медленно и плавно.

– Почему?

– Они крупные.

– Какие еще слова-синонимы подходят для описания листьев клена?

– Большие, тяжелые, огромные.

– На что они похожи?

– На звезды, на ладошки…

– Давайте составим предложения о листьях клена.

– Медленно опускаются на землю тяжелые листья клена.

Плавно и не торопясь, летят к земле огромные кленовые листья. Оранжевые звезды кленовых листьев плавно опускаются на землю.

Как ладошки друзей встречаются у земли и прижимаются друг к другу рыжие листья клена.

– Запишите каждый свои предложения в черновик. Как можно сказать о листьях березы, какие они по форме?

– Края у листьев березы резные.

– Прежде чем записать предложение о березе, давайте подберем синонимы к словам, обозначающим действие предмета, вместо слова опадают. Вспомните устойчивые описания этого дерева.

– Кружатся, летят, сыплются, опускаются, вьются, парят в воздухе

– И так ваши варианты предложений о березе.

– Сыплются, словно золотой дождик, резные листочки кудрявой березы. Ярко-желтые с резным краем листья белоствольной березы парят в воздухе. Они медленно ложатся под ноги и дополняют разноцветный осенний ковер из листьев.

– Запишите свои предложения в черновик.

– Теперь нам предстоит подобрать слова, которые мы можем использовать вместо слова листья. В этом вам поможет ваше собственное воображение.

– А на что, по вашему мнению, похожи листочки липы?

– На маленькие сердечки, монетки, пятачки.

– Значит, используя это сравнение, составим и запишем предложение о липе.

– Кружатся на ветру разноцветные сердечки липы.

Словно монетки осыпаются под ноги желтые листочки липы.

Как медные пятачки падают в осенние лужи листья липы.

– Запишите свое предложение о липе в черновик.

– Какие краски подойдут для листьев дуба?

– Медные, кирпичные, бурые, коричневые…

– Могучий старый дуб расстается со своей листвой без жалости.

Он отпускает их как корабли в свободное плавание.

Много повидал н своем веку таких листопадов.

– Объектом наблюдения стала еще ива. Какой по форме лист у этого дерева и на что похожи листья этого дерева?

– Узкие листочки напоминают слезки, падающие на землю, а еще они похожи на перо птицы и лодочки.

– О чем может плакать ивушка? Составим предложения о листьях ивы и самом дереве.

– Плавают в воздухе золотые рыбки ивы.

– Словно слезы об уходящем лете сыплются на землю листья с плакучей ивы.

– Лист ивы похож на перо птицы, которое легко парит в воздухе.

–  С развесистой плакучей ивы падают в лужи листья и плывут словно лодочки.

– В заключении – последней части своего сочинения вы можете выразить свое личное отношение к осени. О чем еще можно сказать в заключительной части? (О настроении, о чувствах, которые вызывает это время года). Приведите примеры вашего заключения к сочинению.

– Листопад превратил землю в красочную мозаику.

Как красив листопад!

Он украсил землю нарядным ковром.

Я люблю бродить под дождем по опавшей листве.

Мне нравится, когда под ногами шуршат опавшие листья.

Осень не самое любимое время года для меня, но она красива посвоему.

Я очень люблю осень и всегда наслаждаюсь осенним листопадом.

6. Самостоятельная работа по написанию черновика сочинения.

(Учащимся дается время для записи и проверки каждой части)

Обратимся еще раз к памятке: “Как писать сочинения”. Проверь весь текст. Получился ли рассказ? Проверь каждое предложение. Проверь каждое слово. Сейчас мы прочтем некоторые из черновиков. Слова, правило написания, которых вы не знаете, можно заменить на близкие им по значению (синонимы), но более простые в написании.

Во время написания работы в записи звучит музыка П.И.Чайковского. (Ноябрь, из фортепианного цикла “Времена года”).

7. Итог урока.

– У многих из вас получились замечательные тексты. Вы использовали синонимы, чтобы исключить повторы, эпитеты и сравнения для придания тексту яркости и выразительности. Как не восхититься прекрасным русским языком, который открывает нам свои тайны и учит образно и с любовью выражать мысли и чувства.