Урок информатики в 11-м классе. "Создание калькулятора в среде программирования Visual Basic и вычисления на нем"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Обучающая

1) помочь учащимся усвоить правила использования текстовых полей на формах, команду перевода текста в число
2) закрепить умения изменения свойств формы и свойств объектов: текстовых полей и командных кнопок
3) продолжить формирование умений самостоятельной работы по алгоритму, умения работы с калькулятором, умения работы со справочными материалами, Интернет

Развивающая

1) развитие логического мышления, воображения

Воспитательная

1) воспитание умения оценивать результаты своей работы
2) эстетическое воспитание
3) воспитание компьютерной грамотности
4) воспитание уважения к результатам своего труда и необходимости полученных знаний

План – конспект урока.

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация знаний. Постановка целей урока. (Урок сопровождается показом презентации. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1. )
  3. Сегодня на уроке мы продолжаем работать в среде программирования Visual Basic. И сегодня каждый из вас создаст, на мой взгляд, одну из полезных программ – калькулятор. На вновь созданном калькуляторе мы решим с вами несколько примеров, что позволит ещё раз вспомнить правила вычисления. Согласитесь, что пока ещё не каждый из вас может похвастаться отличным умениям производить вычисления на калькуляторе.

  4. Проверка знаний учащихся.
  5. Чтобы вспомнить всё необходимое для работы на уроке, вы ответите на вопросы теста. (Тест на компьютере ПРИЛОЖЕНИЕ 2 или напечатать тест на листах ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

    Узнать результаты можно сразу, если тест сделан на компьютере, оценку записать в листок оценок (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), исправить ошибки – правильно ответить на вопросы. Если тест учащиеся делали на листочках, то у учителя будет несколько минут для проверки чуть позже, когда дети будут создавать калькулятор.

  6. Сообщения учащихся.
  7. Сначала мы послушаем сообщения о появлении первых калькуляторов, об истории их развития, которые ребята приготовили заранее. (Слайд 2-10 презентации).

    Сообщения учащихся об истории появления калькуляторов.

    Сообщение 1.

    1623 Вильгельм Шиккард создал “Вычисляющие часы”. Это была 6-ти разрядная машина, которая могла складывать и вычитать числа, и информировала пользователя о переполнении с помощью звонка. Сама машина и ее чертежи были потеряны и забыты во время войны, сотрясавшей приблизительно в тот период Европу. Однако в 1935 году чертежи были найдены... только для того, чтобы быть потерянными снова, по причине Второй Мировой войны. Злоключения машины Шиккарда закончились лишь в 1956, когда ее чертежи были заново обнаружены тем же человеком! В 1960 группа энтузиастов построила машину и на практике удостоверилась, что она работает.

    1644...1645 Блез Паскаль в Париже создал “Паскалин”. Эта пятиразрядная машина использовала усовершенствованный метод Шиккарда, однако не могла вычитать, и, возможно, была менее надежна, чем более простой механизм “Вычисляющих часов”. Несмотря на это, истории было угодно так, что про машину Шиккарда все забыли, а Паскаль стал широко известен как основатель концепции вычислительных машин. Он построил достаточно много устройств и продал приблизительно 10...15 из них, часть из которых дошли до наших дней.

    Сообщение 2.

    В 20 веке одними из известных стали калькуляторы, изобретённые братьями Касио.

    Так выглядела его основная рабочая часть.

    Вот так выглядел калькулятор Casio 14-A целиком. Он был размером с письменный стол.

    Вскоре компания Casio изобрела компактный калькулятор, так облегчив всем нам жизнь.

    Сообщение 3.

    Я хочу вам представить ещё несколько предшественников современных калькуляторов, которые появились на свет в России.

    Самым популярным механическим вычислителем в советские времена являлся арифмометр системы Однера "Феликс". Для производства вычислений было необходимо крутить ручку - один раз для сложения или вычитания, и несколько раз для умножения и деления. Изобретатель арифмометра Однер родился в Швеции, но вскоре переехал в Петербург, где и оставался до конца жизни.
    На арифмометре системы Однера можно было производить четыре арифметических действия - сложение, вычитание, умножение и деление. Модель оказалась настолько удачной, что ее разнообразнейшие модификации более, чем полвека выпускались во многих странах мира.

    В послевоенные годы в России было принято решение создать полностью электронный калькулятор. В ноябре 1962 года калькулятор заработал. На испытания Государственной комиссии представлялись три созданных одновременно калькулятора под названиями "Вега", "Лада" и "Вятка". На проведенных испытаниях победила "Вега", которую и решено было производить.

    В наше время выпускается огромное количество калькуляторов, умеющих выполнять большое количество операций. Есть и программируемые калькуляторы, которые по своим возможностям начинают приближаться к компьютерам.

  8. Постановка проблемы перед учащимися. (Слайд 11.)
  9. У нас на компьютерах уже есть программа Калькулятор, которая входит в стандартный набор программ ОС Windows XP. Откройте её на моём компьютере. (Один ученик выполняет).

    Производители корпорации Майкрософт предлагают нам с вами пользоваться таким калькулятором. Мы же с вами создадим свои калькуляторы, которые, быть может, не будут ничуть уступать по своим возможностям этому.

    А ещё мы устраним один из достаточно больших недостатков данного калькулятора. Как вы думаете, какой? (дети отвечают – мелкие цифры при наборе и плохо различимые знаки на кнопках)

  10. Пути решения проблемы.
  11. Давайте оценим наши возможности, то есть знания, которые у нас есть для создания калькулятора. Что вы можете сделать уже сейчас без моей помощи и помощи учебника? (дети отвечают)

    Итак, вы можете создать внешний вид калькулятора, его красиво оформить: расположить кнопки, поля для ввода чисел.

    Сегодня на уроке мы создадим калькулятор, который выполняет четыре основные арифметические действия. Это ….(дети отвечают)

    Значит, у нас будет 4 кнопки с изображением знаков: “плюс”, “минус”, “умножить”, “разделить”

    А работу с числами мы сделаем более наглядной. (Слайд 12).

    Пусть на вашем калькуляторе будет три текстовых поля. Как вы думаете, для чего? (Слайд 13) Можно показать детям рабочий калькулятор, то есть то, что у них должно получиться. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

  12. Объяснение нового материала.
  13. Теперь осталось наш калькулятор заставить решать примеры. Для этого командным кнопкам нужно присвоить программы.

    (Объяснение по слайду 14).

    Итак, приступаем к работе. Напомните, какую программу мы сейчас открываем? (Дети отвечают).

  14. Создание и сохранение калькулятора – самостоятельная работа.
  15. У вас на столах есть алгоритм работы над калькулятором. (ПРИЛОЖЕНИЕ 6) Сначала создаём внешний вид калькуляторов.

    Форму назовём: “Калькулятор”. На ней размещаем объекты, о которых мы сегодня говорили. Записываем программы для арифметических действий.

    (Некоторые учащиеся могут отправить готовый калькулятор по электронной почте на адрес учителя. Их можно посмотреть на экране.)

    Оцените в оценочном листе свой калькулятор. Учтите уровень самостоятельности создания калькулятора, оформление своего калькулятора.

  16. Решение примеров на калькуляторе.
  17. А теперь давайте вспомним правила вычислений на калькуляторе. Для этого вам нужно самостоятельно, уже на собственном калькуляторе решить пять примеров. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

    Ответы записываете на карточке. Исправлений быть не должно. Исправление приравнивается к ошибке.

  18. Самопроверка решённых примеров.
  19. На доске вы видите правильные ответы, проверьте и исправьте ошибки. (Слайд 15) Поставьте себе оценку на оценочном листе. Она равна количеству правильно решённых примеров. Сделайте работу над ошибками.

  20. Работа с дополнительным справочным материалом: энциклопедией, Интернет.

А теперь, кто уже справился с вычислениями, давайте ответим на вопрос, используя Интернет:

  1. Откуда происходит слово калькулятор?
  1. Подведение итогов.
  2. Что нового вы сегодня узнали, чему научились?

    Поставьте себе оценку за урок. Она будет складываться как среднее арифметическое из трёх оценок: за проверочный тест, который был в начале урока, за созданный калькулятор и за правильность решения примеров.

    Оценка за тест Оценка за калькулятор Оценка за примеры Итоговая оценка
           

    Узнать оценки учащихся.

    На следующем уроке вы усовершенствуете свои калькуляторы. Добавите новые кнопки. Какие?

  3. Домашним заданием будет придумать форму для калькулятора, написать программы для кнопок, которые бы извлекали квадратный корень, возводили бы число в степень, находили синус, косинус и тангенс числа, а также вычисляли число, обратное данному.

Алгоритмы создания калькуляторов вклеите в свою тетрадь по информатике.

Урок окончен.