Путешествие в страну Сенсорляндию

Разделы: Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Цель:

профилактика психического здоровья детей;
– развитие эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру;
– воспитание гуманного отношения к окружающим;

Методические приемы: игровая терапия, сказкотерапия, игры в круге, релаксационные упражнения, активное слушание музыкальных произведений

Материалы: профессиональный генератор запахов со звуками природы, Светильники “Пламя”, “Переливающиеся цветы”, “Фонтан света”, вращающийся зеркальный шар, мягкие пуфы, напольные маты, четыре контейнера с крупами.

Музыкальное оформление: CD-диски из серии RELAX-meditation, И.С. Бах Прелюдия №1, М. Таривердиев “Мгновение”, М. Легран “Шербургские зонтики”.

Возраст участников: дошкольный, от 4 до 6 лет. (Количество детей на занятии от 4 до 6 человек).

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Психолог приглашает детей войти в сенсорную комнату. Познакомиться с интерактивным оборудованием, а также играми и игрушками, находящимися в комнате.

Звучит спокойная музыка из серии RELAX meditation. Дети рассаживаются по кругу, и психолог включает светильник “Пламя”, имитирующий пламя костра.

2. Психологическая разминка

Психолог: Ребята, с давних времен известно, что человек способен длительное время смотреть на две вещи: на то, как бежит вода и на, то, как горит огонь. Этот огонь мы с вами будем “зажигать” на каждом занятии. Он будет согревать нас, дарить тепло, спокойствие, уют и ощущение защищенности.

Упражнение “Дождь”

Описание. В этой игре дети должны постоянно прислушиваться и выполнять движения, действия по образцу. Это потребует от них терпения и самодисциплины. Игра носит характер группового ритуала и усиливает сплоченность группы. Она помогает детям восстановить силы.

Инструкция. Садимся удобнее в кругу. Я буду сидеть в кругу вместе с вами. Мы все должны сидеть очень тихо и не говорить ни слова. Надеюсь, что у нас получится прекрасная игра. Она называется “Дождь”.

Каждый из вас будет производить такой же звук, который производит его сосед справа. Сначала, когда начну я, звук будет очень тихим. Потом ребенок рядом со мной (назовите имя ребенка) тоже начнет так шуметь, потом то же самое будет делать ребенок рядом с ним и так далее по кругу, пока, в конце концов, мы все не будем производить этот звук.

Сначала дождь слегка накрапывает, а потом это звучит так … (Потрите свои ладони друг о друга. Когда все дети потрут ладошками, вы можете сделать следующий шаг.)

А теперь дождь пошел сильнее … (Мягко похлопайте руками по бедрам и подождите, пока так не пошумят все).

Теперь дождь идет уже изо всех сил … (Сильно похлопайте обеими руками и снова подождите, пока не похлопают все дети).

Ну а теперь ливень превратился в настоящую грозу, гремит гром, ревет ветер … (Топайте по полу обеими ногами попеременно в быстром темпе и имитируйте ураганные звуки, выдыхая воздух сквозь зубы. Как только все дети потопают ногами и воспроизведут звуки ветра, громко крикните.)

Стоп! Теперь погода должна постепенно улучшаться. Мы все снова потопаем ногами и изобразим ураганные звуки. При этом вы один за другим должны прекращать шуметь. Сначала остановиться ребенок справа от меня (покажите на ребенка или назовите его имя), потом останавливается ребенок рядом и так далее по кругу, пока мы не перестанем слышать какие бы то ни было грозовые звуки.

А сейчас давайте все вместе воспроизведем сильный шум дождя, слегка похлопав себя по бедрам… При этом останавливаются один ребенок за другим…

Теперь давайте все пошумим, как моросящий дождь, при этом вы будете останавливаться один за другим…

А теперь дождь прекратился совершенно. Стало совсем тихо, и воздух такой замечательно свежий и чистый. Каждый из нас может трижды глубоко вздохнуть и представить красивую цветную радугу.

– Ну а сейчас я предлагаю вам занять удобное положение, глубоко вдохнуть, выдохнуть и закрыть глазки. Включается музыкальное произведение И.С. Баха – Прелюдия №1, направленное на установку состояния покоя и отдыха, и зеркальный шар с мотором и профессиональным источником света. Вращающийся зеркальный шар с направленным на него узким лучом света создают эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание “солнечных зайчиков”. В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся дети, находящиеся в комнате. Дети располагаются на пуфиках, закрывают глаза и с помощью направленного воображения попадают в сказочную страну.

Психолог включает профессиональный генератор запахов со звуками природы. Вы слышите эти звуки? Волшебная, сказочная страна под названием Сенсорляндия ждет нас. Глубоко вдохните и выдохните. Мы летим с вами в волшебную страну. Пролетая по небу, мы видим Волшебный зеленый лес, где живут добрые человечки Сенсорики, а вот и Волшебное озеро Чувств, качает на своих волнах маленькие пароходики-эмоции. Ветерок нежно обдувает наше лицо, волосы, согревает теплотой. И, наконец, за озером показывается сказочная поляна, на которой расположилась замечательная страна Сенсорляндия.

Дорогие путешественники, откройте глазки и посмотрите вокруг. Как много всего интересного. Дети открывают глаза и передвигаются по комнате, рассматривая настольные водные фонтаны в виде замков, волшебные светильники “Переливающиеся цветы” и “Фонтан света”, мягкие пуфы.

3. Основное содержание занятия.

Психолог: Ребята, мы с вами попали в сказочную страну. Но, как известно в любой сказочной стране всегда есть Добрые волшебники, а есть и Злые колдуны. Вы заметили, что Волшебная страна совершенно пуста? Все жители этой страны куда-то исчезли. А все дело в том, что злой колдун Страх очень завидовал маленьким человечкам, за то что они были очень дружны между собой, всегда помогали друг другу и никогда не оставляли своих друзей в беде. За их доброту злой колдун превратил жителей в различные мелкие частички, смешал их, перессорил, тем самым, лишив их способности общаться между собой и выражать свои чувства. (Детям предлагается контейнер, в котором находятся перемешанные между собой: гречка, горох, рис, пшено). Мы должны спасти жителей от чар злого колдуна и все вместе перебрать частички. Отдельно сложить рис, отдельно горох, пшено, гречку. Только после этого жители волшебной страны смогут спастись от чар злого колдуна и снова превратиться в добрых и веселых человечков Сенсориков.

Включается музыкальная мобилизирующая композиция М. Таривердиева “Мгновение”, способствующая формированию состояния уверенности, а также активизирующая деятельность. Ребята вместе с психологом перебирают крупу, складывая каждую в свой контейнер.

Психолог: Молодцы ребята! Все вместе мы справились с этим трудным заданием и победили Злого колдуна! Он навсегда покинул Волшебную Сенсорляндию, и больше никогда не будет мешать жителям этой замечательной страны жить в доброте и согласии. Давайте сейчас все вместе возьмем наши контейнеры с частичками и тихонько потрясем их. Что мы слышим? Какие звуки? Громкие? Тихие? А еще какие? А хотите, я расскажу вам секрет? Эти звуки не простые, они волшебные! Это жители сказочной страны говорят нам Спасибо, за то что мы спасли их от чар Злого колдуна. Услышать эти звуки способен только человек с добрым сердцем, ведь только он может понять и услышать другого!

4. Ритуал прощания.

Психолог: Вот и окончилось наше с вами замечательное путешествие! Пришла пора возвращаться домой! Занимайте удобное положение на пуфах, закрывайте глазки и полетели!

Включается музыкальная композиция тонизирующего воздействия “Шербургские зонтики” М. Леграна.

Включается свет. Дети становятся в круг. Правая рука каждого участника вытянута вперед к центру круга. Получается “цветок”. Произносятся слова: “Мы играли, отдыхали, никого не обижали! А теперь пришла пора всем сказать: “Пока-пока!”.

Список литературы

  1. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. М.; Генезис. 2007
  2. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья. Учебно-методическое пособие. Под ред. Жевнерова В.Л., Баряевой Л.Б., Галлямовой Ю.С. СПб.; ХОКА, 2007
  3. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога. М.; ЭКСМО, 2009.
  4. Фопель К. Привет, ушки! Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.; Генезис, 2005
  5. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам! Тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. М.; Генезис, 2007
  6. Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. М.; ТЦ СФЕРА, 2007