"Доброму везде добро". Совместная деятельность с детьми (занятие)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Формирование представлений о значении добра для гармонии и счастья;
  • Поддержание психического здоровья детей;
  • Привитие ценности духовных качеств.

Задачи:

  • Побудить в детях желание относиться к людям позитивно, ценить их уже за то, что они живут рядом с нами;
  • Развить способность помогать и сочувствовать людям, развить чувство сопереживания и любви к окружающим;
  • Укрепить доверительные отношения друг к другу;
  • Помочь каждому почувствовать себя комфортно;
  • Научить ребенка оценивать свои нравственные качества;
  • Развить позитивное самовосприятие;
  • Активизировать личную позицию;
  • Приобщить детей к народному творчеству, используя пословицы для понимания эмоционально-ценностного смысла общекультурных норм и правил;
  • Обогатить развитие эмоционально-волевой сферы детей, используя музыку.

Цель теста “Добро, зло и я”

  • Получить представление о характере усвоения ребенком нравственных категорий, а также о степени его невротизации и тревожности.

Цель теста “Дом доброты”

  • Определение самооценки детей.

Предварительная работа:

  • Познакомить детей с понятиями: театр, сцена.
  • Научить детей ориентироваться на листе бумаги, привить умение использовать для рисования весь лист.
  • Сформировать представление о комплиментах, привить детям умение и желание делать комплименты себе и другим.
  • Ознакомить детей с характеристиками добра и зла.

Оборудование:

  • Бумажный мешочек;
  • Спички, свеча, металлический поднос;
  • Медальоны-сердечки;
  • Фишки для расселения в дом;
  • Рисунок дома для заселения;
  • Магнитная доска.

Психолог

Здравствуйте ребята! Я рада, что мы сегодня встретились с вами! (дети здороваются)

В этом зале вдруг грустью завеяло,
И печальный дождь моросит.
И не пахнет здесь ласкою, нежность,-
Видно кто-то о чем-то грустит.
Кто грустит? У кого обида в глазах? (грустит девочка)

Девочка

Я ушла в свою обиду,
И сказала, что не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!
И в обиде я не вижу
Ни цветочка, ни куста.
И в обиде я не слышу
Ни словечка вашего.

Психолог

Как зовут тебя девочка? (знакомятся). Как тяжело и грустно живется с обидой и грустью в сердце. Ребята, может, поможем Кате жить без печали? (девочка пожимает плечами, вздыхает)

Как помочь? (дети предлагают свои варианты). Попробуем один способ – вот так!

“Мешочек обид”

В мешочек соберем все обиды.

Как или чем можно обидеть человека? (Варианты детей собираются в мешочек, а девочка постепенно становится радостной и веселой)

Психолог

Потяжелел наш мешочек. А чтобы обид стало меньше в нашей жизни – сожжем его. (Сжигают мешочек)

Психолог

Посмотри-ка из-за туч,
Показался солнца луч
И просохли глазки.
На людей обиду не стоит копить,
И обиду бывает лучше простить.
Тогда настроение быстро улучшится
И все в жизни сразу получится.

Любовь – единственный ответ на любую нашу проблему. А чтобы уметь любить – надо уметь прощать. Прощение растворяет любую обиду. Хотите научиться прощать?

Тренинг “Прощение”

Психолог

Закройте глаза. Представьте, что вы в затемненном театре и перед вами - сцена, освещенная ярким светом. Поставьте на сцену человека, который вас обидел когда-то, его надо простить…Он улыбается, глаза искрятся светом, он счастлив, все в жизни у него хорошо…Пусть он исчезнет…Теперь на сцене вы. С вами происходит только хорошее. Вы счастливы, и улыбаетесь. Знайте: во Вселенной достаточно добра для всех нас. И как хорошо, что мы живем на этой Земле. Откройте глаза.

Это упражнение растворяет облака накопленной обиды.

Я вижу, что наши глаза светятся радостью, мы стали добрее, все обиды исчезли. Из наших ощущений можно построить высокую пирамиду добра “Добрый человек скорее дело делает, чем сердитый”

“Пирамида добра”

Психолог

“Если я буду добрая, то всегда буду стараться помогать людям, попавшим в беду”

(вместе с ответами педагог и дети накладывают руки друг на друга, создавая пирамиду)

Чувствуете тепло, которое исходит от пирамиды добра. Пусть каждый из нас поместит кусочек добра в своё сердце “Добро делать спешить надо”.

Теперь я точно знаю, что в жизни нас ждут только добрые дела.

Тест “Добро, зло и я”

Психолог

Представьте, что этот лист бумаги – это вся ваша жизнь, все, что вас окружает. Синим кругом – вы будите рисовать себя; красным – добро и черным кругом – обозначьте зло.

(Дети работают индивидуально, во время рисования тихо звучит инструментальная музыка)

Какие замечательные у вас синие и красные круги, так и хочется вас похвалить. Молодцы! Вы самые добрые дети! А вы умеете себя хвалить?

“Я люблю себя за то, что…”

Психолог

Я люблю себя за то, что я умею быть веселой (наградить себя медальоном-сердцем).

Дети хвалят себя и разбирают медальоны.

Не забывайте, что даже для самого себя “Хорошее слово – половина счастья!”

А нравится, когда к вам обращаются по-доброму и ласково. Интересно узнать, как вас ласково называют?

“Клубочек ласковых имен”

Психолог

Мне нравится, когда мама называет меня – доченька. (Каждый участник высказывает свои мысли и наматывает нитку из клубочка на палец)

Эта волшебная нить объединила нас в одно целое. Пусть по ниточке сейчас пройдет волна нежности и любви. Помните – “Доброе слово лечит, а худое калечит”.

Мне, кажется, что мы знаем добрую песню.   (Поют песню “Если добрый ты…”

Психолог

Да, если мы добрые, то всегда легко. Особенно легко живется в “Доме доброты”. На верхнем этаже живут самые добрые люди. На нижнем этаже живут люди, у которых доброты мало. На каком этаже можете жить вы?

Тест “Дом доброты”

(Дети выбирают себе этаж, размещая свои сердечки-медальоны. Звучит инструментальная музыка)

Психолог

В этом доме очень уютно, все в нем живут дружно. Конечно, ведь “Доброму все друзья”. Но, чтобы в доме доброты всегда было хорошо, надо соблюдать правила доброты. Какие это могут быть правила? Как вы думаете?

(Дети перечисляют правила доброты, последнее правило называет педагог)

- можно сделать приятное, подарив кому-то подарок. В нашем доме доброты есть день подарков.

“Подарки друг другу”

Мы можем помечтать и представить какие подарки можно подарить друг другу.

Я подарю Кате цветок, он замечательно пахнет.

(Дети воображают, и дарят подарки друг другу. Обратить внимание, чтобы “подарки” оказались у всех детей)

Психолог

Сколько доброты и любви в ваших душах. Давайте поделимся добром, любовью со всеми людьми. Сядьте в удобную позу. Расслабьтесь, сделайте спокойный вдох. В каждую сторону направьте пожелания.

Упражнение “Мир, любовь и добро”

“Мир, любовь, добро – всем, кто слева от меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто справа от меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто впереди меня”
“Мир, любовь, добро – всем, кто позади меня”

Психолог

Мир так огромен и прекрасен, что любви и добра хватит всем. Посмотрите, у девочки (называет по имени) глаза сверкают искорками добра.

Посмотрите, как вокруг – все преобразились!
Нашей общей радостью – заразились!
Мысли чудесные кругом витают,
Нежными лучиками нас задевают.
Теперь мы знаем, что доброта
Спасет наш мир от насилья и зла.
Вносите в мир свою частичку добра,
И будете духом сильны вы всегда.

Сейчас у нас есть возможность внести свою частичку добра в наш мир.

Упражнение “Солнышко добра”

Представьте, что у вас в руках находится волшебное солнышко добра. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, оно согревает вас, ваше тело, вашу душу. Мысленно поместите все добро этого солнышка внутрь. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает вашу душу, доставляет радость. У вас появляются силы, силы здоровья, счастья и радости.

Это солнышко может одарить всех людей добротой. Но для этого надо отпустить солнышко вместе с пожеланиями.

(Каждый ребенок “отпускает солнышко” со своим пожелание людям)

Психолог

Пусть наш мир наполнится любовью, добром и радостью. В наших руках сделать жизнь добрее и радостнее.

Делайте добрые дела,
Чтобы сердце пело всегда.
До новых встреч!

Литература

  1. Ветрова В.В. “Уроки психологического здоровья”
  2. Рахматжаева В.А. “Грамматика общения”
  3. Фисюкова Л.Б. “Год перед школой”
  4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. “Учим детей общению”
  5. Кряжева Н.Л. “Развитие эмоционального мира детей”
  6. Чистякова М.И. “Психогимнастика”
  7. Урунтаева Г.А., Афонькина “Как я расту: Советы психолога родителям”
  8. Вачков И.В. “Психология для малышей, или Сказка о самой “душевной” науке”
  9. Киселева М.В. “Арт-терапия в работе с детьми”
  10. Кожохина С.К. “Путешествие в мир искусства”