Развивающие игры на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


img1.JPG (44257 bytes) В наше непростое время у детей все меньше и меньше времени остается свободного времени на непосредственно “детскую” деятельность – игру. Кроме того, игры современных детей- младших школьников и подростков, если с ними не заниматься, носят агрессивный характер или же не отличаются глубиной содержания, не несут никаких воспитательных свойств, и очень скудны по набору используемых приемов, средств и ситуаций. Поэтому участие педагога и в этой важной для развития ребенка области деятельности оправдано и необходимо.

Каким же играм учить детей? Когда общаешься с ними непосредственно в нерабочей обстановке, можно поиграть во множество игр, в которые сам играл в детстве, а как быть на уроке, где необходимо присутствие дисциплины, порядка, и обучающей деятельности? Уже выпущено множество книг, которые помогают учителю создавать игровые ситуации на уроке и получать от этого пользу в виде новых знаний. “Игровые формы развития моторики на уроках изобразительного искусства” Л.И. Побоковой, “Использование метода проектов на уроках “ИЗО и художественный труд” при обучении учащихся прикладным видам искусства” Гумаровой Л.В., “Тенденции развития игровых методов художественной педагогики” Климовой Л.Ю., “Развивающие игры на уроках и переменках. Мир игры в 3–4 классах” Дик Н.И., “Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы” Абрамовой М.А., и еще много хороших авторов, предлагающих действительно занимательные идеи для игр на уроках. Но я хочу поделиться личным опытом, играми, апробированными и проверенными мною не раз и действительно принесшими добрые плоды.

Для начальной школы у меня разработано несколько игр, в которые можно играть на уроке, не нарушая дисциплины и порядка, приучая детей непосредственно к усидчивости и внимательности. Как известно, бывает так, что или время не рассчитал до секунды, или дети устали на предыдущих уроках и никак не могут собраться слушать учителя, или звонок задержали, и тогда встает вопрос: чем удержать детей на месте? Первая игра, которую я хочу представить вашему вниманию, это “Цветоазбука”, играть в нее можно без специальной подготовки и без специальных знаний, желательно в конце урока. Условия просты: учитель называет цвет (желательно сложный, серебристый, фиолетовый и т.д.)) и просит указать с места на предмет такого цвета. Замешкавшиеся или ошибившиеся ученики становятся “фантиками”, то есть должны или показать смешное движение или загадать загадку, спеть песенку и т.д. Все это - с места, “выскочки” штрафуются упражнениями на приседание. Следующая игра помогает, если ученики никак не могут успокоиться перед уроком. Она называется “Красный, желтый, зеленый”. Учитель присваивает каждому цвету какое-либо движение: поднять руки (красный), закрыть глаза (красный), поднять одну руку (желтый), опустить обе руки (зеленый) и т.д. Обычно никто не хочет отставать от одноклассников и уже через несколько минут дети готовы приступить к уроку. Еще одну игру я использую, когда нужно потренировать внимание: она называется “Запоминалочка”. Перед детьми на учительском столе выставляются несколько предметов из обстановки класса: чьи-то пеналы, альбомы, баночки с водой, кисточки, вазочки, и т.д. (все, что попалось под руку), дети честно отворачиваются или закрывают глаза. Нечестные игроки наказываются исключением из игры. Предметы меняются местами. По считалочке, можно, чтобы ее произнес кто-нибудь из учеников, выбирается один ученик, он должен переставить предметы, как они были. Вариант игры: убрать один или несколько предметов. Еще вариант игры: с картинами или репродукциями, развешанными на доске. Еще один вариант с компьютерной презентацией приведен мною в приложении. Еще вариант: с позами учеников, выстроенных у доски. Пусть вас не смущает простота игр, дети играют в них с большим удовольствием.

Гораздо больше проблем создают на уроках подростки. Простыми играми их уже трудно занять, учащиеся быстро охладевают и начинают нарушать дисциплину. Одна из игр, развивающих ассоциативное мышление, которую я иногда применяю на уроках, чтобы дети немного отдохнули, это – “Акростихи”. Для расшифровки выбирается какое-либо слово и пишется столбиком, желательно, чтобы это слово было связано со школой (и с поведением в ней учащихся). Например, расшифровать слово школа можно так:

Ш – шумный,
К – коллектив,
О – оболтусов,
Л – любителей,
А – озорничать

(таким образом, проверяется грамотность учеников и их воображение). В таком же шутливом ключе можно подумать над словами “ученик”, “дисциплина”, “послушание”. Естественно, первые опыты детей будут весьма корявы. После серии их попыток (или отсутствии таковых) предлагая свой вариант расшифровки, вы можете высказать свои закамуфлированные претензии к поведению или критику. От игры можно плавно перейти к воспитательной беседе. “А почему я так думаю, знаете?” …

Еще одна игра, тоже не предполагающая специальной подготовки: “Шарады”. Суть ее проста: выбирается любой термин, обозначающий объект из области знаний об изобразительном искусстве, буквы перепутываются местами и ученики должны, подняв руку, назвать правильный вариант расстановки букв. Можно подсказать первую букву. За выкрики с места – штраф, в качестве которого ученик должен сам придумать слово-перевертыш, если его слово сразу угадают, то он выполняет задание класса, если не угадают – он садится на место как выигравший.

Вариант этой игры - “Радуга”. На доске выписываются цвета радуги (в качестве подсказки). Слово пишется мелом на доске. Слово, обозначающее объект из любой области предметного мира, должно быть не только угадано, в качестве ответа принимается цифра, иллюстрирующая количество цветов, присущих этому предмету. Например, “бкооля” (“яблоко”). Правильный ответ “3”, то есть “красный”, “желтый”, “зеленый”. Если цвет этого предмета отсутствует в радуге, то называется цифра “0”.

Самая любимая игра, “Ромашка”, в которую мы играем на уроках, вносит замечательный игровой момент в такой сложный урок, как урок повторения и обобщения материала. Вопросы должны быть продуманы заранее или сформулированы по ходу игры в зависимости от объема и характера учебного материала. Лучше, если они будут записаны на карточках, которые находятся, у учителя или ведущего игры. На доске чертиться таблица (ниже приведен один из возможных вариантов):

персоналии картины Жанры живописи Виды живописи Виды графики Графические материалы Живописные материалы скульптура архитектура
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8

Рядом рисуется ромашка, на лепестках которой написаны эти же разделы изобразительного искусства. Около одного из лепесточков (любого) ставится звездочка или палочка. От этого лепесточка производится отсчет. Пишется список учеников на доске. По очереди (друг за другом, как сидят за партами) ученики называют любые двузначные цифры. От лепестка со звездой отсчитывается названная цифра, и называется область изобразительного искусства, в которой должен показать свои знания ученик. Цифры от “1” до “8” показывают сложность вопроса. Ученик сам выбирает вопрос, на который он чувствует достаточность своих знаний для ответа. Из карточек выбирается та, которой соответствует выбранная цифра, указывающая на сложность. Если ученик не смог дать ответа на заданный вопрос, то учитель выбирает из учеников, поднявших руки, отвечающего. Если ученик ответил правильно, то цифра, указывающая на сложность вопроса, выставляется напротив его фамилии на доске как количество заработанных им баллов. Естественно, тот, кто больше наберет баллов, становится победителем в конце игры. Игра предполагает длительное время и вполне может занять собой целый урок. Если в план урока учителя не входит занимать учащихся весь урок игрой, то количество вопросов в каждой колонке сокращается то 2–3-х. Могут быть сокращены и количество колонок по желанию учителя. Конечно, и количество лепестков у ромашки тоже сокращается. Игра эта на эрудицию, выдержку и терпение. Даже в самых проблемных классах эта игра была очень хорошо воспринята, дисциплина была на хорошем уровне, и детям очень понравилось отвечать на вроде бы простые вопросы, но в ином, чем обычно контексте.

Не претендуя на авторство, я лишь приспособила известные игры для своих детей, для себя, с учетом минимума подручного материала (в большинстве случаев нужна лишь доска и мел), и предлагаю эти игры всем учителям изобразительного искусства, а при изменении изучаемого материала для игры и всем другим специалистам-педагогам.

Приложение 1