Урок русского языка по теме "Знакомство с понятием «сложные слова»" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: знакомство с новым понятием.

Задачи: повторить изученные орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные звонкие, глухие согласные, удвоенные согласные, непроизносимые согласные, развивать память, умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: Р.Н. Бунеев «Русский язык» 3 класс. Учебник в 2-х частях. – М.: Издательство «Баласс», 2003, рабочая тетрадь.

Демонстрационный материал: презентация, карточки с названием орфограмм.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Прозвенел у нас звонок,
Начинается урок!
Я нацеливаю всех,
Впереди вас ждёт успех!
Вы не бойтесь испытаний,
Ну, садитесь, начинаем!

– Здравствуйте ребята, надеюсь у вас хорошее настроение и можно начать урок. Что бы вы хотели пожелать друг другу? (Открыть что-то новое, помочь преодолеть трудности, чему-то научиться). Я думаю, что у вас сегодня всё получится.

2. Языковая разминка.

Откройте свои тетради, запишите число, классная работа и приготовьтесь слушать сказку.

В некотором царстве, в словесном государстве жили-были пословицы.

Прочитайте их.

Потом, а, сначала, делай, думай.
Одежда, человека, не, добрые, красит, дела, а.

– Можем мы понять их смысл? (Нет)

– Что нужно сделать, чтобы получились пословицы? (Поменять слова местами)

– Поменяйте слова, прочитайте пословицы и запишите их в свою тетрадь.

– Что у вас получилось?

Сначала думай, а потом делай,
Не одежда красит человека, а добрые дела.

– Как вы понимаете смысл этих пословиц? (Дети объясняют)

– Посмотрите внимательно на эти пословицы, какие слова в них встречаются? (словарные)

– Назовите эти слова. (Сначала, потом, одежда)

– Подчеркните непроверяемые орфограммы.

3. Актуализация изученного.

А мы продолжаем путешествие в словесное государство. Кроме пословиц и поговорок там жили ещё орфограммы – гласные и орфограммы- согласные. Они дружили, часто встречались в одном слове, но любили пошалить. Иногда они не хотели говорить своё полное название. И вот что от них оставалось: (на доске таблички)

– Вспомните полные названия этих орфограмм.

Работа в парах.

–Запишите по два примера на эти орфограммы. (дети диктуют слова соседу по парте, потом меняются)

Орфограммы отвлекались,
И ошибки появлялись.
Вы их быстренько найдите,
Слова верно напишите!

На доске записаны слова:

Вараби, празник, група, мухолофка.

– Запишите правильно слова, подчеркните орфограммы, выделите корень (ученик работает у доски)

(Правильный вариант: )

4. Постановка проблемного вопроса.

– Скажите, какой корень в слове мухоловка? (дети отвечают по-разному)

– Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка)

5. Решение проблемного вопроса.

– Кто такая мухоловка? (Птица)

– Почему её так назвали? (Ловит мух)

(Запись на доске)

Мухоловка – ловит мух

– Какой корень в слове муха? ()

– Подберите однокоренные слова. (Мушка, …)

– Какой корень в слове ловит? ()

– Подберите однокоренные слова (ловить, улов…)

– Есть ли корни -мух- и -лов- в слове мухоловка? (Да)

– Так сколько же корней в слове мухоловка? (Два)

Работа по учебнику.

Упр. 122.

Упр. 123.

Выполняется по заданию под руководством учителя.

Прочитайте. Сравните два текста. Какой можно сделать вывод?

(И. Голуб точно описала птицу словами, а поэт Е. Ильин нарисовал картину словами, используя сравнение с горящей спичкой)

Списать, подчеркнуть орфограммы.

Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом, –
Это птичка-невеличка
Под кустом трясёт хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.

(После списывания дети обводят контуры птицы в учебнике – стр. 88 и раскрашивают хвост)

– Назовите слова, в котором два корня? (Горихвостка, садовод, самолёт…)

– Как бы вы их назвали? (Предположение детей)

– А теперь прочитайте, как они называются на стр. 87 (Сложные слова)

– Почему их так назвали? (Сложили два корня)

6. Первичное закрепление.

Упр. 124.

– Объясните значения этих слов.

– Выделите корни, устно подберите однокоренные слова.

7. Работа с определением.

– С какими словами сегодня познакомились?

– Какие слова называются сложными?

– Прочитайте определение на странице 89 и сравните со своей формулировкой.

– Какую бы опорную схему вы предложили для сложных слов.

 

8. Рефлексия.

– Давайте подведём итог. Что же такое сложные слова. Чебурашка на этот вопрос ответил так: «Все непонятные слова называются сложными». Крокодил Гена сказал, что все длинные слова – это сложные. Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными».

– Кто прав? (Афанасий)

– Какие сложные слова вы знаете?

– Кому сегодня было легко и просто на уроке?

– А кто испытывал затруднение?

– Даже если у вас сегодня не всё получилось, не беда, мы вместе сумеем преодолеть любые трудности, а домашним заданием будет сочинить сказку про сложные слова.