"Гармония науки и искусства". Химия и музыка

Разделы: Химия


Цели:

  1. Развитие научно-творческого потенциала учащихся;
  2. Повышение познавательной активности;
  3. Развитие навыков комплексного применения знаний и умений для решения поставленных проблем.

Учебно-воспитательные задачи:

  1. Закрепить знания о веществах полимерах, о способах их получения;
  2. Повторить механизм реакции поликонденсации, как один из способов получения полимеров;
  3. Познакомить с основными открытиями химика-органика первой половины XIX в. А. П. Бородина;
  4. Ознакомить с жизнью и научно-творческой деятельностью великого химика и гениального композитора А. П. Бородина;
  5. Способствовать развитию элементов самостоятельной творческой деятельности учащихся и умению контролировать свои действия;
  6. Развивать необходимые навыки работы при выполнении эксперимента;
  7. Способствовать развитию культуры общения в процессе совместной творческой работы;
  8. Показать связь науки и искусства как две формы познания окружающего мира.

Слайд 1.

Портрет Бородина А. П. Название темы урока “ Гармония науки и искусства. Химия и музыка”.

В качестве эпиграфа слова Пушкина А.С.

“Да здравствуют музы, да здравствует разум! Ты солнце святое гори!”

Открытие семинара. Музыкальный фон: вторая симфония А. П. Бородина (экспозиция, 1 часть).

Учитель:

Семинар проводим в рамках обще гимназического мероприятия погружение в эпоху: “Россия, первая половина XIX века”.

Прелюдией семинара является прозвучавшая музыка из второй симфонии Бородина А. П. – человека эпохи, Человека с большой буквы.

Он вошёл в историю мировой науки, как выдающийся учёный химик, а в историю мировой культуры, как гениальный композитор.

Бородин является одним из создателей науки органической химии: известны его сорок две научные работы по химии, среди которых немало выдающихся, ряд впервые полученных химических соединений.

Бородин А. П. по праву вошёл в славную плеяду классиков русского музыкального искусства.

Заканчивая курс органической химии в этой четверти, мы с вами изучаем заключительную тему “Высокомолекулярные органические соединения. Полимеры”. Характеризуя методы синтеза полимеров, познакомились с реакцией поликонденсации.

Предлагаю вспомнить и повторить сущность этой реакции и рассказать, как она связана с именем Бородина.

Учащиеся дают определение реакции поликонденсации: получение полимеров в результате взаимодействия функциональных групп исходных веществ, которые называются мономерами, с образованием побочного продукта в виде низкомолекулярного неорганического соединения (H2O; HCl; NH3)

Выступления учащихся.

Слайд 2. Реакция альдольной конденсации - реакция Бородина.

Среди научных открытий по органической химии, вписывающих в нашу тему по изучению полимеров, своевременно назвать открытие Александра Порфирьевича Бородина.

При исследовании химических свойств альдегидов он открыл новый тип реакций - альдольная конденсация. Она стала одним из классических методов химического синтеза новых кислородосодержащих химических соединений.

По механизму альдольной конденсации протекают реакции поликонденсации в производстве современных полимеров-пластмасс. В наше время широко применяется полимер формальдегид.

Исходными веществами-мономерами являются фенол и муравьиный альдегид или формальдегид.

Слайд 3. “Реакция поликонденсации. Получение фенолформальдегидной смолы”.

Объяснение механизма реакции.

Учитель. Предлагает вспомнить и привести примеры реакций поликонденсации, протекающих в живой клетке. Какие вещества при этом образуются?

Ответ:

Реакции синтеза белка.

Учитель.

В современном производстве реакциями поликонденсации получают синтетическое волокно, например, капрон, лавсан и другие.

Учащиеся продолжают свои выступления по теме семинара.

Музыкальный фон. Вновь звучит симфония Бородина.

Слайд 4. А. П. Бородин. Портрет И. Е. Репина.

“О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений парадоксов друг”.

В старой сказке к колыбели ребёнка приходит волшебница, и каждая приносит ему дар.

Эта сказка вспоминается, когда думаешь о судьбе Бородина.

Сколько ему досталось даров: и могучий разум учёного, и гений композитора, и литературное дарование (он был и поэтом), его многие музыкальные произведения-романсы и песни нередко были на слова самого Бородина.

В жизни и деятельности этого удивительного человека чётко выделяется три направления:

  • научное;
  • музыкальное;
  • общественно-педагогическое.

Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникает вопрос: как он мог быть одновременно химиком и композитором?

Ведь это такие разные далёкие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется?

Ведь солнце творческого разума освещает дорогу и науке и искусству, если они отражают жизнь.

Всей своей жизнью, научной, творческой деятельностью Бородин показал и доказал великую гармонию науки и искусства, заключающуюся в том, что солнце творческого разума освещает дорогу и науке и искусству.

Редкое сочетание научного и художественного мышления обусловили необычайную цельность натуры Бородина, “талант огромный, оригинальный, самобытный”.

Слайд 5. Первые встречи с музыкой и первые встречи с химией.

Две страсти владели Бородиным с детских лет: страсть к химии и страсть к музыке.

Химики жаловались, что музыка отвлекает Бородина от науки, а товарищи по искусству сетовали на то, что наука не даёт ему заниматься музыкой.

Бородин всю свою жизнь с особым интересом занимался и наукой и музыкой.

Слайд 6.Петербург. Невский проспект. Дом, в котором родился Бородин.

31 октября(12 ноября по новому стилю) 1833 года в Петербурге, в доме № 9 по Гагаринской улице у экономки князя Луки Степановича Гедианова родился мальчик. Ему дали имя Александр. Согласно обычаям того времени, отец распорядился записать мальчика законным сыном своего слуги, дворового Порфирия Бородина.

Мать Александра - солдатская дочь Авдотья Константиновна была молода (ей исполнилось 24 года), горячо любя мальчика, вдумчиво и умело руководила его воспитанием.

Она рано приобщила мальчика к занятиям. Он рано научился читать, занимался языками. Впоследствии многие современники отмечали у Бородина свободное владение несколькими иностранными языками.

Рано проявилась у Александра и музыкальная одарённость, Но, к сожалению, не сохранились сведенья о том, как и когда маленький Саша приобщился к музыке.

Шарманка во дворе, военный оркестр на плацу, фортепиано, под звуки которого танцевали, когда в доме собирались гости, гитара, на которой играла мать Бородина Авдотья Константиновна - вот, что чаще всего, приходилось слышать будущему композитору в дни его детства.

Слайд 6 и 7. Первые встречи с химией. Рисунок из слайда 4. Портрет А. М. Бутлерова.

Бородин получил хорошее домашнее воспитание и начальное образование.

В детстве Саша с увлечением занимался не только музыкой. Он с увлечением рисовал, раскрашивал акварелью картинки, лепил. Он сам составлял и делал краски и даже пробовал гравировать. Он вообще “не любил быть без занятий”, как пишет в своих воспоминаниях его первый биограф и любимый ученик – химик А. П. Дианин.

Но серьёзно соперничать с музыкой могла только химия.

Дело и тут началось с забавы-с фокусов, с фейерверков. “В свободное от занятий время он охотно делал экскурсии в область алхимии, то есть занимался приготовлением фейерверков, другими словами, разного рода фокусами с помощью соляных растворов”.

Так химия впервые явилась к Саше Бородину в облике весёлой волшебницы, затейливой участницы детских праздников.

Друг его детства Миша Щиглев вспоминал потом: “Не только его собственная комната, но чуть ли не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всяческими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами... весь дом провонял его химическими препаратами, всегда боялись пожара.

Примерно в те же годы или, вернее, немного раньше стал заниматься химией другой мальчик – Саша Бутлеров. Их пути потом встретились, они стали ближайшими учениками одного и того же учителя и оба вошли в историю науки как великие химики- органики.

Слайд 8. Петербург. Медико-хирургическая академия.

В 1850 году Бородин блестяще выдержал экзамен и стал студентом Медико-хирургической академии.

И вот теперь у него есть не только спутники и товарищи по пути к науке, но и мудрые, опытные учителя.

Слайд 9. Зинин Н. Н. и его ученики – Бородин и Бутлеров.

Медико-хирургическая академия представляла крупное учебное заведение России, и видный центр естественнонаучной мысли. В числе её профессоров тогда были такие учёные с мировым именем, как хирург М. И. Пирогов, эмбриолог и географ К. М. Бэр, зоолог Ф. Ф. Брандт, химик Н. Н. Зинин и другие.

Впервые попав в обстановку учебного заведения, Бородин отдался занятиям со всей страстью. Учился Саша легко, основательно, ничего не оставляя без внимания. Расширялся и его научный кругозор: помимо собственно медицины он с интересом изучал химию, ботанику, зоологию, кристаллографию.

Не оставался он в стороне и от общественного движения, захватившего в то время студенчество.

Среди разнообразных занятий, которым с увлечением предавался Бородин в академии, всё большее место начинает занимать химия.

Будучи студентом третьего курса, после долгих колебаний, преодолевая застенчивость, Бородин обратился к Зинину с просьбой работать у него в академической лаборатории.

В истории академии ещё не бывало, чтобы студент-медик изъявил желание заниматься химией, и поначалу Зинин отнёсся к просьбе Бородина с недоверием. Но, убедившись в серьёзности намерений студента и в его способностях, он согласился. Бородин смог убедить Зинина в своих серьёзных намерениях заниматься химией после того, как рассказал о получении гликолевой кислоты в примитивной домашней лаборатории.

Так Бородин получил возможность работать под руководством одного из крупнейших химиков мира.

Имя Николая Николаевича Зинина было хорошо известно и в России, и далеко за её пределами.

Действие (Сценарий – Приложение 2).

Слайд 10. Химическая реакция Зинина. Получение анилина. Формула анилина и лекарственного препарата белого стрептоцида.

Всемирную известность принесло Зинину его открытие в 1842 году доступного метода получения дешевого анилина.

Реакция Зинина легла в основу производства красителей и вызвала бурное развитие анилинокрасочной промышленности.

Кроме того, анилин стал широко применяться в производстве лекарственных препаратов. Все сульфамидные препараты: сульфидин, сульфодимезин, стрептоцид и некоторые другие уже современные лекарственные препараты изготавливаются на основе анилина.

От открытия Зинина лежал путь к синтезу многих веществ, которые раньше находили только в природе или совсем не знали.

С конца 1847 года Зинин стал профессором Медико-хирургической академии.

Для Бородина Зинин стал не только наставником в науке, но и старшим другом, подлинным учителем жизни.

Зинин оказал огромное воздействие на становление личности Бородина-учёного и человека.

Слайд 9.Зинин н. н. и его ученики (повторить слайд).

Зинин был человек проницательный. Он очень скоро понял, что ученик его отличается необыкновенными способностями и сто химия для него не случайное увлечение, а дело жизни. В лице Бородина он видел своего будущего приемника, своего духовного сына и наследника.

Но где любовь, там редко обходится без ревности. А у Зинина были основания ревновать своего юного ученика и друга.

Заходя в лабораторию, Зинин, к великому огорчению своему, убеждался в том, что ученика его нет на месте. И вот уже без него в лаборатории пусто и неуютно.

Дело в том, что Бородин, серьёзно занимаясь химией, продолжает также серьёзно заниматься и музыкой.

В этот период он познакомился с И. И. Гаврушкевичем, страстного любителя камерной музыки, в доме которого по вечерам проходили собрания, профессиональных музыкантов из оперного оркестра. Эти собрания стал посещать Бородин.

Совершенствовались музыкальные знания, расширялись музыкальные интересы юного студента, будущего военного хирурга, доктора медицинских наук, а позднее с 1862 года, - профессора Медико-хирургической академии.

Сценарий “Химия и музыка”. (Прилагается к уроку)

Слайд 11. Екатерина Сергеевна Протопопова - жена Бородина (1863г.).

Как голоса в многоликом музыкальном произведении, переплетаются в жизни Бородина наука, искусство, любовь.

Будучи за границей, в Гейдельберге (Германия) Бородин встретился с замечательной молодой, но уже известной к тому времени пианисткой, Екатериной Сергеевной Протопоповой.

Эти дни, когда Бородин встретился с Екатериной Сергеевной, были не только знаменательным моментом его личной жизни, но и новой узловой точкой его музыкального развития.

Екатерина Сергеевна помогла ему войти в мир музыки, о котором он впервые услышал несколько раньше от Мусорского Модеста Петровича, но который ещё плохо знал.

Необыкновенная музыкальность этой девушки была для него главным её очарованием. Любовь к ней и любовь к музыке слились в его душе неразрывно.

Именно эта очаровательная девушка ввела Бородина в новый мир музыки Шумана и Шопена.

Но любовь принесла с собой не одни лишь радости. Серьёзная болезнь невесты, его будущей жены приносила огорчения. И вот любовь подвергается своим первым серьёзным испытаниям, минорная тема стремится победить мажорную.

Для лечения и укрепления здоровья Екатерина Сергеевна уезжает в Италию. Вместе с ней едет и Бородин.

Слайд 12.Формула фторбензола.

В Италии, в городе Пизе Бородин начал заниматься в университетской химической лаборатории, оборудование которой позволяли заниматься серьёзной работой с фтористыми соединениями. Там был редкий запас очень ценной, дорогой платиновой посуды, необходимой для работы.

Работая в химической лаборатории ,итальянского города Пиза, Бородин получил первое Бородин получил первое фторорганическое соединение фтористый бензол.

Слайд 13. Фторорганические соединения.

Рассказ о Фторорганических соединениях.

Учитель.

Предлагает прослушать арию Игоря из оперы Бородина “Князь Игорь”.

Демонстрация опытов:

  1. “Вулкан на столе”
  2. Получение этилена.

Заключительная часть урока.

Слайд 14. Наука и искусство две формы познания мира.

Учитель.

Жизнь, научная и творческая деятельность Александра Порфирьевича Бородина является ярким примером великой гармонии науки и искусства, именно химии и музыки.

Как прав был Г. Флобер в своём высказывании: “Наука и искусство, расставшись у основания, встретятся на вершине”.