Компетентностно-ориентированное обучение

Разделы: Общепедагогические технологии


Я услышал, и я забыл;
Я увидел, и я запомнил;
Я сделал, и я понял.

       Китайская притча

“Согласно данным психологии у человека остаётся в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает”. (Д.Н. Кавтарадзе “Обучение и игра”)

Немного теории

Компетентностное образование - очень противоречивая тема.

Формирование ключевых компетентностей предполагает изменение методов преподавания, введение и апробацию таких форм работы, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты самих учеников. Это смещение с односторонней активности учителя на самостоятельное учение ребенка.

История понятия

В сферу образования термин “ключевые компетентности” попал в связи с тем, что была выявлена и отчетливо сформулирована проблема: нет недостатка в хороших специалистах, но есть острый недостаток в хороших работниках.

Продуктивный работник должен уметь:

  • правильно выбирать оборудование и орудие;
  • организовывать и вводить информацию в базы данных;
  • распределять время и деньги;
  • общаться с людьми с разным культурным опытом;
  • овладевать новыми профессиональными умениями.

Три причины данной проблемы:

  1. Информационный взрыв (количество информации удваивается каждые 15 лет); на человека обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение по поводу ее использования.
  2. Развитие бизнес-сообщества и изменения, происходящие на рынке труда. Понятие компетентность давно используется в сфере юриспруденции, управлении.
  3. Российская школа находится не на лидерских позициях, особенно если производится сравнение не по количеству знаний, а по способности применения их в новых ситуациях.

Определение “ключевые компетентности”

Модель человека ближайшего будущего:

Это предприимчивый, творческий, самостоятельный, ответственный, коммуникабельный, способный видеть и решать проблемы индивидуально и в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно находить и использовать нужную информацию, работать в команде и т.д. Все вышеперечисленные свойства и называются ключевыми компетентностями.

Ключевые компетентности наиболее общие культурно выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретной жизни.

Из опыта работы

“ дать ребенку ты можешь только то, что имеешь сам”. (Анатолий Некрасов)

Каждый учитель понимает, что цели его деятельности должны соответствовать стандартам образовательных услуг. Новые стандарты образования предполагают компетентностно ориентированный подход, а значит проектные методы обучения, апробацию различных форм работы, в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты самих учеников.

Возникает необходимость ответить на ряд вопросов:

Почему я хочу учить?

Чему я хочу учить?

Кого я хочу учить?

Как я хочу учить?

Когда, где и при каких условиях я хочу учить?

Каких результатов я ожидаю?

В связи с тем, что:

1. Понятие “ключевые компетентности” строго не определено.

2. Нет четкого перечня компетентностей.

3. Открытым остаётся вопрос об измерении уровня сформированности компетентностей.

4. Традиционные постулаты массовой школы не стыкуются с тем, какими способами могут формироваться ключевые компетентности:

все ученики могут одновременно усвоить одинаковый материал;

все ученики должны его одновременно усвоить;

учитель всегда прав;

ученик должен слушать учителя;

рассматриваю три ключевые компетентности:

5. Коммуникативную.

6. Информационную.

6. Решения проблем и апробацию форм предполагающих деятельностный характер обучения, таких как проектный метод и интерактивные способы обучения.

Долгое время занималась проектным методом как в рамках работы клуба “Исследователей Тунгусского небесного феномена”, так и отдельных тем.

    Место Уровень Выполнил Ф.И. Класс Название работы

    II

    III

    район

    край

    Ровных С.

    11А

    “Магнитные холодильные машины”.

    I

    район

    Данилов

    11А

    “Эффект Доплера”

    II

    район

    Шишкин Р.

    Бакуменко А.

    10 А

    “Качественный спектральный анализ пыли и ее воздействие на организм”

    III

    школа

    Петровский В.

    Хорошко С.

    11А

    “Последовательные световые образы, музыка для глухонемых”

    III

    край

    Хорошко С.

    11А

    “Люстра Чижевского”, “Школьное радио”

    I

    город

    Талашкевич А. “По следам Кулика”

    I

    I

    Россия,

    международная конференция

    Арефьев

    Ирков К.

    11А

    “Тунгусский метеорит – “черный ящик земли”

    III

    городская Космотех

    Махинова К.

    11 Б

    “Пирамида – черный ящик земли”

    IV

    городская Космотех

    Талашкевич А.

    Зеленый О.

    10 А,

    10 В

    “Качественный спектральный анализ образцов метеоритного вещества”

    III

    городская Космотех

    Крушинский Р.

    Копач Д.

    Новиков А.

    11А

    Вариант оптимизации полета космического аппарата для исследования солнечной системы.

Данный метод хорошо вписывается в систему формирования ключевых компетентностей у учащихся. Для себя определила:

    Плюсы (для учащихся) Компетентности
    Активность учащихся;  
    Самостоятельность в решении многих проблем, в поиске информации информационная, решения проблем
    Ответственность в делах и поступках;  
    Желание и способность работать в группах и автономно; коммуникативная
    Взаимовыручка; коммуникативная
    Успешные попытки применить свои способности в различных ситуациях; решения проблем
    Самоопределение в проекте решения проблем

Отслеживать процесс формирования компетентностей в ходе проектной работы довольно проблематично. Остановилась на проведении анкеты самоанализа деятельности начале проекта на тему “умею - хочу научиться” и затем в конце “чему я научился, и что не получилось”, визуальными наблюдениями и конечно результатами работы.

    Результаты (чего достигли?)

    Проблемы (какой ценой?)

    Учащиеся свободно говорят на публику, отстаивают свое мнение, легко вступают в дискуссии, как со сверстниками, так и с взрослыми, ведут переписку (без моего участия, с ВУЗами г. Москвы и Санкт-Петербурга), создают сайт, пишут и оформляют работы, кое-кто в стихах.

    - Работа учащихся заняла 1-е место на Всероссийской конференции “Юность науки” и 1-е место в Международной конференции в г. Красноярске;

    - Вошла в книгу написанную группой авторов-исследователей Тунгусской проблемы;

    - Была взята на экспозицию, посвященную Тунгусской проблеме в КИЦе;

    -Учащиеся получили на огромное количество приглашений выступить на семинарах, конференциях различного уровня (среди них: Всероссийская в КИЦе, Международная (г. Красноярск))

    Работать приходилось во вне урочное время, без выходных и праздников;

    Интерес у детей был только в определенной области предмета, а остальной материал;

    Больше всего учащимся нравилось общаться, а не учиться;

    Многих ли можно охватить (в рамках работы клуба -11 человек), а остальные?

Понимание

Формирование ключевых компетентностей возможно и через урочную деятельность - при использовании интерактивных методов преподавания. Методов активного ввода информации; обучение, погруженное в общение людей.

Структура данного способа:

  • Стадия вызова – пробуждается интерес к новой теме, ученики вспоминают свои предыдущие знания и делают прогнозы относительно содержания новой информации.
  • Смысловая стадия - проводиться работа с текстом, аудио и видеоматериалом, ученики интегрируют идеи, изложенные в тексте, для того, чтобы придти к собственному пониманию.
  • Стадия рефлексии - учащиеся размышляют над полученной информацией, увязывают прежние представления с только что полученными знаниями, закрепляя, таким образом, новый материал.

Главное на сегодня: необходимо применять технологии связанные с работой в группах: смешанных, разноуровневых, сменного состава, в парах и т.д.

Примеры заданий для работы в группах (отрабатываются все три компетентности):

  1. Игра в журналистов – задают друг другу вопросы, составленные после работы с текстами, видео или аудиоматериалами, заготовленные дома (индивидуальная и групповая формы работы);
  2. Составление сравнительных диаграмм – после сравнения двух текстов (учебник и дополнительный текст; один читают и сравнивают с другим по памяти; сравнивают сюжетные картинки; и т.д.) составляется сравнительная схема или таблица. Задания можно давать разноуровневые (действие по образцу, выбрать из имеющихся алгоритмов, сконструировать самому).

Например: Тема “электромагнитное поле” - возможные варианты ответов.

Вариант 1

    Вариант 2

    Характеристики Магнитное поле Электростатическое поле
    Источник, причина возникновения Движущийся заряд Неподвижный заряд
    Описывается, изображается Линиями магнитной индукции Линиями напряженности
    И т.д.    

Лото: выдаются карточки, на основании которых составляется, например алгоритм решения задач по заданной теме (разноуровневые).

1. Задания могут быть следующие: записаны на отдельных карточках шаги алгоритма, необходимо составить по порядку алгоритм и записать его в тетрадь; необходимо дополнительно с первым заданием соотнести формулы и получить таблицу; самим составить алгоритм решения. Предполагается индивидуальная и групповая формы работы, работа в парах.

Данная карточка разрезается на отдельные фрагменты, даются разноуровневые задания – карточка собирается в исходном варианте, возможны дополнения или предлагается самим сделать, что-то подобное, используя знания, тексты и т.д.

2. Предлагаются задачи наподобие заданий типа PISA:

    Текст задачи

Задание 1

Лампочкин решил поменять электрическую проводку в своем дачном домике.

Лампочкин: Перегорела лишь одна лампа, а свет погас во всех трех комнатах! Видимо я неправильно сделал электропроводку.

Вопрос: Подскажите Лампочкину, как правильно сделать электропроводку.

Задание 2

Лампочкин в магазине.

Вопрос 1: Какую бы лампу вы посоветовали купить Лампочкину и почему? _________

Вопрос 2: Что еще должен был учесть Электроник, принимая решение, если бы лампы были разной мощности?

Задание 3

Электрик исправил проводку, но не указал какой выключатель какой лампочке соответствует.

Лампочкин: 3 комнаты на втором этаже, а 3 выключателя на первом! Сколько же раз я должен подняться на второй этаж, чтобы понять какой выключатель какой лампочке соответствует!

Электрик заметил, что хватит и одного раза.

Вопрос: Догадайтесь, прав ли электрик? Ответ обоснуйте.

Задание 4

Лампочкин забыл вовремя заплатить за электроэнергию, и ему начислили пени.

Вопрос: Оцените, хватит ли ему 400 рублей, чтобы оплатить счет?

    Квитанция об оплате электроэнергии

    Показания счетчика, кВтч Тариф, коп/кВтч Скидка по льготе Пени, руб. Начислено
    От 2550 до 3537 72 50% 40 ?

Задание 5

Лампочкин: Да, пожалуй, нужно экономить электроэнергию! Какую сумму пришлось заплатить!

Вопрос: Какие другие доводы вы могли бы привести в пользу экономии электроэнергии?

Рост потребления электроэнергии может привести к следующему:

1) повсеместной вырубке леса;

2) уменьшению запасов угля, нефти;

3) загрязнению воздуха из-за выхлопных газов автомобилей;

4) дефициту электроэнергии.

Итог: Приводить примеры можно долго, но “согласно данным психологии у человека остаётся в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% из того, что он видит, и 90% из того, что он делает”. (Д.Н. Кавтарадзе “ Обучение и игра”), нужно просто попробовать самим.