Урок творческих задач

Разделы: Физика


Наши ребята любят путешествовать, им интересно видеть мир, фотографировать. Тем, кто сидит на месте, интересно виртуальное изучение мира – прогулка по Интернету.

Мы используем активную любознательную деятельность ребят для проведения уроков творческих задач.

Цель урока: формировать творческие способности обучающихся через организацию составления собственных физических и астрономических заданий, используя данные Интернета и собственные наблюдения.

Задание №1
(Путешествие в Швейцарию)

Всех, кто бывает на берегу Женевского озера, изумляет огромный фонтан. Он расположен на понтонах на озере далеко от берега. Оцените высоту фонтана, внимательно изучив фотографии.

Фото 1 (к заданию 1)

Подсказка к решению: сравнить высоту фонтана с высотой домов (считать высоту этажа в среднем 3 м).

Задание №2
(Мост над рекой)

В какой стране могла быть выполнена эта фотография русскими туристами?

Фото 2 (к заданию 2)

Задание №3
(Загадочные шары)

Почему и как фотоаппарат “уловил” эти загадочные шары?

Фото 3 (к заданию 3)

Фото 4 (к заданию 3)

Задание № 4
(Заход Солнца)

О чем рассказывает последовательность фотоснимков, выполненная любознательным учеником?

Фото 5 (к заданию 4)

Фото 6 (к заданию 4)

Фото 7 (к заданию 4)

Задание №5
(Метеор и полярное сияние – фото дня из Astronet.ru)

Оцените скорость метеора, оставившего за 1 секунду след на фоне полярного сияния, если высота фотографии порядка 45 угловых градусов.

Фото 8 (к заданию 5)

Решение:

Известно, что метеорные объекты влетают в атмосферу Земли с большой скоростью. Идеализируем ситуацию: условно считаем, что метеор двигался равномерно на высоте порядка 10 км. Из фотографии можно предположить, что угловое расстояние пути метеора порядка 13°.

V = L/t

L = a' х h (длина дуги L равна произведению углового расстояния пути метеора и высоте метеора).

Получим конечную формулу: V = a' х h/t

Ответ: V = 226,8 м/с

Задание № 6
(Три галактики - фото дня из Astronet.ru)

Какие три галактики видны на небе штата Невада?

Фото 9 (к заданию 6)

Задание № 7
(“Лицо” Луны – фотография, выполненная учеником)

Найдите: океан Бурь, море Дождей; море Ясности, море Спокойствия; море Изобилия, море Нектара –

по принципу: от Бури к Изобилию!

Фото 10 (к заданию 7)

Задание № 8
(Аналемма и храм Олимпийского Зевса - фото дня из Astronet.ru)

Фото 11 (к заданию 8)

Авторы: Антоний Айомамитис

Перевод: Козырева А.В.

Пояснение: Аналеммой называется фигура в форме восьмерки, которую можно получить, если фиксировать положение Солнца в один и тот же момент времени в сутках на протяжении земного года. Сегодняшняя картинка состоит из 47 отдельных экспозиций (и еще одной экспозиции с пейзажем), которые были засняты на один кадр. Это было сделано с целью продемонстрировать годовой цикл движения Солнца в период с 30 марта 2003 года по 30 марта 2004 года. На переднем плане изображения находится колонны древнего коринфского храма Олимпийского Зевса в греческих Афинах. Моменты солнцестояний соответствуют самой нижней или самой верхней (южной) точке восьмерки. Так, 22 декабря в 0 часов 22 минуты по всемирному времени произошло зимнее солнцестояние. Почему аналемма имеет такую форму?

Задание № 9 (шуточное)
(Фото ребят в походе)

Оцените объем палатки!

Фото 12 (к заданию 9)

Задание № 10
(Озеро Светлояр Нижегородской области)

Известно, что самое глубокое место озера имеет глубину 29 м. Чему равно давление воды на дно в этом месте?

Фото 13 (к заданию 10)

Задание № 11
(Небо так близко!)

Можно ли оценить высоту, на которой находится нижняя часть облачности?

Фото 14 (к заданию 11)

Задание № 12
(Фото солнечного затмения 29 марта 2006 г.)

Фото 15 (к заданию 12)

Прокомментируйте содержание плаката “Поведение луча света в искривленном пространстве”

Фото 16 (к заданию 12)

Задание № 13
(Cтатуи острова Пасхи)

Оцените средние размеры статуй по фотографии.

Фото 17 (к заданию 13)

Заключение:

Активная творческая деятельность ребят находит выход в уроках творческих задач. Приведенные примеры заданий, составленных ребятами, вызывают интерес у класса. Такие уроки всегда проходят на высоком уровне.