Психологическое сопровождение семей первоклассников в период адаптации к школе

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба


Детство – уникальный этап в жизни человека. Именно в этот период формируется индивидуальность, происходит становление личности. Опыт детства оказывает непосредственное влияние на всю дальнейшую жизнь человека.

В начале жизненного пути значимыми фигурами для беззащитного и доверчивого малыша являются родители. Благодаря их любви, заботе, поддержке и ласке маленький человек гармонично растет и развивается в эмоционально благоприятной обстановке, получает все необходимое, чтобы сформировать адекватное отношение к окружающему его миру, научиться доверять окружающим его людям.

Семья – это то место, где удовлетворяется насущная потребность ребенка быт принятым всерьез и быть уважаемым здесь и сейчас. Семья также является для малыша школой эмоций – с первых дней своей жизни ребенок получает от родителей ценный опыт прощения, уступчивости, поддержки, чувствует внимание и преданность со стороны близких людей, ощущает себя любимым и желанным.

Все вышесказанное справедливо в любом возрасте. Даже когда ребенок становится более самостоятельным, он продолжает нуждаться в поддержке со стороны родителей, особенно в такой непростой для него период жизни, как начало школьного обучения.

Активное участие родителей в жизни своего ребенка не только дома, но и в школе поможет им:

- преодолеть собственный авторитаризм и увидеть мир глазами ребенка;

- научиться относиться к ребенку к равному партнеру в решении любых вопросов;

- понять, что недопустимо сравнивать собственного ребенка с другими детьми. Самое главное – это личные достижения каждого, и если ваш ребенок сегодня сделал что-то лучше, чем вчера, нужно искренне радоваться его личностному росту;

- познать сильные и слабые стороны своего ребенка и учитывать их в повседневном общении, не возвышая, но и не принижая детскую самооценку;

- научиться проявлять искреннюю заинтересованность во всех действиях ребенка и быть готовыми к эмоциональной поддержке;

- понять, что сотрудничество с собственным ребенком – единственно верный путь к взаимопониманию и воспитанию успешной личности. А основа такого сотрудничества – доверительные отношения с ребенком и искреннее желание участвовать в его жизни, разделять с ним все его успехи и промахи.

Каждый ребенок с огромным удовольствием и нетерпением спешит в школу, стремится познавать новое и открывать для себя мир. Но не секрет, что первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в жизни ребенка. Изменяется привычный стереотип поведения, возрастает психоэмоциональная нагрузка, на ребенка начинают оказывать влияние факторы, которых не было в его жизни раньше: новый коллектив, незнакомый взрослый, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно, появление новых обязанностей, связанных со школой.

Адаптация к школе – довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Существуют различные внешние и внутренние факторы, осложняющие процесс адаптации. В связи с этим встает вопрос о поведении родителей в этот период, о том, какую роль они играют в процессе адаптации своего ребенка к школе, а наряду с психологической готовностью ребенка к обучению в школе, можно говорить и о психологической готовности родителей. Именно поэтому я разработала комплексный план психологического сопровождения семей первоклассников в адаптации к школе.

В самом начале учебного года я прихожу во все первые классы на родительские собрания и рассказываю об основных причинах школьной дезадаптации, о том, как ее избежать. Даю родителям конкретные рекомендации, как же можно облегчить жизнь первоклассника. Вот эти рекомендации:

- Каждый день встречайте ребенка вопросом “Что было интересного в школе?”, ведь главная забота родителей в этот период – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Даже если он говорит, что ничего интересного, помогите ему, скажите “Так не бывает. Ты же узнал что-то новое, чему-то удивился, что-то тебя поразило?” Пусть ребенок напряжется, вспомнит, что же интересного было, и, может быть, не сразу, но припомнит какой-то эпизод урока или прочитанное в учебнике, а может быть, опишет забавную сценку, случившуюся на перемене.

- Проявляйте участие и интерес к учебе ребенка – это положительно скажется на развитии его познавательных способностей, и в дальнейшем поможет вам направлять и укреплять их.

- Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии ребенка. Ваша низкая оценка не позволит ему испытать радость познания. Не сравнивайте ребенка с его одноклассниками, как бы они не были вам симпатичны или наоборот. Покажите, что вы любите ребенка таким, какой он есть и принимаете таким, какой он есть и уважаете его индивидуальность.

- Будьте последовательны в своих требованиях. Если стремитесь, например, чтобы ребенок рос самостоятельным, не спешите предлагать ему помощь, дайте возможность попробовать свои силы и почувствовать себя повзрослевшим.

- С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша не все будет сразу получаться, даже если вам это будет казаться элементарным. Запаситесь терпением. Первый год обучения ребенка в школе можно сравнить с первым годом после его рождения – огромная ответственность, необходимость массу времени проводить рядом с ним, океан выдержки и терпения. Это действительно серьезное испытание для родителей – испытание их жизненной стойкости, доброты, чуткости. Для ребенка очень важно в первый год чувствовать вашу поддержку, вашу веру в успех и спокойствие – это поможет ему справиться со всеми трудностями.

- Будьте готовы психологически не только к трудностям и неудачам, но и к успехам ребенка. Часто мы боимся хвалить ребенка, чтобы он не зазнался или не разленился и добавляем ложку дегтя в бочку с медом, прибавляя к поощрительным высказываниям намеки на возможные неудачи ребенка. Вместо таких намеков лучше просто порадоваться успеху вашего малыша, ожидаемому и закономерному, т.к. ему предшествовал труд. И дальше будет так, нужно лишь постараться. А ваша поддержка, вера в силы вашего ребенка и его успех помогут ему преодолеть все препятствия.

Во второй четверти я провожу практико-ориентированный семинар “Мой ребенок в школе”.

Цель семинара: повышение внимания родителей к переживаниям ребенка на новом этапе его жизни.

Задачи семинара:

  • актуализация существующих проблем для возможности их последующего решения;
  • самосознание своей родительской роли;
  • помощь родителям в построении отношений с ребенком на основе эмпатического взаимодействия.

ХОД УРОКА

1. Рисование на тему “Мой ребенок - ученик”.

2. Обсуждение с родителями рисунков детей “Я - ученик” (рисование с детьми проводится заранее).

Вопросы по рисункам:

1) Готов ли ребенок становиться взрослее, нравится ли ему его новое положение школьника?

2) Каким видится ребенку его будущее – привлекательным или не очень?

3) Попробуйте почувствовать общую тональность рисунка: что говорит ребенок о себе, о своих переживаниях? Это радость или тревога, или даже страх перед школой? Есть ли на рисунке ребенка другие ученики, учитель? Каковы размеры учителя по сравнению с детьми?

4) Пофантазируйте с учетом сюжета, что ребенок хочет донести до взрослых своим рисунком: “Я не боюсь школы и рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске”, “Мне интересно идти в школу, ведь со мной рядом мама и папа, которые меня любят и поддерживают”, “Мне тревожно и не на кого рассчитывать”, “Мне страшно войти внутрь школы”, “Мне радостнее идти из школы домой, чем из дома в школу”.

Далее родителям предлагается сопоставить рисунок ребенка с их собственным, ответив на следующие вопросы: есть ли сходство в рисунках? В чем оно? Чей рисунок более оптимистичный? В чем выражается этот оптимизм?

По кругу обсуждаются следующие вопросы:

- вы нарисовали то, каким хотите видеть своего ребенка (ожидания) или каким не хотите (опасения)?

- какой образ ребенка у вас получился – положительный или отрицательный? Какой он в вашем представлении как ученик?

- что вы, как родитель можете сделать сегодня, чтобы изображенный на рисунке ребенок-школьник стал реальностью? Какими правами и какой ответственностью вы готовы наделить его? Что ему позволено, а что запрещено?

Важно помочь родителям осознать, на что больше похожи их отношения с ребенком – на отношения сопричастности, сопереживания или на отношения зависимости; относятся ли родители к ребенку с доверием и есть ли у ребенка доверие к самому себе? Уверен ли ребенок, что его считают большим, самостоятельным?

Рекомендация родителям: придя домой, обсудите с ребенком его рисунок. Спросите, есть ли он сам на рисунке, где именно? Если нет, спросите, где бы он хотел быть. Если ребенок изъявит желание, можно предложить ему дорисовать рисунок.

3. Упражнение “Метафоры”.

Родителям предлагается по кругу высказаться на тему: на что стала похожа жизнь вашей семьи с началом обучения в школе. К своим переживаниям (радостное ожидание, спокойствие, тревога, страх и др.) подберите метафоры. С чем вы можете сравнить эти ощущения, и насколько комфортно вам живется с таким настроением?

4. Ролевое проигрывание проблемных ситуаций.

Нередко к школьным трудностям ребенка приводят самые безобидные, по мнению родителей, стереотипы. Для выполнения данного упражнения родители делятся на две команды. Каждой команде дается карточка с проблемной ситуацией. Родители распределяют роли и разыгрывают данную ситуацию. После происходит обсуждение: как вы чувствовали себя в своей роли, как бы вы поступили в данной ситуации в реальной жизни?

Ситуация 1. Таня учится в первом классе. Учеба дается ей нелегко, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать: “Как называется эта буква..? Что здесь написано?” Девочка молчит.

- Ну вот, не знаешь ничего! На, учи сама! – и мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет.

Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать! – раздраженно произносит мать.

Ситуация 2. Иру воспитывала бабушка. Девочка росла послушной и очень робкой, у нее не было подруг, она всегда играла одна, и бабушку это радовало.

Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда мать просила ее рассказать стихотворение, решить несложную, на ее взгляд, задачу. Ира отвечала неуверенно, ошибалась, а мать на нее сердилась: “Как ты в школе будешь учиться? Ничего не знаешь, тебе будут ставить двойки”.

Девочка с тревогой ждала первого школьного дня, ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро – через неделю Ира категорически отказалась идти в школу.

5. Карточки с фразами.

Родителям предлагаются карточки с фразами, которые достаточно часто употребляются в семьях, где есть первоклассники. По кругу родители высказываются, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка, какие чувства и переживания могут стимулировать стереотипы воспитания.

- Вот пойдешь в школу, там тебе…

- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!

- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооценку ребенка: “Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания”. Бремя двойной нагрузки: “Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо”, часто оказывается непосильным для маленького ребенка и может привести к неврозу)

- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Не искушайте ребенка невыполнимыми обещаниями, не толкайте его на путь заведомого обмана)

- Попробуй мне только еще сделай ошибки в диктанте! (У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свои неудачи могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности и пр.)

6. Упражнение с мячом “Закончи фразу”.

Ведущий по очереди кидает мяч родителям и предлагает закончить фразу:

- с поступлением моего ребенка в школу я мечтаю, чтобы…

- с началом школьной жизни ребенок все больше становится…

- когда ребенок говорит, что боится идти в школу, для меня это значит…

- главное в учебной деятельности ребенка – это…

- готовность своего ребенка к школе я оцениваю по тому…

- в моем понимании хорошо учиться – это…

7. Завершение - рефлексия занятия.

Родители по кругу высказываются о своих ощущениях, о том, что получилось, что не очень получилось, какая информация оказалась полезной, о чем они уже знали и т.д.