"Связь слов в словосочетании". Урок русского языка в 8-м классе

Разделы: Русский язык


Оборудование: портрет Д.И. Менделеева, компьютер, мультимедийный проектор.

Цели урока:

– образовательная: закрепить понятие о видах связи слов в словосочетании; формировать умения определять способ связи слов в словосочетаниях, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; рассмотреть трудные случаи управления;
– развивающая: используя межпредметные связи, способствовать развитию творческих способностей и познавательного интереса учащихся, расширять их словарный запас;
– воспитательная: воспитывать патриотические чувства и гражданскую гордость за своих соотечественников, самостоятельность, трудолюбие.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации: фронтальный опрос, самостоятельная работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение.

Сегодня нам предстоит закрепить понятие о видах связи слов в словосочетаниях, а делать это мы будем на текстах, знакомящих нас с личностью великого учёного Д.И. Менделеева. (Слайд1)

(Запись темы урока на доске и в тетрадях.)

Эпиграф:

Мир сложен, он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных, и смелых загадок,
Как чудо природы, является гений
И в хаосе этом наводит порядок.

О.Н. Смолякова (Слайд 2)

– Вдумаемся в эпиграф. Как вы его понимаете?

(Мир огромен, но во власти человека навести порядок. Это делает гений.)

– Назовите антонимы.

(Хаос, порядок.)

– Синонимы?

(Тайны, загадки.) (Слайд 3)

– Сегодня на уроке мы постараемся навести порядок в наших знаниях о словосочетании и, может быть, раскроем какие-то тайны. Но начнём мы с небольшой проверочной работы в тетрадях. Я даю толкование слова, а вы записывайте само слово. (Слайд 4)

3. Лексический диктант.

  1. Слова, близкие по значению (синонимы).
  2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст).
  3. Человек, обладающий высшей творческой способностью (гений).
  4. Наука, изучающая происхождение слов (этимология).
  5. Два или несколько самостоятельных слова, объединённых по смыслу и грамматически (словосочетание).
  6. Имя человека, открывшего периодическую систему (Д.И. Менделеев).

– Проведем взаимопроверку. (Слайд 3)

4. Актуализация домашнего задания.

Дома вы знакомились с деятельностью и биографией Д.И.Менделеева. Чем вас удивил этот человек?

– Синтаксический разбор предложения (один ученик выполняет на доске).

(Слайд 4)

Менделеев великий русский учёный, прославившийся энциклопедическими знаниями. (Знаки препинания не расставлены.)

– Проверка. Объясните постановку тире. (Слайд 5)

– Почему стоит запятая?

– Назовите в этом предложении словосочетания.

(Великий учёный, русский учёный, прославившийся учёный, энциклопедическими знаниями.) (Слайд 6)

– Почему не назвали “Менделеев-учёный”?

(Это предложение.)

5. Фронтальный опрос.

– В каком разделе науки о языке изучаются предложение и словосочетание?

– Что такое словосочетание?

– Как определить главное и зависимое слова?

– С какими видами связи слов в словосочетании мы познакомились на прошлом уроке?

– Что называется согласованием?

– Что называется управлением?

– Что называется примыканием? (Слайд 8)

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с темой "Связь слов в словосочетании”.

(Слайд 9) (Ученик читает текст).

6. Углубление знаний.

Работа с текстом.

1. Менделеев-это великий русский учёный – энциклопедист, химик, физик, технолог, геолог, метеоролог. 2. Родился он 27 января 1834 года в Тобольске в небогатой, но родовитой семье. 3. Он был младшим семнадцатым ребёнком в семье. 4. Отец после рождения сына сразу же ослеп и на плечи матери легли все заботы. 5.Она, заметив необыкновенные способности Дмитрия, отдала его учиться в Тобольскую гимназию. 6. А после окончания гимназии в Педагогический Институт, где он учился с удивительным старанием.

1) Чтение текста учащимся.
2) Объясните орфограммы в словах.
3) Найдите в этом тексте словосочетания по схемам, данным на доске, запишите их в столбик.

2 предложение. Гл.+сущ.пр.пад. упр. Допол.
2 предложение. Прил.+сущ.пр.п. согл. Опред.
4 предложение. Гл.+сущ.вин.пад. упр. Допол.
5 предложение. Гл.+гл. н.ф. неделимое с/с, стр.40 № 2 ---
5 предложение. Гл.+ деепр. прим. Обст.
3 предложение. Числ.(пор.)+сущ, согл. Опред.

Один учащийся работает у доски.

родился в Тобольске

в небогатой семье

легли на плечи

отдала учиться

отдала, заметив

семнадцатым ребёнком

4) Определить вид связи слов в словосочетании. Докажите.

Учитель.

– Мы выполнили синтаксический разбор словосочетания.

– Менделеев был семнадцатым ребёнком в семье, и никто тогда не представлял себе, что он, спустя много лет, станет великим человеком.

– Как вы думаете, благодаря чему он стал гением?

(Усердию, старанию, прилежанию.)

Словарно-орфографическая работа.

Учился Д.И. Менделеев с особым прилежанием и окончил Петербургский педагогический институт с золотой медалью. Работал учителем в Крыму и Одессе, а потом – преподавал в институте. (Слайд 10)

– Объясните написание и в слове прилежание, е – в слове преподавать.

Сообщение ученика о происхождении слов.

(Слайд 11)

– В каком словаре можно узнать о происхождении слов?

(В этимологическом.)

– Да, Д.И.Менделеев, оказывается, преподавал в институте, т.е. передавал свои знания студентам. Величайшим достижением творческой деятельности Д.И. Менделеева было открытие периодического закона и создание периодической системы химических элементов.

Чтение учащимся текста об истории создания периодической системы.

(Слайд 12)

История об открытии Менделеевым периодического закона во сне основана на реальных фактах, рассказанных А.А.Иностранцевым. Как-то он зашёл к Менделееву в кабинет и застал Дмитрия Ивановича в мрачном состоянии. Менделеев пожаловался: “Всё в голове сложено, выразить таблицей не могу”. А несколько позже выяснилось, что он трое суток, не ложась спать, работал у своей любимой конторки, но попытки скомбинировать результаты своей мысленной конструкции в таблицу оказались неудачными. В конце концов, учёный крайне утомлённый лёг спать. “Вижу таблицу, где элементы расставлены как нужно. Проснулся, тотчас записал на клочке бумаги”,-вспоминал он.

– Посмотрим на написанную самим автором открытия рукописную табличку. К тому времени было известно всего чуть более 60 элементов с их атомным весом (сейчас их почти вдвое больше). Идея расположить элементы по порядку возрастания их атомного веса совершенно естественна и банальна. Сложнее было заметить периодические закономерности в этом ряду. Свою таблицу Д. Менделеев создал в 35 лет.

– Что означает слово скомбинировать?

(Соединить, собрать.)

Как называется данный ряд слов?

(Синонимы.)

– Для какого стиля речи характерно слово “скомбинировать”?

– Составьте словосочетания с разными видами связи со словом скомбинировать. Можно ли с этим словом составить словосочетание со связью согласование? Образуйте однокоренное слово и составьте.

(Скомбинировать результаты, скомбинированный результат, хотел скомбинировать.)

Проверочная работа по карточкам. Самопроверка.

Раздаются карточки с дифференцированными заданиями по вариантам – красные, синие, зелёные.

Учитель.

Сейчас познакомимся с материалом, который надо запомнить. Запишем два примера. Чем они отличаются? (Слайд 13)

– Если количественное числительное в именительном падеже, то оно всегда будет главным словом в словосочетании, связь – управление; в другом падеже – зависимое слово, связь – согласование.

– Выполняем упр.№71.

7. Итог урока.

Чтение эпиграфа. Тему рассматривали на примере текста о жизни нашего соотечественника, великого учёного Д.И. Менделеева. Его стремление к новому, неизведанному – пример для нас. Посмотрим, установился ли порядок в наших знаниях о словосочетании.

Тест. (Слайд 14)

8. Оценивание.

9. Релаксация.

Что для вас показалось трудным?

10. Домашнее задание:

выполнить № 74 или составить 5 предложений о деятельности Д.И.Менделеева, выписать 3 словосочетания с разными видами связи. (Слайд 15)

Презентация

Приложение