Рекомендации по обучению дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида умению составлять рассказы по картинке

Разделы: Работа с дошкольниками


Обучение рассказыванию по картине занимает важное место в системе работы по развитию речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида.

Картина может служить одним из эффективных средств развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида и формирования у них коммуникативно-речевых умений. Она активизирует и направляет мысль детей, развивает внимание, наблюдательность. Зрительные ряды, особенно репродукции с полотен известных художников, обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса.

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья VIII вида затрудняются самостоятельно составлять рассказ по картине, адекватно передавать наглядно представленный сюжет, пропускают те или иные моменты действия, т.е. у детей не сформирована планирующая функция речи.

Особенности работы по формированию навыка составления рассказа по картине обуславливаются спецификой этого вида обучению рассказыванию. С одной стороны, наглядные образцы картины облегчают ребенку задачу построения отдельных фраз-высказываний, с другой – при составлении рассказа-повествования по картине отсутствует опора на готовый языковой материал и определяемую сюжетом последовательность событий.

Для лучшего восприятия и понимания детьми картины проводится вводная беседа, в которой используется личный опыт детей, воспоминания о событиях, близких изображенным на картине. Иногда предварительно включается чтение и пересказ литературных произведений, слушание музыки по соответствующей теме.

Разбор содержания картины включает в себя беседу по картине и ее анализ. Сюда входят следующие упражнения:

  1. Рассматривание картины без предварительной установки педагога.
  2. Рассматривание картины под музыкальное сопровождение.
  3. Мысленное воспроизведение ранее рассмотренной картины (“Закройте глаза и попробуйте представить картину, которую мы рассматриваем”).
  4. Объяснение названия картины (“Как вы думаете, почему картина так называется?”).
  5. Придумывание названия картины (“Придумайте свое название картины. Почему вы назвали ее именно так?”).
  6. Выделение и характеристика отдельных элементов картины, способствующих созданию образа. Сюда относится определение изображенного на картине, называние живых и неживых объектов, схематическое обозначение. Отвечая на вопросы: “Кто больше назовет живых объектов? Кто больше назовет неживых предметов? Опишите героя картины. Выберете какой-нибудь предмет и скажите, какой он?” Дети называют изображенные на картине предметы определенного цвета, материала или назначения по предложению педагога. При выполнении задания “Кто самый внимательный?” дети поочередно заканчивают предложение, начатое педагогом, нужным по смыслу словом, опираясь на картину.
  7. Нахождение связей между объектами на картине. Педагог соединяет линией два предмета: “Расскажи, как связаны они между собой?”, “Кто лучше запомнил?” - ребенок должен вспомнить, какие действия выполняют различные персонажи. “Представьте себе, что могло произойти до того момента, который изображен на картине? Что могло случиться позже?” - так происходит выстраивание временной последовательности событий на картине. На данном этапе детям предлагались задания: “Выбери какого-нибудь героя. Придумай, что он делал раньше до появления на картине, что будет делать потом”.
  8. Разные точки зрения. Детям предлагается выбрать какого-нибудь героя, представить себя в его состоянии и описать окружающие его предметы с позиции этого персонажа. Далее предлагается описать от лица персонажа в другом состоянии или от лица другого героя в ином состоянии.
  9. Анализ взаимоотношений персонажей: используется прием обыгрывания детьми в пантомиме действий персонажей картинки с последующим их оречевлением. Здесь используется применение дидактических игр творческого характера, где каждые ребенок превращается в один из объектов на картине, объясняя словами свое нахождение относительно других объектов, изображенных на картине и составляет рассказ на тему: “Что я слышу, вижу, чувствую”. Также применяется использование образно-тематических и динамико-пластических этюдов, которые развивают умения движением, мимикой, позой передавать настроение персонажей, характерные особенности предметов, изображенных на картине. Сочетание в этюдах движений и слов позволяет детям осознать некоторые слова, различные эмоциональные состояния, далее идет использование данных слов при составлении рассказа по картине, что позволяет многократному уточнению словаря. Например, образно-шумовой этюд “Гроза”. Одна группа детей пластически изображает тучу с молнией, раскаты грома, шум ветра, гул, капли дождя, а другая – озвучивает это с помощью музыкальных инструментов.
  10. Анализ цветовой гаммы картины и чувств, возникших под ее воздействием. Используются вопросы: “Какие краски преобладают в картине? Почему именно эти краски? Какое настроение вызывает картина? Почему?”
  11. Исследование картины на полисенсорной основе. На этом этапе предлагаются следующие задания: “Закрой глаза и представь, что ты попал в картину. Что ты слышишь?”, “Подойди к картине. Дотронься до предметов, которые попадаются тебе на пути. Что ты почувствовал?”, “Вдохни запах. Какие запахи ты почувствовал?”, “Попробуй на вкус. Какие у тебя возникли вкусовые ощущения?”
  12. Копилка образных сравнений. Дети отвечают на вопросы: “Скажи, какой предмет? Что такое же?”

На этапе разбора содержания картины проводится работа, направленная на обогащение словаря за счет глагольной лексики, слов-определений, наречий. Здесь же проводится работа по формированию грамматического стоя речи – овладение детьми определенными грамматическими закономерностями языка, нормами употребления словоформ; по развитию синтаксиса – идет практическое усвоение навыков построения и использования в речи различных синтаксических конструкций.

На следующем этапе по обучению составления рассказа по картине используются общепринятые методические приемы: образец рассказа педагога по картине или отдельной ее части, наводящие вопросы, а затем предваряющий план рассказа; составление рассказов по фрагментам картины и коллективное составление рассказа детьми.

Перспективным направлением совершенствования процесса обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида составлению рассказов по картинам, на наш, взгляд, является использование наглядного моделирования.

В современной научно-методической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей (Венгер Л.А., Дьяченко О.М. и др.). Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Леон Лоренсо С., Хализиева Л.М. и др.). Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников, способствует развитию возможности представлять в уме то, о чём говорит взрослый. Применяя наглядные модели, педагог может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного речевого высказывания по картине.

Обучая детей умению составлять рассказ по картине, педагогу следует дать некоторую теорию построения высказывания, т.е. элементарные знания о структуре текста (начало, середина, конец), представления о связях между предложениями и структурными частями высказывания. План рассказа, представленный моделями: предметными карточками, графическими схемами, устанавливает последовательность и определяет содержание рассказа, давая детям наглядно воспринимаемое конструирование текста (рассказа). Построить сообщение с опорой на заданные компоненты содержания (набор предметных изображений) с одновременной опорой на наглядный план легче.

Сначала используется предметный план, который представляет собой ряд предметных карточек с изображением эпизодов картины, персонажей и выступает в качестве “опорных точек” при построении рассказа по картине. Называние предлагаемых педагогом наглядных опор напоминает детям о так называемых ключевых словах рассказа (рис.1).

В дальнейшем используется графический план, представляющий собой ряд графических символов, каждый из которых символизирует структурные компоненты рассказа. На начальном этапе проводится коллективное совместно с педагогом составление плана будущего рассказа. Детям предлагаются вспомогательные вопросы: “О чём будем говорить в начале?”, “О чём нужно рассказывать дальше?” и т.п., в соответствии со словесным обозначением пунктов плана выставляется графический план (рис.2).

Более усложнённый вариант – графический план-схема, где графические символы заменяются условно-схематическими изображениями (рис.3).

Таким образом, использование моделирования при обучении дошкольников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида составлению рассказов по картинам существенно повышает качество их речевой продукции, активизирует речемыслительную деятельность, позволяет детям осознать структуру связного высказывания.

В процессе же рассказа ребёнка, в случае какой-либо его ошибки, лучше пользоваться подсказом слова или предложения, исправлением допущенной ошибки, что менее нарушит связность, плавность рассказа, чем вопрос. Нужно помнить, что неисправленная ошибка – это лишнее подкрепление неправильно сложившейся речевой формы, которая может перейти в привычку.

Оценка – обучающий приём. Смысл её применения в том, чтобы дети подражали тому, что похвалил педагог, и избегали того, что он осудил. Оценка должна влиять не только на ребёнка, рассказ которого оценивается, но и на последующие рассказы других детей. Поэтому оценки, даваемые в конце занятия, по существу бесполезны; кроме того, детям трудно запомнить, каково было качество всех прослушанных рассказов; к концу занятий они утомляются и не могут воспринять указаний педагога.

В процессе систематической работы по обучению детей рассказыванию по картинам с использованием методов и приёмов, упражнений, плана-схемы рассказа, представленного в виде предметных карточек и графических символов дети усваивают структуру текста-повествования. У них формируются навыки планирования данного текста и воспроизведения его в устной речи. Дети с ограниченными возможностями здоровья VIII вида учатся анализировать и обобщать изображённое на картине, у них формируется целостное и одновременно дифференцированное представление об изображённой ситуации.

Литература

  1. Венгер Л.А, Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. – М., 1988. -198с.
  2. Глухов В.П. Особенности обучения рассказыванию по картине детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Дефектология. – 1990. -№6.- с.61-65.
  3. Ивченко С. Картинки-помощники //Дошкольное воспитание. -2005. -№2. с.45-47.
  4. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: Секачёв В.Ю., ТЦ “Сфера”, 2007. -128с.
  5. Леон Лоренсо С., Хализиева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребёнка-дошкольника /Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду. – М., 1997. -201с.

Рисунки