Интегрированное внеклассное занятие (математика + информатика): "От дюйма до метра"

Разделы: Внеклассная работа


Тип  занятия: внеклассное занятие.

Цели занятия:

  • познакомить с конкретными мерами длины и показать преимущества системы  СИ;
  • сообщить правильные знания о метрической системе мер;
  • ознакомить с разными системами единиц длины: старорусскими, английскими, морскими и метрическими.

Методы обучения:

  • словесные: беседа, объяснение.
  • наглядные: задания на компьютере.
  • практические: практические задания.

Задачи занятия

  • Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления, расширение кругозора.
  • Учебная – совершенствование знаний в метрической системе мер.
  • Развивающая – развитие   памяти, внимательности, умение выделять главное, существенное.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, таблицы со старинными   мерами длины.

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Время (мин)

Примечание

Ориентировочно-мотивированный Вступительное слово преподавателя, сообщение темы и задач занятия Воспринимают и акцентируют внимание на поставленных задачах

2

Презентация «Виртуальный музей»
Знакомство со старинными русскими мерами Предлагает студентам заранее подготовить  материал Рассказывают о старинных русских мерах длины

10

Презентация «Старинные русские меры»
Применение знаний в художественной литературе Пояснения по выполнению этого задания на экране. Организует работу по обобщению мер длины Отвечают на вопросы заданий «Что за диво эти сказки?»

10

Презентация  «Что за диво эти сказки?»
Применение знаний на «Глаз» Предлагает на глаз выполнить задания Отвечают на задания. Кто определит точнее

5

Презентация  «Глазомерная викторина»
Применение знаний в пословицах и поговорках Заранее студенты должны были найти пословицы и поговорки о старинных русских мерах Проводится конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок

10

Презентация  «Зал пословиц и поговорок»
Самостоятельная работа Преподаватель заранее объявил конкурс частушек с применением старинных русских мер длины Студенты поют  частушки

10

Презентация  «Частушечный зал»
Рефлексивно-оценочный Итоговая рефлексия «Достигли ли мы цели занятия?» Студенты отвечают, оценивая каждый этап занятия, и высказывают предложения и рекомендации

 

 

Подготовительный этап

  • студенты получают задание найти материал о старинных русских мерах, которые ещё встречаются в нашем обиходе и литературе;
  • найти и подготовить пословицы и поговорки, связанные с мерами длины;
  • сочинить частушки о мерах длины.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Приветствие преподавателя, проверка готовности студентов к занятию, организация внимания студентов.

Преподаватель. Сегодня у нас внеклассное занятие по математике «От дюйма … до метра».
Эпиграфом занятия являются слова академика А.Н.Крылова « Всякое рациональное творчество должно быть основано на числе и мере».
Я приглашаю вас в виртуальный музей (Приложение 1)
Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. Уже для первобытного человека, строившего себе жилище, изготовлявшего простейшие орудия и посуду, применение мер длины, веса и объемов было необходимо. Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног.
Небольшие расстояния мы и в настоящее время нередко определяем шагами.
У многих народов была мера расстояния стрела, т.е. дальность полета стрелы. До сих пор существуют выражения: не подпускать на пушечный выстрел, считай по пальцам, которые напоминают о подобных единицах расстояний.
Рассмотрим наиболее распространенные старинные меры.
Приглашаю в зал «Старинные русские меры»

Студенты рассказывают о старинных русских мерах длины.

Приведенные примеры мер основаны на размерах частей человеческого тела. Возникли эти меры в трудовой деятельности человека, в борьбе его за существование. С развитием общества, появлением частной собственности, обмена продуктами производства и разделения труда первоначально примитивные  способы измерения перестали удовлетворять требованиям человека. Уточнялись меры, совершенствовались способы измерения.
У всех народов складывалась очень сложная и запутанная, весьма пестрая система мер. Каждое маленькое государство, каждый город стремился измерять своими мерами. Вот уж воистину «Что город, то  норов, что деревня, то и обычай!».  Отсюда пошла поговорка «Другого на свою меру не меряй».

Преподаватель. Переходим в следующий зал «От поколения к поколению…».
Современные меры – метр, килограмм и другие – существовали всегда. Международная метрическая система мер и весов, которой пользуются в настоящее время почти во всех странах мира, была введена на территории бывшего СССР 14 сентября 1918 г. Декретом Совета Народных Комиссаров. Вводилась эта система в жизнь постепенно. Наряду с новой системой использовались и старые меры. Только с января 1927 г., когда был подготовлен переход народного хозяйства на новую метрическую систему мер и весов, она окончательно стала единственно допустимой системой измерений.
Поэтому в 1960 году на 11 Генеральной конференции мер и весов было принято решение о введении Международной системы единиц СИ (читается «ЭС-И»).

Преподаватель. Переходим в зал «Что за диво эти сказки?»

Цитируем отрывки из художественной литературы, в которой встречаются различные меры длины.
Я читаю выдержки из сказок, ваша задача назвать сказку, кто ее  написал. Соответственно ответить на вопросы.

Задание 1.   «Да еще рожу конька
Ростом только 3 вершка,               (обратить внимание на единицы измерения величин)
На спине с двумя горбами
Да аршинными ушами».

Вопросы:

  1. Назовите произведение? Кто автор?
  2. Какого роста был конёк?
  3. Какой длины уши у конька?

Ответ:

  1. «Конек-горбунок», Петр Ершов.
  2. Вершок – равна ширине 2 пальцев руки, 4 см · 3 = 12см.
  3. Аршин – 71 см – длина вытянутой руки от плеча до конца среднего пальца.

Ребята, посмотрите на конька, ведь читая сказку, мы никогда не обращали внимания на то, какие уши у него и рост, в каком соотношении они находятся.

Задание 2. «Это был, в самом деле, большой  тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали… КАК?       «Дюймовочка».

Вопросы:

  1. Назовите произведение? Кто автор?
  2. Какого роста была девочка?

Ответ:

  1. «Дюймовочка», Г.Х. Андерсен.
  2. Дюйм = 2 см 54 мм – это ширина большого пальца.

Задание  3.

«…Старый Мазай любит до страсти
Свой низменный край.
За сорок верст в Кострому прямиком
Сбегать лесами ему нипочем.
… С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам: уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину».

Вопросы:

  1. Назовите произведение? Кто автор?
  2. Какова длина и ширина островка с зайцами?
  3. Какое расстояние проходит Старый Мазай?

Ответ:

1. «Дедушка Мазай и зайцы», Николай Алексеевич Некрасов.
2. Меньше сажени в длину = 2 м 13 см.
Меньше аршина в ширину = 71 см 12 мм.
3. 40 верст · 1 км 0668 м = 42 км 672 м или 40км.

1 верста – 1, 0668 км
Сажень = 2 м – это расстояние от каблука правой (левой) ноги до кончика вытянутой вверх левой (правой) руки – это косая сажень.

Задание 4. «Самый младший мальчик был очень маленького роста. Когда он родился, то был не больше пальца. Поэтому его и прозвали … КАК?». «Мальчик с пальчик».

Вопросы:

  1. Назовите произведение? Кто автор?
  2. О  какой старой мере говорится  в сказке?

Ответ:

  1. «Мальчик с пальчик», Шарль Перро.
  2. Палец.

Помните выражение «Считай по пальцам».

Задание 5. «А добрая фея, которая спасла его дочь от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время далеко, за 12 тысяч миль от замка. Но она сразу же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги».

Вопросы:

  1. Назовите произведение? Кто автор?
  2. О  каких единицах измерения величин говорится в этом отрывке?
  3. Сколько лет проспала «Спящая красавица»?
  4. Что значит семимильные сапоги?

Ответ:

  1. «Спящая красавица», Шарль Перро.
  2. Единицы времени и длины (100 лет, 12 тыс. миль).
  3. 100 лет.
  4. Один шаг – 7 миль = 7км.

1 миля – 1 км 609 м (сухопутная).
1 географическая миля=7,42 км

Задание 6.  «… В те времена Маленький Мук был уже старичок, ростом же не более 3-4 футов».

Вопросы:

  1. Назовите произведение? Кто автор?
  2. Определите рост старичка?

Ответ:

  1. «Маленький Мук», Вильгельм Гауф.
  2. Фут = 30 см  48 мм  · 3 = 91 см  44 мм  или 30 см  48 мм  · 4 =1 м 22 см или 30·3=90см или 120см.

Задание 7. 

«Что вам надо? – шоколада.
Для кого? – для сына моего.
А много ли прислать? – да пудов этак 5 или 6:
больше ему не съесть.
Он у меня маленький!»

Вопросы:

  1. Назовите произведение? Кто автор?
  2. Кому нужно 5-6 пудов шоколада?
  3. Сколько это килограммов?

Ответ:

  1. «Телефон», Корней Чуковский.
  2. Слону.
  3. 16 · 5 = 80 кг, 16 · 6 = 96 кг.

1 пуд = 16 кг 380 г –  это мера веса.

Задание 8.

«Муха по полю пошла, муха денежку нашла».

 Или

«Пошла муха на базар и купила самовар».

Вопросы:

  1. Назовите произведение? Кто автор?
  2. Сколько нашла муха? А сколько это копеек?
  3. Сколько стоил самовар?

Ответ:

  1. «Муха-цокотуха», К.Чуковский.
  2. Денежка = 0,5 копейки.
  3. Полкопейки.

– О каких единицах измерения величин идет речь в последних заданиях? (Меры веса, денежная мера).

– Ребята, вы увидели, что старинные меры измерения использовались в сказках. Читая их, мы не задумывались, а сколько же  это единиц в системе СИ.

Преподаватель. Переходим в зал «Глазомерная викторина».
Хороший мастер всегда на глаз и безошибочно сумеет определить толщину доски, диаметр трубы, длину плиты и т.д. А как натренирован глаз у вас?

Кто определит точнее?

  1. Какова длина карандаша? (19 см)
  2. Каков диаметр десятирублевой монеты? (25 мм)
  3. Определите толщину коробочки. (20 мм)
  4. Чему равно расстояние между зрачками взрослого человека?  (60 мм – 65 мм)
  5. Чему равна высота железнодорожного вагона? (3,5 м)
  6. Определите длину классной комнаты, в которой мы находимся? (2 студента (высокий и низкий) шагами).

Преподаватель. Приглашаю посетить « Зал пословиц и поговорок».

Конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок, связанных с мерами длины

  • Как говорят об очень умном человеке? (Семи пядей во лбу).
  • Что говорят о человеке с большой бородой, но маленького роста. (Сам с ноготок, а борода с локоток).
  • Как говорят о рослом плечистом человеке? (Косая сажень в плечах).
  • Ходить пешком на большие расстояния. А иначе? (Мерить версты).
  • Если человек отличается большой проницательностью? (Видеть на сажень сквозь землю).
  • Как говорят о человеке большого роста? (Эка верста выросла).
  • Два вершка от горшка, а уже указчик. (Так говорят о молодом человеке, не имеющем еще достаточного жизненного опыта, но поучающего всех и каждого).
  • У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла. (О неаккуратной женщине).
  • Не уступить ни пяди (т.е. даже самой малости).
  • Семь пядей во лбу. (О человеке с очень широким лбом, как об очень умном, предусмотрительном во всем).
  • Близок локоть, да не укусишь. (О каком-нибудь простом, но невыполнимом деле).
  • Сам с ноготок, а борода с локоток. (До Петра 1 борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. Чем больше и длиннее была борода, тем больше должно было быть уважение к его хозяину).
  • Семимильными шагами (т.е. гигантскими) – когда хотят сказать о достижении крупного успеха в течение короткого времени.
  • Каждый купец на свой аршин меряет. (О человеке, который судит о чем-нибудь односторонне, оценивает происходящее только со своей точки зрения).

Преподаватель. Переходим в «Частушечный зал». (Приложение 2)

Конкурс частушек о мерах длины

1. Ты, сорока-белобока,
Научи меня летать
Невысоко, недалеко,
За версту чтобы видать.

2.   Самолет летит,
За версту слыхать.
Мы же ждали вас,
А вы пришли опять. (и т.д)

Преподаватель. С начальной школы мы знакомы с СМ, ДМ, М, Г, КГ, Л как с конкретными мерами, т. е. некоторое фактическое знакомство с единицами метрических мер. Оказывается, еще в быту употребляются слова  локоть, сажень, верста, с которыми мы не связывали никаких конкретных представлений  как о системе мер вообще.
Трудно представить человека, который ничего бы не измерял. Поймал ли он рыбу, убил ли зверя, собирается ли строить жилище, запасается ли продуктами на зиму – везде, при любой деятельности, человек производит разные измерения и вычисления. Но для этого ему нужны различные меры длины, массы, объема.
Мы сегодня рассмотрели только меры длины.

Все мы родом из детства. Когда-то и вам предстоит читать сказки своим детям, и вы сумеете дать ответ на их каверзные вопросы.

Литература:

  1. Старинные русские меры в народных пословицах и поговорках. – Газета «Математика» № 10/1996.
  2. Депман И.Я. Меры и метрическая система. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1954.
  3. Берман Г.Н. Счет и число (как люди учились считать). – М.: Государственное издательство технико-теоретической литературы, 1952.
  4. Канин Е. Геометрические величины в школе. – Газета «Математика» № 26/2009 (библиотечка «Первого сентября»).