Урок по теме "Жиры"

Разделы: Химия


Цели урока

Обучающие: учащиеся должны знать формулы жиров, их физические и химические свойства и области применения

Развивающие: способствовать развитию:

1) умению применять теоретические знания для прогнозирования химических свойств;

2) общеучебных умений и навыков (анализа, синтеза и выводов).

Воспитывающие: способствовать

  1. формированию чувства коллективизма и ответственности при выполнении работы в группах
  2. повышению интереса к предмету через реализацию межпредметной связи “химия-биология”

Средства обучения:

  • учебники, дидактические карточки для проверки домашнего задания, для дифференцированного задания на дом, мультимедийный комплекс;

  • презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ № 1) пробирки, реактивы и оборудование для проведения опытов (растительные масла, вода, спирт, раствор перманганата калия, фарфоровая чашечка, фитиль, держатель, спиртовки, пробирки).

Ход урока

1. Организационный этап.

Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности учащихся к уроку

2. Проверка домашнего задания.

Каждый из вас получил карточку с несколькими заданиями. Вы выполняете любые, исходя из своих возможностей. Но помните, что первые три задания - это задание на оценку “3”, выполнившие четвертое и пятое задание получают оценку “4”, и справившиеся с шестым заданием - оценку “5”. Выбор за вами.

Карточка для проверки домашнего задания:

  1. Отгадайте ребус

2. Допишите схему:

3. Установите соответствие:

4. Напишите формулы формиата натрия и кальция, широко используемых в качестве консервантов кормов и не требующих дорогих кислотоупорных емкостей для хранения.

5. Дома, даже не задумываясь, что это химический процесс, вы проводите реакцию между раствором уксусной кислоты и питьевой содой. Напишите уравнение этой реакции.

6. Отрывок из романа Ж.Санд “Консуэло”:

“А наивысшей гармонией ей казался аромат… Погруженная в сладкие мечтания, Консуэло словно слышала голоса, исходившие из каждого прелестного венчика. Роза мечтала о страстной любви, лилия - о небесной непорочности, а крошечная фиалка шептала о радостях простой, скромной жизни”.

Сложные эфиры имеют приятные запахи, и эти запахи и ощущала Косуэло.

Запишите уравнение получения этилового эфира масляной кислоты, который имеет запах ананасов.

3.Целеполагание.

Сравните, пожалуйста, формулу, записанную на доске с этой формулой:

Такие эфиры, образованные многоатомным спиртом глицерином и высшими карбоновыми кислотами называются жирами. Значит тема нашего сегодняшнего урока… (жиры) (слайд №1)

Мы - органические вещества,

На кухне нас зовут масла,

К эфирам сложным отнеси

И быстро класс наш назови. (слайд №2)

(Жиры)

4.Изучение нового материала.

Начнем мы с вами изучение нового материала с китайской мудрости:

“Скажи и я забуду,

Покажи и я запомню,

Дай мне сделать самому, и я научусь”.

Китайская мудрость.

Мы с вами самостоятельно определили цель нашего урока, и самостоятельно опираясь на усилия своих мыслей, будем изучать эти вещества - жиры. Посмотрите на этот пейзаж.

Какое отношение он имеет к цели нашего урока?

(слайд №3)

На какие группы мы можем классифицировать жиры по их происхождению?

Составляем обобщающую схему:  (слайд №4)

  1. Высыхающие (2 и более двойных связей), то есть окисляющиеся и затвердевающие на воздухе: льняное, конопляное.

2. Полувысыхающие (1 – 2 двойные связи): соевое, подсолнечное, хлопковое.

3. Невысыхающие: оливковое, пальмовое, кокосовое.

(Показываем образцы жиров: подсолнечное масло, оливковое, кукурузное, рыбий жир, свиное сало).

б) Изучение физических и химических свойств жиров.

С классификацией мы разобрались, а теперь давайте попытаемся разобраться со свойствами жиров. Для этого предлагаю разбиться на группы.

Каждая группа выполняет свое задание и о своих выводах рассказывает нам.

Но прежде чем мы перейдем к выполнению заданий давайте повторим правила техники безопасности (слайд № 5)

Задание для первой группы:

Каждый слышал расхожую фразу: при физической нагрузке человек сжигает жир. Выражение образное, но не лишено химического смысла.

Докажите химический смысл этого выражения.

Инструктивная карточка:

Из фарфоровой чашечки, нескольких миллилитров масла и фитиля соорудите подобие лампадки и подожгите фитиль.

Сделайте вывод из проведенного опыта.

Задание для II группы:

Определите растворимость жиров.

Инструктивная карточка.

В 4-е пробирки поместите по 1 - 2 капли масла, после чего прибавьте в них последовательно по 2 мл растворителя: в 1-ю - дистиллированную воду, во 2-ю - бензин, в 3-ю - спирт, в 4-ю - ацетон. Хорошо перемешайте содержимое каждой пробирки, взболтайте.

Сделайте вывод из опыта.

Задание для III группы:

Докажите наличие С=С связей в молекулах растительных жиров.

Инструктивная карточка.

Несколько капель растительного масла добавьте к раствору перманганата калия. Что вы наблюдаете?

Сделайте вывод.

Сравните цены 1 л растительного масла и 1 кг животного жира

Твердые жиры более дорогостоящи и ценны. По химическому составу они отличаются лишь наличием двойных С=С связей в углеводородных радикалах жидких жиров. Предложите способ превращения жидких (непредельных) жиров в твердые (предельные). Как называется такая реакция?

В качестве примера записываем реакцию гидрирования триолеата глицерина до тристеарата:

img7.gif (1425 bytes)

(слайд №6)

Гидрирование растительных масел - важнейший промышленный процесс. Он стал возможен благодаря работам французского химика Поля Сабатье, нашедшего катализатор этого процесса: мелкоизмельченный никель или платина. За это открытие в 1912 году Сабатье был удостоен Нобелевской премии. В результате этого процесса получается твердый жир - саломас, идущий на изготовление маргарина и заменителей сливочного масла.

Одно из важнейших свойств жиров - их способность расщепляться на составляющие: глицерин и жирные кислоты. Если такая реакция осуществляется под действием воды в присутствии кислот, она называется гидролизом.

(слайд №7)

Данная реакция является обратимой. Как можно сместить равновесие вправо? Одним из способов - удалить один из конечных продуктов, превратить его в другое вещество.

Если нагреть жир с раствором щелочи, то разложение будет необратимым и пойдет до конца.

Эта реакция называется омылением, поскольку образующиеся соли щелочных металлов и высших карбоновых кислот являются мылами (слайд №8)

В) Значение и применение жиров. Работа проводится в группах. Каждая группа получает задание: из предложенных текстов собрать информацию о значении жиров и их применении (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

После изучения информации, идет обмен полученными знаниями.

5. Закрепление изученного материала.

А сейчас давайте проверим, как вы усвоили материал.

Для этого сыграем в “Химическое домино”.

На столе стопка с формулами веществ: глицерин, стеариновая кислота, олеиновая кислота, пальмитиновая кислота, линоленовая кислота, различных жиров, названия жиров ( тристеарат

глицерина, трипальмитат глицерина, триолеат глицерина), схема реакций гидрирования жиров, гидролиза жиров и омыления жиров.

Я даю задание, вы выбираете карточку с соответствующей формулой или реакцией:

1. формула глицерина.

2. формулы высших предельных карбоновых кислот.

3. формулы высших непредельных карбоновых кислот.

4. из предложенных карточек составьте формулу растительного жира. Дайте ему название.

5.составьте формулу твердого жира и дайте ему название.

6. составьте уравнение гидрирования триолеата глицерина.

7. составьте уравнение гидролиза трипальмитата глицерина.

6. Предъявление и обсуждение домашнего задания.

Параграф 21. Письменное задание дается разноплановое, чтобы каждый смог найти себе “задание по душе”: 1. Как известно ряд жиров имеют лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий жир, гусиный жир. Предложите рецепт использования жиров для лечения какого-либо заболевания.

2. Создайте рекламу мыла.

3. Опорный конспект к уроку по теме: “Жиры”.

4. Всем известно масличные растения (горчица, подсолнечник), из которых получают растительные жиры. А кто слышал про луковое масло? Можно ли из лука получить жир? Оказывается можно, если правильно подобрать слова, изменяя их по одной букве.

Л

У

К

     
     
     

Ж

И

Р

5. Представьте, что вы частный предприниматель в сфере торговли и собираетесь закупить оптовую партию сливочного масла. Сейчас много недобросовестных производителей, которые фальсифицируют пищевые продукты, и сливочное масло часто становится объектом фальсификации. К нему подмешивают более дешевые продукты: маргарин или растительные масла. Обнаружить подделку и доказать её можно с помощью сложных и дорогостоящих анализов. Но есть и такие признаки, которые можно обнаружить и без всяких анализов и которые должны насторожить вас при покупке. Какие это признаки?

7. Рефлексия.

Самостоятельно оцените, достигли ли вы цели, что узнали и как оцениваете свои успехи на уроке.

Для этого заполните “Лист учета”

Ф. И. уч-ся

Что узнал?

Самооценка

Оценка учителя

       

Приложение № 2

Химия жира и жировых продуктов

Избыток пищевых, и в первую очередь жировых продуктов является одной из причин возникновения основных заболеваний современного человека. Все больше накапливается данных о том, что сердечнососудистые и онкологические заболевания как бы сцеплены одной общей причиной – нарушением обмена веществ в организме, приводящим к ожирению. Необходимо отметить, что предрасположенность к ожирению закладывается еще в раннем возрасте, когда формируются жировые клетки – жировая ткань организма.

В организме человека жиры выполняют различные функции. Простые липиды являются одним из основных источников энергии в нашем организме. Липиды служат сырьем для синтеза важнейших гормонов организма, играют определенную роль в процессах транспорта и ассимиляции питательных веществ в желудочно-кишечном тракте.

В организм человека жиры попадают с различными пищевыми продуктами. Наиболее богаты липидами такие продукты, как сало, сливочное и растительные масла. Необходимое для здорового организма количество жира составляет примерно 1- 1,5 г на 1 кг массы тела.

В большинстве развитых стран мира потребляемое количество жира превышает рекомендуемый уровень на 35-40 %. Накопление в организме излишнего жира в 3-4 кг у большинства людей происходит уже к 30 годам.

Пищевая ценность жиров определяется содержанием в их составе незаменимых жирных кислот, которые не синтезируются организмом. К таким кислотам в первую очередь относится линолевая кислота. Для обеспечения жирнокислотного состава рациона здорового человека необходимо соблюдать соотношение растительных масел и животных жиров, равное 1:3. При этом необходимо отдавать предпочтение растительным маслам, богатым линолевой кислотой (подсолнечное, хлопковое, кукурузное, соевое) по сравнению с маслами (льняное, конопляное), содержащим другие ненасыщенные жирные кислоты. Для пожилых людей соотношение растительных и животных жиров продиктованы тем, что дефицит незаменимых кислот является одной из причин нарушения холестеринового обмена и развития сердечнососудистых заболеваний.

Жиры используются в пищу. Некоторые масла используются для изготовления косметических средств (кремов, масок, мазей). Ряд жиров имеет лекарственное значение: касторовое, облепиховое масло, рыбий и гусиный жир. Жиры сельдевых рыб используются для подкормки сельскохозяйственных животных. Высыхающие растительные масла используются для производства олиф. Сырьем для производства маргарина являются многие растительные масла и китовый жир. Животные жиры идут для производства мыла, стеариновых свечей. Жиры используются для получения глицерина и смазочных материалов. Однако использование пищевых продуктов как химического сырья – непозволительная роскошь. Поэтому химики разработали процессы, позволяющие использовать для получения, например, высших карбоновых кислот парафина. Мыло в быту и промышленности все чаще заменяется на синтетические моющие средства.

Роль жиров в профилактике и лечении ряда заболеваний

Роль жировых продуктов в профилактике и лечении различных заболеваний определяется в первую очередь наличием в их составе физиологически активных веществ. В лечебном питании для приготовления пищи используется сливочное и растительное масел. Использование жиров птицы неблагоприятно отражается на работе органов пищеварения в связи с присутствием в их составе эфирных масел. С позиции лечебного питания ценность жиров обусловлена наличием в их составе насыщенных жирных кислот, обладающих наибольшей биологической активностью. В нерафинированных растительных маслах содержится витамин Е, а также лецитин. Лецитин положительно влияет на обмен холестерина, деятельность нервной системы, оказывает желчегонное действие, способствует регенерации крови после кровопотерь. Поэтому рекомендуется включение растительных масел во все диеты. Оливковое масло широко используется при лечении гастритов, язвенной болезни, заболевании печени и желчных путей в связи с его благоприятным влиянием на слизистую оболочку желудка и желчегонным свойствам. Сливочное масло, по сравнению, с растительными содержит меньшее количество насыщенных жирных кислот с короткой цепью (уксусная, масляная, капроновая, каприловая), которые обуславливают его особый вкус и аромат. В настоящее время доказано, что несмотря на высокое содержание в сливочном масле холестерина, его не следует исключать при таких заболеваниях, как атеросклероз, гипертоническая болезнь, заболевания почек, желчекаменная болезнь. Но при жарении на масле при 120-1300С образуются токсически действующие альдегиды. Поэтому рекомендуется жарить на растительном или топленом масле, у которых этот процесс начинается при 1800С.