Подготовка к ЕГЭ в 9-м классе на тему "Прекрасных профессий на свете не счесть"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • формировать умение анализировать тексты, сравнивать их;
  • способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков учащихся;
  • совершенствовать навыки грамотного письма;
  • воспитывать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру, уважительное отношение к людям разных профессий.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией, музыкальный диск («Балетная сюита» Д. Шостаковича), раздаточный материал, иллюстрации, толковый словарь С.И. Ожегова.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Слово учителя

Современная жизнь предъявляет к знаниям учащихся новые требования. Пример тому – новая форма аттестации по русскому языку в 9 классе.
Нет сомнения в том, что необходима систематическая, серьёзная работа. Сегодня урок мы посвящаем подготовке к муниципальному экзамену, который вам предстоит сдавать в конце учебного года. Каковы же цели нашего урока?

III. Объяснительный диктант

Путёвка, жизнь, профессия, компетентность, специализация, промышленность, династии, отрасль, созидать, контакт, трудоголик, коллектив, самоотверженный, День железнодорожника, День строителя, День шахтёра.

К вашему сведению, перечисленные в диктанте профессиональные праздники отмечаются в августе.
Среди указанных слов найдите однокоренное к слову труд.
Объясните значение слова трудоголик.
– Доводилось ли вам встречаться с такими людьми?
Сформулируйте тему высказывания нашего урока, используя данные слова: профессий, свете, на, не, счесть, прекрасных. Ваша задача – расположить слова в правильном порядке.
В качестве эпиграфа возьмём слова нашего земляка П. Хузангая: «Мы в любом труде – поэты».
– Как вы понимаете смысл этих слов?

IV. Беседа по вопросам

– 9 класс… Именно в этом учебном году перед многими из вас остро встанет проблема выбора, а именно: продолжить ли обучение в школе или же выбрать профессию и поступить учиться в техникум или училище.

У меня растут года –
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

– Выбор профессии – дело серьёзное. Выбрал ли кто-либо из вас будущую профессию?
– Какие требования вы к ней предъявляете? (Профессия должна быть интересная, востребованная обществом, обеспечивающая достаток)
–  Как вы понимаете значение слова профессия?
– В толковом словаре русского языка под редакцией С.И.Ожегова мы знакомимся с лексическим значением этого слова. (Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.)
– Подберите однокоренные слова к данному слову. (Профессионал, профессионализм, профессиональный.)
– Назовите синоним этого слова.

Говорят, в мире профессий множество есть –
Просто на пальцах не перечесть!

  Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений.
– Назовите известные вам профессии.
– Какие из них считаются престижными в наше время? Почему?
– Объявляется конкурс на лучшего знатока кинофильмов и художественных произведений, рассказывающих о героическом труде россиян. (Н. Зиновьев «Деревянное рукоделие», В. Крупин «Подкова», А. Платонов «В прекрасном и яростном мире»…)
– В мире профессий – тысячи. При многих обязанностях человека в обществе о нём судят прежде всего по труду на общее благо. Труд помогает раскрыть свою личность, показать свои способности. Недаром народ сложил о труде множество пословиц и поговорок. Давайте вспомним несколько русских пословиц о труде! Вдумайтесь в их смысл. Ваша задача – продолжить мысль.

  • Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дела …
  • Кто любит труд, того люди…
  • Хочешь есть калачи, не сиди…
  • Труд человека кормит, а лень…
  • Красота приглядится, ум …

Слова для справок: на печи, гож, пригодится, портит, чтут.

– Надеюсь, что ум и знания нам пригодятся при осмыслении  следующего текста.

V. Чтение и осмысление  текста В. А. Каверина

– Назовите ключевые слова.
– О какой профессии идёт речь?
– Что, по мнению автора, привлекательно в данной профессии?
– Согласны ли вы с точкой зрения автора?
– Знаете ли вы, как зовут библиотекаря в вашей школе?
– К какому стилю речи можно отнести данный текст? Почему? (Публицистический; воздействие на читателя, слушателя.)
– Определите тип речи.
– Назовите вводное слово, встречающееся в данном тексте.
– Объясните знаки препинания в предложении №5.
– Определите часть речи (предложение №8)
– Какая мысль не нашла отражения в тексте?

А) Работа с книгой – это работа с людьми.
Б) Тот, кто прочёл два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней.
В) Библиотекарь – одна из самых благородных профессий.

– Итак, в данном тексте говорится о почётной и благородной профессии библиотекаря.
– Я надеюсь, что наш разговор поможет вам при ответе на некоторые вопросы теста и желаю удачи.

VI. Выполнение теста и взаимопроверка

– Думаю, результаты говорят сами за себя. Необходимо тщательнее готовиться к выполнению теста.

VII. Физминутка

Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!

Пулат Мумин

Профессий всех не сосчитать!
А вы можете их назвать?
Поезд водит… (машинист).
Пашет в поле…(тракторист).
Самолётом правит…(лётчик).
Клеит книжки…(переплётчик).
В школе учит нас…(учитель).
Строит здания…(строитель).
Песни нам поёт…(певец).
Торговлей занят…(продавец).
На станке ткёт ткани…(ткач).
От болезней лечит…(врач).
В машине возит груз…(шофёр).
Хлеб убирает…(комбайнёр).
В доме свет провёл…(монтёр).
В шахте трудится…(шахтёр).
В жаркой кузнице…(кузнец).
Кто всё знает – молодец!

– Благодаря этому шуточному стихотворению мы с вами вспомнили людей разных профессий. Назвали 15 специальностей…
– Профессий на свете очень много. Хочется сказать, что «все работы хороши». Любая работа – это труд. Труд серьёзный, требующий отдачи всех сил. Люди разных профессий делают нашу жизнь комфортнее, интереснее.

VIII. Чтение и осмысление 2-го текста

Всем, кто землю трудом украшает,
Явью делает наши мечты,
От души мы с любовью вручаем
Наши улыбки и наши цветы!

– Что общего между текстами? (Общая тема высказывания. Речь идет о труде.)
– Что отличает данный текст от предыдущего?
– Внимание! Ваша задача – среди данных слов назвать то, что соответствует следующей схеме (приставка, корень,  суффикс, окончание).
– Дайте характеристику данному предложению с точки зрения синтаксиса.
– Вспомните эпиграф урока. Как вы его понимаете? Запишите свои мысли в тетради.
– Я вам искренне желаю сделать правильный выбор. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить радость, да и дело будет спориться.
– Может ли человек получить профессию сразу, без подготовки?
– Кто же помогает овладевать профессией? (Наставник, учитель, куратор)
– А если ещё не знаешь, кем стать? Как быть? (Наблюдать, расспрашивать, пробовать)
– Вспомните рассказ В. Крупина «Подкова». С чего началось приобщение к труду, к профессии? (С интереса, наблюдений, а затем уже и с самостоятельной работы под руководством человека, увлечённого своим делом)
– Считаю актуальными сегодня слова нашего классика Н.А. Некрасова:

Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.

– Многие из вас пока ещё не определились с выбором профессии. Я желаю вам найти дело по душе.
Интересно заниматься работой, которая служит прогрессу. Мы же должны уважать труд каждого.  В обществе востребованы не только юристы, экономисты, актёры, журналисты, но техслужащие, плотники… В любой работе нужно найти смысл.  И помните: не только ты создаёшь работу, но и она тебя.

IX. Вывод. Рефлексия. Объявление оценок

– Как вы считаете, добились ли мы тех целей, что поставили в начале урока?

X. Домашнее задание.

– Напишите мини-сочинение, связанное с темой нашего урока:

  • 1 группа – рассуждение;
  • 2 группа – повествование с элементами рассуждения.

Приложение