Урок русского языка в 11-м классе по теме "Сложное предложение. Его виды. Характеристика"

Разделы: Русский язык


(Учебник под редакцией А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой)

Цели урока:

  • Обеспечить усвоение знаний на уроке через  обобщение  сведений о сложном предложении. Продолжить подготовку к ЕГЭ. Отработать навык  выполнения заданий А1, А5,  А20, А21, А22, А23, А9.
  • Формировать умение работать с тестом, развивать навык устной речи. Развивать навык анализа текста.
  • Воспитывать любовь к языку.

Знать: понятие сложного предложения, его виды.

Уметь: характеризовать сложное предложение, объяснять постановку знаков препинания, чертить схемы.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало урока

II. Сообщение темы и цели

III. Разминка

– Наш сегодняшний урок мы начнём  не совсем обычно: с минутки для шутки. Объявляется конкурс дикторов. Только проходить он будет  в  шутливой форме. У вас на столах лежат карточки с заданиями.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).

Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

(См. Приложение 1, слайд 1)

Два человека читают вслух, класс проверяет по ключу. (Задание А1)

– Перед вами «умная речь», постарайтесь произнести её правильно. (Задание А5)

(См. Приложение 1, слайд 2)

Учащиеся читают и исправляют ошибки в предложениях.

Обратите внимание на последние два предложения. Какое языковое явление нашло в них отражение?  (Паронимы)

IV. Словарно-орфографическая работа (cм. Приложение 1, слайды 3-7)

V. Проверка домашнего задания

– На дом было задано упражнение  426. (См. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов. – М.: Вербум – М, 2005.  с.328).
Как вы понимаете смысл сделанной писателем записи? Какие сочинения-рассуждения у вас получились?  (Заслушиваются 2-3 сочинения-миниатюры, остальные сдаются).
Какой частью речи является слово одинаков в предложении?

 VI. У вас на столах лежат карточки с тестовыми заданиями, выполните их в тетрадях и сдайте на проверку.  (Отработка выполнения заданий А20, А21, А22, А23)

1 Вариант

А20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) В(прочем)домашние кошки, как и их дикие сородичи, выходят из дому на охоту (по)ближе к ночи.
2) Она надела то(же) синее платье, что(бы) Игорь узнал её среди толпы.
3) (В)последствии стало известно, что ехидна  питается насекомыми, так(же), как и утконос.
4) (По)этому признаку так(же) легко узнать, с каким растением  имеешь дело.

А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

По небу стремительно неслись угрюмые тучи, ветер становился всё сильнее () и по пашне летели клочья сухой травы.

1) Сложносочинённое предложение, пред союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, пред союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, пред союзом И  нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, пред союзом И  нужна запятая.

А22.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ночные бабочки(1) привлечённые ярким светом (2) прилетели к фонарю (3) стоящему возле нашего дома (4) и кружились теперь в упоительном танце.

1) 3, 4                 2) 2, 3, 4                        3) 1, 3, 4                        4) 1, 2, 3, 4

А23.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях  должны стоять запятые?

К счастью (1) мы быстро вышли на открытое пространство. Совсем рядом (2) в овраге (3) должно быть (4) журчал ручей.

1) 1, 2, 3                            2) 1, 2, 4                              3) 1, 2, 3, 4                         4) 2, 4

2 Вариант

А20. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)  Что(бы) воспитать щенка, необходимо много усилий, за(то) сколько радости он вам доставит!
2) Саша так(же) любил книги, как и все в нашей семье, (по)этому у нас не возникло сомнения, что подарить ему в день рождения.
3) Что(бы) рыба клевала так(же) хорошо, как вчера, я накопал свежих червей.
4) Я благодарю Вас, а так(же) Вашего секретаря за(то), что мне дали возможность изучить этот проект.

А21. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

По берегам реки по-прежнему лежал () и тихо курился густой туман.

1)  Сложносочинённое предложение, пред союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, пред союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, пред союзом И  нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, пред союзом И  нужна запятая.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.

1) 1, 2                       2) 3, 4                      3) 1, 2, 3                          4) 1, 2, 3, 4

А23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях  должны стоять запятые?

К Сожалению (1) погода испортилась. За окном опять идёт дождь (2) и (3) видимо не скоро закончится.

1) 1, 2, 3, 4                           2) 1, 2, 4                      3) 1, 3, 4                         4) 3, 4

VII. Повторение теоретического материала о сложном предложении   (См. Приложение 2)

VIII. Упражнение  430 (См. Русский язык: Учебник- практикум для старших классов. – М.: Вербум – М, 2005)

– Работаем у доски. Каждое  предложение записывается, объясняются знаки препинания, указываются средства связи, чертится схема, даётся характеристика.

IX. Работа с текстом. Текст распечатан на каждого ученика. (Учитель в это время проверяет тесты).

Запишите текст. Вставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки.

(1) Я считаю что нашему языку (ни, не )чего (не) угрожает. (2) Но есть серьёзная угроза речевой культуре когда человек даже не предст..вляет  себе б..гатейших  ресурсов и возможностей родного языка в его позн..вательной и ко(м мм)уникативной функции. (3) Противостоять этой опасности можно только признав что чувствовать язык так(же) естественно, как жару и холод, вкус горького и сладкого, печаль и радость и чувство языка надо ценить и развивать. (4) Ведь есть ещё и эстетическая функция которая совсем не ограничивается сферой художественной литературы: она в значительной степени формирует наше сознание.

1. Определите стиль текста.
2. Тип речи.
3. Какова тема и основная мысль текста, средства связи предложений.
4. Начертите схему предложения 3, выполните синтаксический разбор.
5. Начертите схему предложения 4, определите тип предложения.
6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.

X. Домашнее задание: сочинение на основе текста. «Нашему языку ничего не угрожает…» Согласны ли вы с этим утверждением?

XI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.