Тема: "Составление сжатых таблиц при подготовке к ЕГЭ по русскому языку"

Разделы: Русский язык


Суть словесности, как известно, во взаимосвязи русского языка и литературы. В настоящее время преподавание русского языка с опорой на другие дисциплины филологии стало особенно актуальным.

В большей степени это касается литературы, поскольку именно этот тандем способствует не только постижению норм грамотности, но и воспитанию читателя, способного воспринять идейный, нравственный, эстетический потенциал классической и современной литературы. Воспитанию через слово. С.Аверинцев писал: "Любовь  как ответственная воля к пониманию чужого – это и есть та любовь, которой требует эстетика филологии". Ведь недаром само слово "филология" означает "любовь к слову".

Как привить эту любовь  нашим ученикам? Как воспитать "ответственную волю" к пониманию того, что хотел сказать автор изучаемого произведения?

Ответы на эти вопросы особенно важны сейчас, когда во время итоговой аттестации ученики должны показать не только навыки практической грамотности и понимание закономерностей языка, но и умение тактично вести диалог с текстом: уважительно относиться к чужому мнению и отстаивать, если это необходимо, свое, приводя достойные аргументы.

Именно на аргументации я хотела бы остановиться. Как показывает практика, поиски аргументов в подтверждение своей позиции вызывают у выпускников особые трудности. Причина – не только поверхностные знания текстов художественных произведений, но и неумение сопоставить факты, вопросы, проблемы, неспособность строить ассоциативные связи и проводить параллели.

Можно ли научить этому старшеклассников, если времени явно недостаточно: количество уроков по обеим дисциплинам редко превышает 5 часов в неделю? А вот час главного испытания – ЕГЭ – неумолимо приближается.

Большие и принципиально новые задачи встают перед учителем. Известные пушкинские строки "Я думал уж о форме плана" – отражают одну из закономерностей всякого творческого труда. Новые условия требуют новых решений. Так я начала работу по составлению "сжатых" таблиц при подготовке учеников выпускных классов к третьей части единого экзамена по русскому языку. Цель этой работы – научить ребят находить аргументы из русской классической литературы в подтверждение своей позиции относительно заявленной проблемы. Подобные таблицы составляются, как правило, на заключительном уроке по изучению того или иного произведения классики, хотя можно предложить эту работу и на уроках русского языка при подготовке к третьей части ЕГЭ.

Определив проблемы  и идею изучаемого произведения, учащиеся вспоминают  изученный ранее литературный материал с аналогичной проблематикой  и отражают его в таблице. Кроме того,  сюда вносятся и произведения искусства (живописи, музыки и т.д.), где отражена та же тема. В таблицу рекомендуется также записывать  ключевые цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой. Это помогает учащимся быстро ориентироваться в поисках аргументов, основанных на произведениях классической литературы и искусства.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Проблематика  романа «Мастер и Маргарита» В каких еще произведениях литературы и искусства ставятся эти вопросы? Общая позиция
1. Человек и власть (П.Пилат, Берлиоз, Каифа) «Человек перейдет в царство истины и справедливости, где… не будет надобна никакая власть.» (Иешуа) 1. XIX в. А.С.Пушкин «Борис Годунов» (драма), «Анчар»
2. XX в. А.Платонов («Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек»)
3. А. Солженицын («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»)…
Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными.
2. Внутренняя свобода и несвобода (П.Пилат, писатели МАССОЛИТа – Мастер)
«Правду говорить легко и приятно» (Иешуа)
XIX век

1. А.С.Пушкин «Памятник» («Хвалу и клевету приемли равнодушно// И не оспоривай глупца»
2. Факты из биографии Пушкина, Лермонтова (ссылка за вольнолюбивые мысли и критику власти)

XX век

3. Факты из биографии М.Зощенко, А. Ахматовой (травля в журналах «Звезда», «Ленинград»); А.Солженицына, не пожелавшего творить в угоду власти, и т.д.

Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство.
3. Милосердие и всепрощение (Маргарита – Фрида; Иешуа – Пилат) 1. Притча о блудном сыне (Библия). Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»
2. А.С. Пушкин «Памятник» («Милость к падшим призывать»)
3. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников), «Бедные люди» и т.д.
Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать,
сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности.
4. Верность и предательство (Иуда – Л.Матфей, Маргарита, Иуда – Алоизий) 1. Гоголь «Тарас Бульба»
Андрий – Остап
2. В. Быков «Сотников» (Рыбак – Сотников)
Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку – одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен – одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя.

Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой»

Проблематика В каких еще произведениях поднимаются эти проблемы (ассоциации) Общая позиция
1) Человек и природа.
«Эта земля – то всем принадлежит – кто до нас был и кто после нас придет».
Родная земля «подвигает душу».
Листвень – символ неувядающей жизни. Критик Яновский: «Он, образ Дарьи, как «царский листвень», прикрепленный к общей земле…», он так же прочен и стоек.
«Тьма пала на Матеру»

 

 

 

 

 

 

 

2) Проблема памяти.
Дарья: «Прости нам, Господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой» Дом – одушевленная предками часть жизни. «Все, что живет на свете, имеет один смысл – смысл службы» (хозяин острова). Ответственность перед ушедшими за продолжение жизни.

 

 

 

3) Проблема совести.
Дарья: «Совесть истончили… до того, христовенькую, истрепали, места живого не осталось»
Антиподы:
Старухи – Никита, Петруха, Воронцов, Жук.

1) Стихи Ф.Тютчева о связи человека  с природой  «Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык»
б) В.Шукшин «Горе» Высшая гармония – слияние с природой.
в) – Апокалипсис (ассоциации)
г) А.Ахматова, стихотворение «Родная земля»: «Ложимся в нее и становимся ею…»
д) Г.Айтматов «Плаха»»  Проблема экологии тесно связана с проблемами разрушения личности.
е) Герой мифа Антей обретает силы от прикосновения к матери- земле

2)  а) А.С.Пушкин:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробом» 
б) А.Ахматова:
«Все мы немного у жизни в гостях,
Жить – это только привычка…»
в) Ю.Бондарев, роман «Берег» (Никитин и его воспоминания)

3)  а) Б.Окуджава:
«Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство».
б) М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат, Фрида).
Ассоциации: Петруха – балаганный Петрушка, но без положительной стороны.
в) А.С.Пушкин:
«Да, жалок тот, в ком совесть нечиста»

1) Отношение человека к природе есть мерило его духовных качеств, его нравственности. Только осознание кровной связи с природой, бережное отношение ко всему живому делает нас достойными называться людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) Необходимо осознавать свою прямую ответственность за продолжение жизни на земле, за сохранение и приумножение духовного наследия прошлого. Каждый может сделать что-то доброе и оставить по себе добрую память. Хранить память о других – это оставлять добрую память о себе.      

 

 

3) Совесть – показатель человеческой нравственности, мерило наших поступков. Угасание совести ведет к полному разложению личности.

Как видно из представленных таблиц, объектом внимания становится не только круг проблем произведения, но и ключевые цитаты, делающие художественный образ более выпуклым и ярким. Сами же цитаты, компактно уместившиеся в таблице, легче запоминаются. А ведь цитирование – еще одна ахиллесова пята наших учеников: не умеют они в напряженных условиях экзамена сразу воссоздать в памяти нужные строки. Во второй графе таблицы  помещаются не только произведения литературы со схожей проблематикой, но и произведения искусств, высказывания критиков. Чтобы достаточно наглядно показать, что большинство затронутых в литературе вопросов относятся к категории "вечных", переходящих из века в век, из поколения в поколение, примеры во второй графе таблицы располагаются согласно хронологии. Что касается "нелитературных" примеров, то трудно переоценить значение произведений искусства в эстетическом и нравственном воспитании. Недаром ещё Аристотель утверждал, что общение с искусством "очищает" человека, освобождает от дурного и наделяет прекрасным. В качестве аргумента произведение искусства является прекрасной иллюстрацией мыслей. Умение выявлять общую позицию (третья графа таблицы) – показатель того, что ученик достаточно образован и чуток, способен одновременно понимать "придуманность" художественного мира и его соответствие реальной жизни, вымышленность и глубокую правду, способен видеть преемственность в понимании основных духовных ценностей.

Одна из самых главных опасностей в работе учителя – бессистемность. Работу с таблицей необходимо проводить постоянно. Только тогда можно действительно добиться желаемого: научить ребят видеть главное, сравнивать, сопоставлять, делать глубокие обобщения. Это поможет успешно выдержать не только  единый экзамен, но впоследствии и более сложные испытания – те, которые готовит жизнь.