Урок: "Имя прилагательное"

Разделы: Русский язык


Тема лексическая: человеческие ценности.

Класс: 10.

Цели:

  1. определить текстовую роль прилагательных,
  2. распознавать разряды прилагательных по значению и морфологическим признакам,
  3. закрепить знания по лексике, фонетике, словообразованию, орфографии,
  4. определять стилевую принадлежность текстов,
  5. умение слушать друг друга,
  6. вызвать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок– встреча

Оборудование:

  1. Презентация.
  2. Тексты.
  3. Прилагательные – карточки.
  4. Тесты.
  5. Рисунки.
  6. Таблицы.
  7. Схемы.
  8. Интернет – материал.
  9. DVD – диск “Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия”.
  10. Интерактивная доска.

Методы и приемы: повторение, чтение, групповая работа, показ слайдов, исследовательская работа, беседа, творческая работа, сообщения учащихся.

Ход урока

Актуализация.

Рис. 1.

Учитель: Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой и как радует глаз вторая. Каких только нет форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые…[4]

Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: “Какова трава, снег, ночь?” И он ответит: “Трава зеленая, ночь темная, снег белый”. А всегда ли снег белый? Конечно, нет. Он бывает темно-голубой, синий, серебристый на закате, даже красный, а по форме – пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать – он холодный, свежий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.

Сегодня мы вновь встречаемся с именами прилагательными и другими.

(1-й слайд. Тема урока. Приложение 1.).

А какая у вас цель?

Учащиеся называют свои цели.

Сейчас я называю цели нашего урока. Мы посмотрим, как имена прилагательные работают в тексте, проверим себя в умении распознавать прилагательные, их разряды. Но сначала – другие.

(Слайды. Повторение заданий ЕГЭ: А1, А2, А3, А15, В1. (Приложение 1).[5]

Повторение.

Учитель: Я вспомнила Митрофана. (Из какого произведения?) На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: “Много. Существительна и прилагательна”.

– Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

– Дверь, котора дверь?

– Вот эта.

– Эта? Прилагательна.

– Почему же?

– Да она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена, так та покамест существительна.

– Так потому у тебя слово дурак прилагательное, что прилагается к глупому человеку?

– И ведомо.

Митрофан так сказал. А как вы ответите, что такое имя прилагательное?

Учащиеся рассказывают о прилагательных. (Каждый отвечающий получает карточку, где написано какое-то прилагательное).

Учитель: Я тоже хочу похвастаться своими знаниями. (Рисунок 2). Родились Прилагательные. Но вот незадача. Не было у них собственных рода, числа, падежа. “Что если нам попросить их у Существительных, хотя бы на время? ”– подумали Прилагательные. Существительные согласились и одолжили свои формы. Так и живут до сих пор Прилагательные: берут у Существительных напрокат формы рода, числа, падежа. Они любят, обожают Существительных, и жить без них не могут.[4]

Формирование новых знаний.

А кто изучал имя прилагательное?

Ученица рассказывает о В.В.Виноградове. [1]

(Презентация “Святое беспокойство”(Приложение 2)

Учитель: В ответе Митрофанушке есть своя доля здравого смысла. Действительно, часто грамматические особенности того или иного слова зависят от того, что это слово обозначает, также от характера этого слова. И имя прилагательное весьма в этом интересная часть речи.

Все имена прилагательные обозначают непроцессуальный признак предмета, то есть признак предмета не по действию. И тремя способами мы можем отличить прилагательное из ряду ему подобных.

(Слайд. Учащиеся работают с учителем, используя таблицу.(Приложение 1).

Во-первых, предмет можно увидеть или потрогать, или пробовать на вкус, или понюхать, или же подумать о нем – и так установить, какой он. При этом мы используем свои органы чувств и совершаем некоторые мысли: опустили руку в воду: вода теплая, холодная; попробовали блюдо: сладкое, кислое, соленое; посмотрели – ах, какое синее небо; а вон идет – воспитанный добрый человек.

Эти признаки называют качество предмета, поэтому они называются качественными. Качественные прилагательные носят субъективный и временный характер. Например, после просмотра фильма, вы скажете, фильм хороший, фильм плохой, фильм замечательный. Если утенок гадкий, это не значит, что он всегда будет таким. Однажды он станет белоснежным лебедем. И поэтому возникает возможность сравнивать признак. Качественные прилагательные, таким образом, имеют степени сравнения и краткую форму. Не все качественные прилагательные имеют степени сравнения: мертвый, голый, лысый. Качественные прилагательные могут быть производными и непроизводными.

Во-вторых, предметы в нашем мире не существуют изолированно друг от друга. Между ними есть определенная связь. Есть какие-то дружеские, любовные отношения. И еще предмет может быть связан не только с другими предметами, но и с действиями, и признаками.

Если фигурка вылеплена из глины, мы говорим – глиняная фигура (отношение между фигурой и глиной). Что это? (Предмет и предмет). Если машина предназначена, для того чтобы стирать белье – стиральная машина. (Предмет и действие). Если день, о котором идет речь был вчера – вчерашний день. (Отношение: предмет и признак).

Такие прилагательные мы называем относительными.

В-третьих, предмет может принадлежать какому-либо лицу или являться частью другого предмета.

Бабушкина пенсия, отцов автомобиль – принадлежность.

Мамина рука, лисий хвост – часть другого предмета.

Такие прилагательные называются притяжательными.

Притяжательные и относительные прилагательные обозначают объективный и постоянный признак. Бумажная салфетка– для всех бумажная, лисий хвост – для всех лисий.

Притяжательные и относительные прилагательные всегда производные.[2]

Рис. 3.

Назовите разные признаки туфель.[4]

Учащиеся: мамины, черные, бальные.

Помимо этих разрядов существуют еще два. Восьмой человек, девятый ряд. Мой дом, своя машина.

В вузовских программах они изучаются как порядковые прилагательные и местоименные прилагательные, а в школе числительные и местоимения. [2]

Применение знаний и умений.

Учитель: А сейчас посмотрим, как работают прилагательные в тексте. Я вам передаю тексты. Нужно выразительно прочитать текст, определить стиль, тип, найти прилагательные, распознавать их разряд.

Текст 1.Золотая моя Журавушка! Знаешь ли ты, моя милая, что счастливей твоего Петьки нет человека на свете? Да мне теперь сам сатана не страшен. Милая, родная, родненькая, спасибо тебе за Сережку, за то, что ты есть у меня, за твои глаза, за твои руки золотые, за твое сердце – за все, за все спасибо. Одна у меня к тебе – самая великая-превеликая просьба: береги себя и Сережку. Сейчас я сменился с дежурства у пулемета. Всю ночь дежурил. Небо было ясное, звездное. Я облюбовал одну звезду, самую яркую, и назвал ее Журавушкой. Глядя на нее, я разговариваю с тобой, моя родная. Ну вот, кажись, и все. Обнимаю тебя крепко-крепко. А Сережку целую в пузо. До свидания. 30.12.41.

(По М.Алексееву) [5]

Текст 2. В уставшем лесу, когда еще не распустились проснувшиеся почки, когда горестные пни зимней порубки еще не дали поросль, но уже плачут, когда мертвые бурые листья лежат пластом, когда голые ветви не шевелят, а лишь потихоньку трогают друг друга,– неожиданно донесся запах подснежника! Еле-еле заметный, но это запах пробуждающейся жизни, и поэтому он трепетно-радостный, хотя почти и не ощутим. Смотрю вокруг – оказалось, он рядом. Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья… И для каждого, – и счастливого и несчастливого, – он сейчас – украшение жизни. Вот так и среди нас, человеков: есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себе все лучшее, что есть в человечестве, – доброту, простоту, доверие.

(По Г.Троепольскому) [5]

Текст 3. Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его “белой вороной” среди его друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?

Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.

Что же такое интеллигентность? Многие думают: интеллигентный человек– это тот, который много читал, получил хорошее образование, много путешествовал, знает несколько языков. А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, а можно ничем этим не обладать, а быть внутренне интеллигентным человеком. Если человек сохранит интерес к истории, к знаниям, сможет восхититься красотой природы, понять характер другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявит грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к прошлому, к старости, если он проявит ответственность, будет следить за своей речью– вот это и будет интеллигентный человек. Интеллигентность – это умение уважительно спорить, умение незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя– не мусорить окурками или руганью, дурными идеями. Интеллигентность– это терпимое отношение к миру, к людям, это приветливость и доброта, которые делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Быть интеллигентным– это долг перед другими и перед самим собой. Это счастье, здоровье, долголетие.

(По Д.Лихачеву) [3]

Но сначала вспомним типы и стили речи.

Учащиеся рассказывают о художественном, публицистическом, разговорном стилях и об описании, рассуждении, повествовании сообщают свои знания.

Ученики работают в группах, отвечают на вопросы.

  1. Назовите стиль, тип речи.
  2. Найдите прилагательные, определите их разряд.
    (Слайд. Учащиеся работают у интерактивной доски. (Приложение 1).
  3. 3. А какую роль играют в этих текстах имена прилагательные?

Учащиеся:

– В художественной речи очень много качественных прилагательных. Они выступают в качестве эпитетов, метафор. А относительные прилагательные дают информацию. Делают речь выразительнее.

– В разговорном стиле использованы качественные прилагательные. Они показывают состояние предмета, эмоции.

– В публицистическом стиле характерные только для этого стиля прилагательные, которые носят субъективный признак, то есть качественные.

Учитель: Да, имена прилагательные работают во всех стилях речи, обладая выразительностью, эмоциональностью, чувственностью, выполняя эстетическую и информативную функцию.

Что в этих текстах самое главное?

Учащиеся высказывают свои размышления об основной мысли.

– Самое главное в жизни человека– это семья. Семья как звезда на небе, указывает путь, дает силу и надежду.

– Нужно стремиться быть интеллигентным человеком: в поведении, в отношении к окружающим, в отношении к себе.

– Доброта, любовь, простота, доверие как подснежник являются источником радости и счастья.

Учитель: Да, имена прилагательные работают во всех стилях речи, обладая выразительностью, эмоциональностью, чувственностью, выполняя эстетическую и информативную функцию.

Заключение.

Учитель: У каждого человека должна быть в жизни своя цель. В чем самая большая цель жизни? Увеличивать добро в окружающем мире. А добро – это прежде всего помощь. Оглянитесь вокруг: кому – то нужна помощь. Может птичке, муравью, котенку или старушке? Если вы не в состоянии творить добро, не делайте хотя бы зла. Добро имеет волшебную могучую силу. Добро– это счастье, это чудо, это любовь.

Домашнее задание: используя имена прилагательные написать даймонд на тему: любовь, счастье. добро, чудо.

Литература.

  1. Русский язык: Учебник для 11 класса. Шакирова Л.З. Магариф, 2006.
  2. Современный русский литературный язык. Гвоздев А.Н. Просвещение, 1967.
  3. Заветное. Лихачев Л.С. Детство. Отрочество. Юность, 2006.
  4. Русский язык в рисунках. Бурмако В.М. Просвещение, 1991.
  5. Русский язык: Единый Государственный Экзамен. Александров В.Н. Взгляд, 2005.