Физические упражнения как одно из важнейших средств в развитии и становлении школьника

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Новые навыки

Обычное, но новое для ученика обучающее упражнение чаще всего вызывает интерес у учащегося, а также ряд других чувств: страх, неуверенность в своих силах, смятение по поводу того, как он будет выглядеть со стороны, хотя ничто, казалось бы, не располагает к этому. Новое упражнение может быть совсем не сложным, просто ребенок никогда с ним не сталкивался. Грамотное преподавание поможет преодолеть страх, и позволит ученику почувствовать себя хозяином ситуации, а главное – своего тела.
Чем большим числом навыков и умений будет обладать физическое тело ученика, тем увереннее он будет ощущать себя в окружающем мире. Во взрослом мире требуется не только физическое здоровье, но и умение преодолевать страх перед новым действием, прыжком в неизвестность и неопределенность. Если человек научится смело действовать в неизвестном еще в школе, на уроках физкультуры, то это станет залогом его успеха в жизни, профессии.

Осознанность движения

Для того, чтобы школьник не пасовал перед новым, его нужно научить действовать осознанно. Осознанность в поведении и понимании своих действий – одно из важнейших качеств в развитии ученика. Чаще всего, еще не сформировавшаяся личность ребенка не совсем правильно видит жизненные процессы, происходящие вокруг него, воспринимает сообразно своему не большому жизненному опыту.
Задачу  правильной ориентации в пространстве, видения себя со стороны, взаимоотношений в коллективе на фоне соревновательных, игровых ситуаций с успехом может решать урок физической культуры, тренировочное занятие, смоделированные из набора физических и психических упражнений. Примером может послужить соревновательная ситуация, выявляющая победителя в каком-либо комплексе упражнений. Сразу же у детей возникает целый ряд эмоций. Если это проигрыш – то почти горе, недовольство собой, в случае выигрыша – неимоверная гордость, у каждого ребенка по-разному, в зависимости от типа характера, которым наградила его природа. Но искусственно смоделированные ситуации закаляют характер ребенка, заставляют его увидеть, что даже в случае проигрыша жизнь идет своим чередом, день сменяет ночь, и соревнование – всего лишь игра. Конечно при условии, что педагог обращает внимание на все эти нюансы, заостряет внимание детей на этих моментах.
Победа тоже не может быть постоянной, и к этому детей непременно нужно готовить во избежание психологических травм. Сегодня ты победитель, а завтра можешь стать побежденным. Поэтому победа не дает права чувствовать свое превосходство над другими, поскольку завтра ты сам можешь оказаться в такой же ситуации. Обращая внимание детей на эти истины, мы делаем их отношение друг к другу добрее. В то же самое время, готовим ребенка правильно относиться к событиям в жизни, которые можно и нужно спокойно пережить. Умение руководить собой в любой ситуации – великое дело.

Последовательность и частота движений

Ни одно обучение элементарному движению не происходит без осознания  последовательности выполнения действий для овладения упражнением. Это заставляет ребенка думать, понимать расположение своих частей тела в пространстве относительно данного задания по обучению. Малейшее стрессовое состояние, и часто все наши смысловые цепочки теряются. Задача учителя здесь, прежде всего, в том, чтобы указать логическую связь между правильным пониманием, следующим затем действием, уравновешенным состоянием психики, как следствие – положительным результатом в достижении поставленной задачи.
Только многократное повторение упражнения может помочь усовершенствовать движение или развить физические качества, которые необходимы человеку для полноценного и здорового ощущения себя в жизни. Так как многократное повторение упражнений вызывает различные биохимические изменения в организме, то это сопряжено с тратой дополнительной энергии. Поэтому всегда сложно заставить свое тело двигаться, а еще и осмысленно. И нам приходится включать тот резерв, который называется волей.

Показывая и объясняя ученику закономерности обучения различным движениям во взаимосвязи со своей психикой, мы закладываем фундамент для выживания ребенка в различных ситуациях, не связанных со спортивным упражнением. Любая человеческая деятельность не мыслима вне тела, со сложными биохимическими процессами, происходящими в нем. Поэтому осознанное обучение упражнениям может послужить великолепным тренингом.
Становясь взрослее, дети не забывают уроки своих учителей. Фраза, сказанная учителем с любовью и к месту, может изменить взгляд человека на многие вещи, послужить толчком для глубоких размышлений о себе, о смысле жизни и о своем месте в ней. Учитель имеет огромный диапазон возможностей для обучения и воспитания ученика и одной из них является такое многогранное понятие – как физическое упражнение.