Использование интерактивных программ на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


В преподавании английского языка в настоящее время возрастает роль использования информационных технологий. Для практикующих учителей большой интерес представляют различные интерактивные обучающие программы по изучению английского языка. На данном этапе разработано достаточно большое количество обучающих программ российскими и британскими издательствами. Часто перед учителями встает вопрос о выборе интерактивной программы для использования в учебном процессе, учитывая определенные цели и задачи, а также техническое оснащение учебного кабинета.

Работая в школе, я уже несколько лет использую интерактивные обучающие программы на своих уроках. Из опыта работы, в данной статье я хочу дать обзор одной из используемых программ.

М.А.Гацкевич. Английский язык для школьников. English Grammar for pupils. Серия «Океан знаний» (разработчик: MagnaMedia Developer, издатель: MagnaMedia Publisher). Курс состоит из четырех уровней. Основные задачи: изучение и закрепление основ грамматики, развитие навыков устной речи по данным темам. Широко представлены грамматические и лексические темы. Достоинствами курса являются словарь, озвученный носителем языка, большое количество упражнений на грамматику, аудирование, перевод. Благодаря большому количеству упражнений происходит детальная отработка каждой темы.

Данный интерактивный курс – удачное сочетание компьютерных и традиционных технологий в обучении английскому языку, практическое пособие для изучения и отработки основ грамматических аспектов, соответствующих программным требованиям первой и второй ступени обучения в общеобразовательной школе.

Интерактивный курс «Английский для школьников» используется мною три года. Данный курс имеет четкую структуру, что обеспечивает его эффективное использование и быстрый подбор упражнений при разработке конкретных уроков. Контекстное меню и навигация позволяют легко ориентироваться и работать с курсом. Необходимо отметить наличие большого количества однотипных упражнений на отработку одного аспекта, что дает возможность планирования индивидуальных заданий для учеников класса, учитывая уровень усвоения данного материала каждым учеником и индивидуальный темп работы. Достоинством курса является сочетание отработки грамматических и лексических тем. Удобно построен тренинг на  изучение и отработку лексического минимума, а также наличие возможности отработки собственного произношения, используя микрофон. Работу над фонетикой обеспечивает озвучивание всех упражнений. При использовании наушников учитель имеет возможность организовать индивидуальную работу по развитию и совершенствованию навыков аудирования и произношения.

Интерактивный курс «Английский для школьников» предоставляет учителю большие возможности. Необходимо отметить возможность печати и автоматической проверки всех заданий с выставлением оценки. Журнал успеваемости позволяет учителю четче прослеживать уровень усвоения текущего материала каждым учеником. Данный курс может использоваться не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Ученики с большим интересом работают с ним. Его использование способствует более динамичному проведению уроков, развитию интереса учащихся к изучению английского языка, повышению эффективности обучения.

Далее я хочу остановиться на структуре построения программы и видах упражнений. Уровни 1 и 2 имеют только грамматические разделы, охватывающие изучение пяти грамматических времен (Present Simple, Present Continuous, Past Simple, Future Simple, Present Perfect) и грамматических структур и аспектов, изучаемых во 2 – 5 классах общеобразовательных школ 2 модели обучения. Уровни 3 и 4 состоят из тематических и грамматических разделов. На протяжении всех 4-х уровней прослеживаются одинаковые виды упражнений.

Рассмотрим структуру и виды упражнений на примере уровня 3, состоящего из:

– 5 тематических разделов (“Summer holidays”, “Winter holidays”, “School life”, “Travelling”, “Weather”), отработка грамматических аспектов языка предыдущих уровней;
– 5 грамматических разделов (“to be going to”, “it takes”, “used to”, “to be able to”, “to have to do smth”).

Автоматическая проверка осуществляется после выполнения всех пунктов упражнения; выставляется оценка по пятибалльной системе и программа исправляет ошибки (ученик видит свой и правильный ответы, что дает возможность самостоятельной отработки допущенных ошибок) и только в тренажерах слов происходит автоматическая проверка каждого слова или словосочетания во время выполнения задания.

Виды упражнений разнообразны:

– тренажеры слов включают упражнения, словарь, словарный запас, статистику и демопоказ лексики – включены во все тематические разделы, (1-1)
– поставить глаголы в правильную форму (1-10)
– написать отрицательные и вопросительные предложения (1-21)
– вставить вопросительные слова (1-23)
– изменить предложения по временам (2-25)
– составить предложения из данных слов (2-8)
– выбрать правильный вариант (2-17)
– задать вопросы и дать ответы (2-11)
– перевести с русского языка на английский язык (2-29)

Уровень 4 имеет структуру, аналогичную уровню 3: 4 тематических раздела (“Television”, “Shopping”, “Sports and games”, “Health and body care”) и 5 грамматических разделов (Past Continuous Tense, Passive Voice, Past Perfect Tense, Future-in-the-Past Simple Tense, Reported Speech).

Данная структура с наличием тематических разделов не только позволяет развивать и совершенствовать грамматические и лексические навыки, но и развивать навыки говорения.
В заключении хочу еще раз подчеркнуть, что данная интерактивная программа предполагает индивидуальную самостоятельную работу учащихся с использованием персональных компьютеров на уроках и дома. Использование данной программы позволяет разнообразить уроки, повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка и повысить эффективность учебного процесса.