Парциальная программа "Природа Урала" для детей среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Месяц Тема занятия Развивающие задачи Оборудование Ход занятия
Сентябрь Целевая прогулка по участку детского сада Ознакомление детей с последовательностью смены времен года, уточнение представлений об осени, способствование эстетическим переживаниям от красоты осенней природы Осенние листья, стихи об осени 1. Беседа о временах года

2. Чтение стихов об осени

3. Сбор листьев для аппликации

Сентябрь Сезоны года Уточнение представлений детей о характерных признаках каждого сезона, знакомство с действиями замещения, развитие эмоционального проживания природных явлений Круговая диаграмма смены времен года, 4 карточки разных цветов (желтого, белого, зеленого, синего), карточки с условными знаками 1. Игра “Когда это бывает?” (с использованием диаграммы)

2. Физкультминутка “Осень”

3. Моделирование сказочной ситуации (дети- “волшебники” подбирают условные знаки, обозначающие сезонные явления осенью)

Октябрь Дары осени Обобщение представлений детей об овощах, фруктах и грибах на Урале в осенний сезон, повторение приемов лепки из пластилина Круговая диаграмма смены времен года, демонстрационный материал (овощи, фрукты, грибы), “волшебный мешочек”, набор для лепки 1. Беседа “Что нам осень принесла?”

2. Рассматривание овощей и фруктов (название, внешний вид, вкус, где растет, как используется в пищу)

3. Игра “Волшебный мешочек”

4. Рассматривание грибов (название, внешний вид, строение, где растет, как используется в пищу)

5. Лепка “Грибы в нашем лесу”

Октябрь Краски осени Ознакомление детей с изменениями в жизни растений осенью на Урале, показ приемов выполнения аппликации “Осенний” сектор круговой диаграммы, осенние листья, набор для аппликации, картины осеннего пейзажа 1. Рассматривание картин с изображением осеннего леса

2. Знакомство с новыми знаками, обозначающими изменения в жизни растений осенью (“листопад”, “пожелтевшие листья”)

3. Физкультминутка “Листочки”

4. Аппликация “Краски осени”

Октябрь Перелетные птицы Развитие представлений детей о перелете птиц осенью, введение понятия “перелетные птицы” “Осенний” сектор круговой диаграммы, картинки с изображением перелетных птиц, стихи и загадки о птицах, карточки с условными знаками 1. Беседа о перелете птиц осенью в теплые края (причины, условия)

2. Отгадывание загадок и чтение стихов

3. Подбор “волшебных” знаков (“мало тепла”, “нет корма”)

Октябрь Изменения в жизни животных осенью Закрепление представлений детей об изменениях в жизни животных осенью и подготовке к зиме (медведь, белка, заяц) “Осенний” сектор круговой диаграммы, картинки с изображением животных осенью, загадки и стихи о животных, карточки с условными знаками 1. Беседа о подготовке животных к зиме

2. Рассматривание картин с изображением животных осенью

3. Отгадывание загадок и чтение стихов

4. Подбор “волшебных” знаков (“спячка”, “тёплый мех”, “заготовка запасов на зиму”)

Ноябрь Музыкально-театрализованное представление “Дары осени” (овощи) Дать представление детям об овощах, их внешних признаках, развить способности к инсценировке Костюмы овощей для детей, декорации (осенний лес), музыкальное сопровождение 1. Вступительное слово ведущего

2. Инсценировка “Дары осени – овощи”

3. Награждение актёров поощрительными призами

Ноябрь Погода осенью. Игра “Метеоролог” Формирование представлений детей о характерной для каждого сезона погоде, освоение действий замещения “Осенний” сектор круговой диаграммы, календарь погоды, набор карточек к нему 1. Объяснения правил игры

2. Повторение явлений погоды (температура, ветер, дождь и т.п.)

3. Игра “Метеоролог”

Ноябрь Что бывает осенью Обобщение и систематизация знаний детей об осени, выделение характерных особенностей осеннего сезона в неживой природе, мире животных и растений Загадки, стихи, приметы осени, картины с изображением осенних явлений, тесты для детей 1. Описательный рассказ по картине

2. Отгадывание загадок и чтение стихов об осени

3. Физкультминутка “Холодно”

4. Мини-тестирование для детей

Ноябрь Ждём в гости зиму (спортивное занятие) Закрепление знаний детей об изменения в природе в холодное время года, развитие двигательной активности детей, воспитание чувства дружбы Спортивный инвентарь, спортивная форма для детей, загадки о животных и растениях, поощрительные призы 1. Вступительное слово воспитателя

2. Спортивные игры

3. Награждение участников поощрительными призами

Декабрь Путешествие по зимней тропинке (прогулка) Уточнение представлений детей о сезонных изменениях в природе зимой, расширение зрительных представлений, воспитание стремления оказывать посильную помощь взрослым Палочки для рисования на снегу, метёлки, лопатки 1. Наблюдение за погодными условиями (ветер, облака, температура)

2. Наблюдение за деревьями (отсутствие листьев, опущенные ветки, деревья в снегу)

3. Рисование палочками на снегу

4. Сгребание снега, подметание дорожек

Декабрь Растения зимой Ознакомление детей с изменениями в жизни растений зимой, введение понятий “лиственные деревья”, “хвойные деревья” “Зимний” сектор круговой диаграммы, картины зимнего пейзажа, предметные картинки 1. Рассказ детей о том, что они увидели на прогулке (сугробы, лёд, опущенные ветки деревьев, деревья в снегу)

2. Работа с диаграммой

3. Подбор “волшебных” знаков (“лиственные”, “хвойные” деревья зимой)

4. Игра с использованием картинок “Почему растения не растут зимой?”

Декабрь Приспособление животных к зимним условиям Ознакомление детей с изменения ми в жизни животных зимой, воспитание интереса к повадкам животных “Зимний” сектор круговой диаграммы, модели следов животных, картинки “Звери зимой” 1. Описательный рассказ по картинам “Звери зимой”

2. Беседа о приспосабливании зверей к зиме (изменение цвета и характера шерстного покрова, утепление жилища, изменение пищи)

3. Игра “Чьи это следы?”

4. Подбор “волшебных” знаков (“спячка”, “птицы слетаются к человеческому жилью”)

Декабрь Инсценировка сказки “Зимовье зверей” Научить детей средствами театральной деятельности рассказывать о жизни животных зимой Декорации, костюмы для детей (звери), музыкальное сопровождение 1. Вступительное слово ведущего

2. Инсценировка сказки

3. Награждение актёров поощрительными призами

Январь Пришёл мороз – береги ухо да нос Формирование представлений детей о необходимости надеть тёплую одежду в холодное время года, развитие перцептивных действий Кукла, набор зимней одежды и обуви для неё, картинки с изображением разной одежды 1. Беседа “Посмотри в окошко” (рассказ о том, что видят дети на улице)

2. Игра “Одень куклу на прогулку” (одежда, обувь, головной убор – определение размера, формы, цвета, текстуры)

3. Физкультминутка “Выпал беленький снежок”

4. Подбор картинок “Когда это одеваем” (зависимость от времени года)

Январь Зимние забавы (спортивное занятие) Закрепление знаний детей о зимних видах спорта, воспитание чувства дружбы и здорового соперничества, развитие двигательной активности Спортивный инвентарь, спортивная форма для детей, эмблемы для команд, призы, музыкальное сопровождение 1. Выступление сказочного персонажа Злюки

2. Весёлые старты

3. Музыкальные игры со зрителями

4. Награждение участников соревнований

Февраль

 

Зимние забавы (игры на улице) Развитие двигательной активности, воспитание чувства соперничества, поощрение самостоятельности Лопатки, доска для катания с гор, “одежда” для снеговиков 1. Катание с ледяных гор

2. Соревнование “У кого снеговик лучше”

3. Подведение итогов соревнования

Февраль Птицы зимой Ознакомление детей с изменениями в жизни птиц зимой, введение понятия “зимующие птицы” “Зимний” сектор круговой диаграммы, картинки “Птицы зимой”, аудиозапись с голосами птиц, модели воробья и вороны 1. Рассматривание картин, описательный рассказ о птицах

2. Прослушивание аудиозаписи

3. Игра “Чем они отличаются?” (размер, цвет, оперение, способ передвижения)

Февраль Птицы зимой (продолжение) Закрепление знаний детей о жизни птиц зимой, формирование представлений о необходимости подкармливать птиц зимой Обучающие тесты для детей, набор для лепки, зерна, стихи о птицах зимой 1. Мини- тестирование для детей “Зимующие птицы”

2. Физкультминутка “Птички”

3. Чтение стихов о птицах зимой

4. Лепка из пластилина “Кормушка”

Февраль Что бывает зимой(обобщающее занятие) Обобщение и систематизация знаний детей о зиме Круговая диаграмма смены времён года, комплект карточек с условными обозначениями зимних явлений, сказочный персонаж Почемучка 1. Ответы детей на вопросы Почемучки о зиме (о погоде, жизни растений и животных зимой, о зимней одежде и развлечениях)

2. Игра “На загадку есть отгадка” (воспитатель загадывает загадку, а дети называют отгадку, показывая нужный условный знак)

Март Ждём в гости весну Уточнение представлений детей о сезонных изменениях в природе весной Круговая диаграмма смены времён года, загадки и стихи о весне, набор для рисования 1. Беседа о весне, отгадывание загадок, чтение стихов

2. Работа с круговой диаграммой

3. Подвижная игра “Ручеёк”

4. Рисование “волшебных” знаков (“солнце светит ярко”, “день равен ночи”, “ручьи”, “капель”, “сосульки”)

Март Весна – красна (литературно-музыкальное занятие) Развитие творческих способностей детей, закрепление знаний детей о характерных признаках весны Костюмы для детей, костюм для взрослого (Весна), музыкальное сопровождение, стихи, загадки о весне 1. Выход Весны

2. Выступление сказочных персонажей

3. Чтение детьми стихов о весне

4. Отгадывание загадок о весне

5. Чаепитие

Март Первоцветы Ознакомление детей с изменениями в жизни растений весной, введение понятие “первоцветы” “Весенний” сектор круговой диаграммы, ветки деревьев с набухшими почками, картинки с изображением первоцветов (мать-и-мачеха, подснежник), набор для рисования 1. Рассматривание ветки с набухшими почками

2. Описательный рассказ по картинке (строение, цвет, форма листьев)

3. Рисование “волшебных” знаков (“почки”, “первоцветы”, “появление травы”)

Март Деревья и кустарники (совместное занятие с руководителем ИЗО) Ознакомление детей с изменениями в жизни растений весной, выявление отличий между деревьями и кустарниками Набор для рисования 1. Беседа – повторение о растениях весной

2. Рисование с натуры (ветки)

3. Выставка работ

Апрель Особенности весны на Урале Закрепление и уточнение представлений детей о сезонных изменениях в природе весной Круговая диаграмма смены времён года, загадки и стихи о весне 1. Отгадывание загадок о весне

2. Работа с круговой диаграммой

3. Беседа о весне “Вопрос – ответ” (о погоде, солнце, снеге, сосульках, деревьях)

4. Игра “Волшебники” (с использованием “волшебных” знаков)

Апрель Прогулка по весеннему саду Наблюдение за растениями весной (первыми листочками, цветами), способствование эстетическим переживаниям детей от красоты весенней природы Стихи о весне, иллюстрации весенних пейзажей 1. Беседа об особенностях весны

2. Чтение стихов о весне

3. Рассказы детей “Что я вижу вокруг себя”

Апрель Животные весной Знакомство детей с жизнью животных весной (пробуждение ото сна, изменение внешнего вида и питания), повторение понятия перелётные птицы “Весенний” сектор круговой диаграммы, картинки с изображением медведя, ежа, серого зайца, рыжей белки, набор для аппликации, скворечник 1. Рассматривание картин

2. Беседа “Животные весной”

3. Показ скворечника (для чего и кому он нужен)

4. Аппликация “Скворечник”

Апрель Животные весной (продолжение) Продолжение знакомства с жизнью животных весной, введение понятия “насекомые” “Весенний” сектор круговой диаграммы, картинки с изображением насекомых (бабочка – крапивница, лимонница, шмель, божья коровка) 1. Беседа о появлении весной первых бабочек

2. Описательный рассказ по картинке о бабочке (внешний вид – строение тела, размер, цвет)

3. Игра “Летает – не летает”

Май Сказка о временах года (физкультурно-музыкальный праздник) Развитие творческих способностей детей, закрепление знаний о временах года Костюмы для сказочных персонажей, стихи, песни, загадки, оборудование для игр 1. Вступительное слово ведущего

2. Игра “Кто быстрее соберётся”

3. Выход сказочных персонажей

4. Подвижные игры

5. Чтение стихов и отгадывание загадок

Май Экологическая викторина “Знатоки природы Урала” (итоговое занятие) Выявление уровня усвоения экологических знаний представлений детей, продолжение формирования интереса детей к природе Тесты по экологии, раздаточный материал 1. Тестирование детей с целью выявления уровня экологических представлений

2. Награждение детей памятными подарками, угощение вкусными призами

Приложение 1, 2, 3, 4