"На заре жизни: мир микроорганизмов". Урок биологии. 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель: Познакомить учащихся с происхождением фотосинтеза и “кислородной революцией” на ранних этапах развития жизни на Земле.

Средства обучения: Мультимедийное обеспечение (Приложение 1)

Ход урока

Нас окружает очень сложный мир.
Все организмы делятся на царства.
Когда же первый организм возник?
Как назывался он, дышал и как питался?

Когда появились первые следы жизни на земле? (3, 8 миллиарда лет тому назад)

Отметим этот период на шкале времени. (Ребенок прикрепляет магнит на шкалу)

Кто были – эти первые живые существа?

Версия школьников Контраргумент
Растения Какие свойства характерны для растений? (Дыхание – кислород, питание – солнечный свет, СО2, минеральные вещества, Н2О, выделение – кислород)
Животные Какие свойства характерны для животных? (Дыхание – кислород, питание – готовые органические вещества, Н2О, выделение – СО2, продукты обмена)
Грибы Какие свойства характерны для грибов? (Дыхание – кислород, питание – готовые органические вещества, Н2О, выделение – СО2, продукты обмена)
Микроорганизмы (микробы, бактерии) Какие свойства характерны для микроорганизмов? (Дыхание – кислород не всем, питание – автотрофное, гетеротрофное, хемотрофное, выделение – СО2 (не только), продукты обмена)

Без чего не могут существовать растения, животные и грибы? (без кислорода)

Был ли кислород в первичной атмосфере Земли? (нет не был)

Действительно! Ученые обнаружили породы, погребенные под слоем осадков 2 миллиарда лет назад и ранее, которые не имели следов воздействия на них кислорода воздуха. Отметим это время на нашей шкале. И увидим, как долго существовала жизнь в бескилородной атмосфере.

А какие же из живых организмов могли жить в период отсутствия кислорода? (микроорганизмы)
Какова же тема нашего урока? (Записать тему на доске)
Как можно узнать об их существовании, ведь их не видно без микроскопа?

Выполнив задание 56 в рабочей тетради № 2, попробуем ответить на этот вопрос. (По косвенным признакам: скисание молока, гниение, болезнь)

А может ли оставить заметные следы деятельности один микроорганизм? (Нет – Почему? Если да, то обратиться к примеру из задания)
А сколько? (Много)

Да, микроорганизмы живут колониями. Что такое колония?
Колония – это поселение, с т.з. биологии – это сложное объединение организмов.

Обратимся к учебнику: страница 44 последний абзац – страница 45.  (Дети читают учебник, затем им задается вопрос)

Как называются камни, сохранившие в себе следы деятельности древних колоний микроорганизмов? (строматолиты)
Как назывались эти колонии? (маты)

Когда они существовали? Отметьте на шкале времени. Как добывали энергию для жизнедеятельности организмы, образовавшие маты? Какое горючее они использовали? Обратится к учебнику страница 45 последний абзац – страница 46. (Метан, сероводород, аммиак и др., останки других организмов – это хемотрофное питание)

А как появился кислород? В результате какого процесса он возник? (фотосинтез)

Выполните задание 57 в рабочей тетради № 2.

Что такое фотосинтез? (Фотосинтез – это создание органических веществ из углекислого газа, воды и минеральных веществ под действием солнечного света в зеленых растения)

Предположите, как могла пойти дальше эволюция микроорганизмов, составляющих сообщество матов? В этом нам поможет учебник страница 45 предпоследний абзац. (в матах одна часть организмов создает органические вещества, другая их поедает)

Выполним задание 58 в рабочей тетради № 2.

(таблица “Пищевые связи” выводится на экран, заполняется одновременно)

Вывод: Жизнь на Земле с самого начала представляла собой сложную экосистему.

Физкультминутка – под релаксирующую музыку выполняют дыхательные упражнения.

Без чего мы бы не смогли провести дыхательную гимнастику? (без кислорода)
А нужен ли был кислород древним микроорганизмам? (нет)
Куда девался кислород, который выделяли фотосинтезирующие микроорганизмы? (накапливался, как ненужный продукт в атмосфере земли)

Около 2-х миллиардов лет назад произошло большое событие, которое ученые называют “кислородной революцией”. Накопилось достаточное количество кислорода для того, чтобы перейти к более совершенному типу обмена веществ – кислородному дыханию, характерное для растений и животных. (По ходу вывода учителя появляется таблица “Кислородная революция”)

Закрепление.

Какие живые организмы первыми появились на нашей планете? (микроорганизмы)
Как ученые изучают древние микроорганизмы? (по следам их жизнедеятельности, древним останкам)
Кто входил в состав древних экосистем, когда не было еще ни растений, ни животных? (микроорганизмы)

Что такое кислородная революция? (cобытие в результате которого появился новый тип обмена веществ – кислородное дыхание. “Революция” для многих микроорганизмов стала экологической катастрофой)

Оценить учащихся (посчитать количество фишек).

Домашнее задание:

§ 11. Вопрос 7, 10 по выбору. Задание 59, 60 в рабочей тетради № 2.

Список литературы:

  1. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Родыгина О.А. Земля и люди. 5-ий класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2001.
  2. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Вахрушев А.А. Земля и люди. 5-ий класс. Учебник по естествознанию. – М.: Баласс, 2001.
  3. Еськов К.Ю., Смоктунович Т.Л., Бурский О.В., Вахрушев А.А. Рабочая тетрадь к учебнику по естествознанию. 5-ый класс. – М.: Баласс, 2001.
  4. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.
  5. Образовательная система “Школа 2100” - качественное образование для всех. Сборник материалов / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Баласс, 2006.