Урок развития речи. Роль деталей в описании поэтического текста. Подготовка к изложению по отрывку из рассказа К.Г. Паустовского "Прощание с летом" ("Первый снег")

Разделы: Русский язык


Цели: вспомнить, что учащимся известно об описании, показать значение деталей в художественном описании предмета, подготовить учащихся к написанию изложения, совершенствовать умение отбирать необходимый материал для изложения.

Оборудование: доска, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Подготовка к написанию изложения

1. Вступительное слово учителя.

К.Г. Паустовский много писал о природе, особенно о природе Средней полосы России. Читая Паустовского, мы проникаемся глубокой любовью к природе, нам хочется лучше видеть, знать и чувствовать её. Сегодня мы будем писать изложение по отрывку из рассказа Паустовского “Прощание с летом”.

Пока вам известен только заголовок. Попробуйте предположить, о чём будет рассказано в этом отрывке. Вспомните, как началась зима в этом году: надоели всем дожди и слякоть. Уныла серая, мокрая земля. И вот выпал снег.

Вопрос: что изменилось в природе?

Все времена года хороши по-своему. Но начала каждого из них мы ведём с особым трепетом. Почему? Потому что каждый раз природа как бы заново дарит нам свою красоту. Послушайте, как пишет о начале зимы Паустовский.

2. Чтение текста учителем.

3. Работа с текстом по учебнику.

Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик – сам автор, его глазами мы смотрим на мир. Важно не просто запомнить всё, что увидел и услышал автор, а постараться вместе с ним увидеть и услышать природу.

4. Комментированное чтение текста. Беседа по содержанию. Языковой разбор текста. Анализ 1 абзаца.

Однажды ночью я проснулся от странного ощущения

Вопрос: какие слова выделяются голосом? Почему?

Странное ощущение. В этом сочетании основной смысл сообщения. Именно оно настораживает, заставляет напрячь внимание, с нетерпением ждать объяснения.

Задание: подберите синонимы к прилагательному странное. (Непривычное, непонятное)

Мне показалось, что я оглох во сне.
Человек на самом деле не потерял слух.

Вопрос: как сказано об этом? Как по-другому можно выразить эту же мысль?

Я лежал с закрытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют “мёртвой”. Умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад. Было только слышно, как посапывает во сне кот.

Вопросы: почему слово “мёртвая” в тексте взято в кавычки? Как вы понимаете выражение “мёртвая тишина”? С какой целью вводится эта метафора? Нужно ли её сохранить в изложении?

Слово, употреблённое в переносном значении, более выразительно. Оно даёт ощущение резкой перемены погоды. Не случайно автор повторяет его трижды. Это усиливает впечатление. Предложение Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад сложное. В каждой части сказуемое стоит на 1месте, при чтении оно отделяется от подлежащего значительной паузой; интонация перечислительная. Порядок слов в предложении, паузы, интонация позволяют сосредоточить внимание на том, что произошло.

Вывод: Итак, проанализирован 1 абзац. Те впечатления, о которых пишет автор, – это впечатления слуховые. Основная мысль этой части – наступила “мёртвая” тишина.

Анализ 2 абзаца.

Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату.

Новое впечатление – зрительное. Была осенняя темень, а стало даже в комнате очень светло. Свет ровный. Почему? Он идёт из одной точки, ведь всё вокруг побелело, этим отражённым светом и полна комната.

Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно.

Здесь природа воспринимается глазами и слухом.

Вопрос: какие представления вызывает у вас слово снежно?

Всё сплошь покрыто снегом. Снежно – значит бело кругом.

Вопрос: как автор избежал повторения?

К окну – за стёклами.

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг неё переливался желтоватый круг.

Меняется интонация. Она становится взволнованной и торжественной. Прилагательное головокружительная употребляется только со словом высота.

Вопрос: как связаны между собой определения в этом предложении?

Туманное (небо); одинокая (луна); желтоватый (круг).

Снег только что выпал. Лёгкие тучки ещё держатся в высоте, поэтому небо туманное, звёзд не видно, поэтому круг желтоватый.

Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка качнулась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.

Сыплется с потревоженной ветки снег. Он сравнивается со стеклянным дождём. Почему? Мы как бы слышим снег. Он напоминает тонкий шелест этого ёлочного украшения. Вот почему у писателя такое сравнение. Сравнение снега с ёлочным дождём помогает автору создать нужное настроение. Он не просто описывает первый снег, он и нам передаёт радостное, праздничное чувство, вызванное красотой земли.

Проснулся Рувим. Он долго смотрел за окно, вздохнул и сказал: “Первый снег очень к лицу земле”. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.

5. Составление и запись плана.

Первый снег.

  1. Необыкновенная тишина.
  2. За стёклами было всё снежно и безмолвно.
  3. “Первый снег очень к лицу земле”.

6. Работа по предупреждению речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

Задания:

  • выделите в тексте глаголы с безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова.
  • запишите слово сон с предлогами.
  • выделите местоимения с предлогами
  • уточните и проверьте следующие написания:

Странное ощущение, необыкновенная тишина, туманное небо, стеклянный дождь.

7. Заключительное чтение текста

III. Написание изложения