Проектирование на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Метод проектов пользуется в последнее время все большей популярностью среди учителей иностранного языка. Причина в том, что он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление учащегося и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь воспроизводить их на практике.

Цель метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе индивидуальной или же групповой творческой работы [1;3].

Проектирование является прекрасным воплощением на практике личностно-ориентированного подхода, так как в ходе его осуществляется тесное непосредственное взаимодействие учащегося и учителя.

Творческая деятельность при осуществлении проекта предполагает высокий уровень индивидуальной или же коллективной ответственности за выполнение каждого задания.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия [1;5].

Роль учителя заключается:

  • в подготовке учащихся к работе над проектом,
  • направлении при выборе темы;
  • в организации помощи учащимся при планировании работы;
  • в текущем контроле;
  • консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника;
  • подготовка учащегося к защите проекта;
  • оценивание проекта.

Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащийся занимает активную субъективную позицию.

Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При выборе темы учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом является актуализация имеющихся знаний и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях [2; 44].

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроке:

  • Выбор темы или проблемы проекта;
  • разработка плана работы над проектом;
  • определение сроков выполнения заданий в рамках проекта;
  • выполнение заданий;
  • оформление проекта;
  • защита проекта;
  • оценивание проекта.

Рассмотрим ход выполнения конкретного проекта.

1). Выбор темы “Trees of my country” (см. Приложение 1);
2). Разработка плана выполнения проекта;
3). Выполнение конкретных заданий:

  • Подбор лексики по теме: birch, elm, fir, willow, chestnut, maple, poplar, lime, aspen, pine.
  • На данном этапе работа выходит за рамки предмета. Происходит интеграция с предметом “Биология”.
  • Подбор и сканирование картинок с изображением названных деревьев.
  • Составление кратких описаний каждого дерева на английском языке. Задача учащегося – грамотно перевести предложения, используя знания, полученные на уроках.
  • Контроль со стороны учителя.
  • Оформление проекта в компьютерной программе Microsoft Power Point. Кроме знаний умений и навыков, получаемых на уроках английского языка, учащиеся получают навык работы в соответствующей программе и на компьютере вообще.
  • Разработка учащимся контрольных заданий: кроссворда и викторины, направленных на проверку усвоения материала учащимися, которые будут использовать данный проект на уроках или при самостоятельном изучении темы. Кроссворд в описываемом случае состоит из английских названий деревьев, встречающихся в работе. Викторина содержит такое задание – переставьте буквы так, чтобы получить название одного из деревьев и подберите правильный перевод. Проект включает в себя и ответы к заданиям.
  • Учитель контролирует правильность составления заданий и, если необходимо, корректирует их.
  • При помощи учителя осуществляется подготовка к защите проекта. Защита данного проекта осуществляется в ходе конференции по английскому языку и естественным наукам. Защита осуществляется путем демонстрации компьютерной презентации и доклада разработчика.
  • Оценивание проекта учителем.

Список литературы

  1. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//ИЯШ.1991, №2, С.3-10.
  2. Теслина О.В. Проектные формы работы на уроке английского языка//ИЯШ. 2002, №3, С.41-46.
  3. Туркина Н.В. Работа над проектом при обучении английскому языку//ИЯШ. 2002, №3, С.46-48.