Конспект занятия "Учимся вежливости" по риторике (старший дошкольный возраст)

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • уточнить с детьми выражения речевого этикета – как одну из форм воспитания вежливости;
  • учить пользоваться ими уместно в зависимости от ситуации, адресата;
  • воспитывать общую культуру поведения детей через обучение словесной вежливости;
  • развивать творчество.

Материал:

  • картинка с изображением сюжета р. н. с. “Колобок”;
  • воздушный шарик;
  • стрелки;
  • следы;
  • угощение.

Ход урока

Воспитатель с детьми сидят в группе на ковре. Упражнение на дикцию:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– О чём говориться в этом четверостишии ? (Ответы детей.)

– Послушайте его ещё раз, проговорите со мною вместе и постарайтесь запомнить.

(Хоровое и индивидуальное повторение.)

– Посмотрите, что это? (Следы.) Давайте по ним пойдём и посмотрим куда они нас приведут. (Воспитатель с детьми идёт по следам.)

– Дети, посмотрите, следы привели нас к каким-то воротам. (Воспитатель читает: “Страна вежливости”.)

– А как же нам попасть в эту страну? (Ответы детей.)

– Чтобы войти в “Страну вежливости” надо открыть замок, но для этого нужен ключ. Давайте посмотрим, может быть он где-то здесь? (Находят конверт.)

Воспитатель (читает задание): Чтобы двери открылись вы должны внимательно послушать стихотворение и ответить на вопрос. (воспитатель достаёт из конверта листок со стихотворением и зачитывает его)

“Вежливое слово”
Э. Мошковская

Театр открывается! К началу всё готово!
Билеты продаются за вежливое слово.
В три часа открылась касса, собралось народу масса,
Даже ёжик пожилой притащился чуть живой…
– Подождите, ёжик, ёжик! Вам билет в каком ряду?
– Мне поближе: плохо вижу. Вот – Спасибо! Ну, пойду!
Говорит овечка: – Мне одно местечко!
Вот моё – Благодарю – доброе словечко.
Утка! – Кряк! – Целый ряд для меня и для ребят!
И достала утка – Доброе утро!
А олень: – Добрый день! Если только вам не лень,
Уважаемый кассир, я бы очень попросил, мне, жене и дочке
Во втором рядочке дайте лучшие места, вот моё – Пожалуйста!
– Просим! Просим! Нам билетов восемь, восемь!
Козам, лосям, – Благодарность вам приносим.
Вдруг, отпихнув старух, стариков, петухов, барсуков…
Вдруг ворвался косолапы, отдавив хвосты и лапы,
Стукнул зайца пожилого… – Касса выдай мне билет!
– Ваше вежливое слово? – У меня такого нет!
Не получите билет! – Мне – билет!
– Нет и нет! Не стучите – мой ответ, не рычите – мой совет.
Не стучите, не рычите – До свидания! Привет!
Ничего кассир не дал, косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами...

– Так почему же медведь остался без билета? (Ответы детей.)

– Назовите вежливые слова, которые прозвучали в стихотворении. (Ответы детей.)

– Вот ворота и открылись! Посмотрите, мы оказались в “Стране вежливости”, где живут вежливые слова. А куда нам дальше идти ? Вот стрелочка, на ней всё написано.

(Воспитатель с детьми подходит к мольберту с картинкой.)

– Дети, обратите внимание на картинку. Герой какой р. н. с. изображён на ней? (Ответы детей.)

– Кто может вспомнить начало сказки ? (Ответы детей.)

– А что произошло с Колобком дальше, каждый из вас придумает сам. И мы все послушаем ваши удивительные сказки. Но не забудьте, в какой стране мы сейчас находимся и в каждой из сказок должны быть вежливые слова. Подумайте немного.

(Рассказы 4–5 детей.). Поощрения детей.

– Отправляемся дальше. Посмотрим, куда выведут нас стрелки. (Воспитатель с детьми идёт по направлению стрелок.)

– Устали, давайте сделаем привал и немного отдохнём. (Воспитатель с детьми садится на ковёр.)

– Давайте поиграем с нашими язычками. Упражнение на расслабление мышц речевого аппарата и языка – “Сердитый язычок”:

С язычком случилось что – то: он толкает зубы!
Будто хочет их за что – то вытолкнуть за губы!
Он на место возвращается
И чудесно расслабляется.

(Язык упирается то в верхние, то в нижние зубы, затем опускается. Он старается вытолкнуть зубы наружу, потом расслабляется, как будто спит.) Упражнение повторяется 2 раза.

– Отдохнули, двигаемся дальше ! (Воспитатель подводит детей к “Уголку эмоций”.)

– Давайте поиграем в игру “Котята” (Игра на развитие мимики )

– Игра эта не простая. Вспомнив вместе со мной стихотворение, вы должны будете изобразить мимикой, без слов, хозяйку: сначала – сердитую, а затем – пожалевшую котят; котят: ссорившихся, затем – замерзающих, и в конце – спящих.

“Котята”
(перевод С. Я. Маршака)

Два маленьких котёнка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу.
И выгнала из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Легли они свернувшись, на камень у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь:
“Ну, что ? – она спросила, – не ссоритесь теперь?”
Пошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.

(Дети выполняют задания.)

– Ребята, а вам нравится ссориться ? (Ответы детей.)

– Надо жить дружно, а для этого можно всегда использовать вежливые слова.

– Дети, времени уже много, а нам ещё нужно вернуться в детский сад.

(Голос.) – Чтобы вам вернуться в детский сад, надо вспомнить слова, которые говорят на прощание. (Ответы детей )

(Голос.) – Молодцы, вы много знаете вежливых слов, и , я надеюсь, будете их использовать в своей речи.

– За ваши старания я приготовил вам сюрприз. До свидания.

(Влетает воздушный шарик с пакетиком, в нём буквы )

– Давайте посмотрим, что это за сюрприз!

(Воспитатель вместе с детьми складывает вежливые слова. )

– Прочитаем их. (Чтение слов.) – Молодцы!

– Теперь выйдем в ворота и снова окажемся в нашем детском саду, а вежливые слова заберём с собой, и будем использовать их в своей речи.