Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе "Путешествие в осенний лес"

Разделы: Логопедия


Цели и задачи:

Дидактические:

  • Систематизирование словаря дошкольников по теме: “Деревья”.
  • Обогащение словаря. Усвоение грамматического строя речи.
  • Формирование связной речи.
  • Формирование слоговой структуры сложных слов.

Коррекционные:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Развитие мелкой моторики, произвольного внимания и зрительной памяти.
  • Коррекция речевого выдоха на основе дыхательных упражнений.

Воспитательные:

  • Воспитание мотивации к обучению на материале дидактических игр и игр-упражнений.
  • Развитие самооценки и самоконтроля за речью на материале закрепления речевых навыков и умений.

Оборудование: зеркала, листья деревьев, картина с листьями в условиях наложения.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в осенний лес, (читает стихотворение):

Мы пойдем в осенний лес,
много он таит чудес.
Будем весело играть
и листочки собирать.
Чтобы попасть в лес.
Нужно перейти речку.

II. Развитие артикуляционной моторики

Логопед: Садитесь к зеркалу. Сейчас каждый из вас построит для себя “мост”, чтобы перейти через речку. Опустите кончик языка за нижние зубы: он лежит ровно и спокойно. Я буду считать из скольких брёвен он состоит), взрослый считает от 1 до 4 (6), ребёнок удерживает язык в положении “мост”). Молодцы!

Упражнение повторить 4–5 раз.

III. Развитие мелкой моторики, координации слова с движением

Логопед: Вот мы и в лесу. Давайте поиграем. Пусть каждый из вас превратиться в листочек. (Взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения)

Листья падают, кружатся,
Листья под ноги ложатся,
Под ногами шелестят,
Тихо шепчут: “Листопад!”

– Какие красивые листочки! (Обращается к ребенку.) Ты, с какого дерева, листочек?

Ребёнок: Я с березы. Я березовый лист.

Логопед: А ты, с какого дерева листочек?

Ребенок: Я с клена. Я кленовый лист.

И т.д. Взрослый обращается к каждому ребенку, следя чтобы ответы не повторялись.

IV. Упражнение на дыхание

Логопед: А теперь найдите на дорожке тот лист, который вы назвали), те берут в руки листочки). Подуйте на свой листочек, чтобы он сам опустился вниз. Как называется такое явление в природе?

Дети: Листопад.

Логопед: Давайте соберем это слово с помощью ладошек.

Дети: Листья – Падают – Листопад (2–3 раза.)

Логопед: Ой, ребята, посмотрите внимательно, после листопада все листья перемешались и непонятно, где какой (выставляется картина, где листья изображены в условиях наложения). Ну-ка, найдите каждый свой лист, обведите его, чтобы все увидели.

Дети выполняют задание.

V. Обогащение словаря. Усвоение грамматического строя речи

Логопед: Ребята, придумайте предложение со словом листочек.

Предполагаемые ответы детей:

Листочек кружится.
Листочек летит.
Листочек падает на землю и так далее.

VI. Развитие психических процессов

Логопед: А сейчас пусть каждый из вас соберет красивый осенний букет из одинаковых листьев. Мы украсим ими группу.  Какой ты соберешь букет? (Спрашивает каждого ребенка.)

Дети:

Я соберу березовый букет
Я соберу липовый букет
Я соберу кленовый букет
Я соберу каштановый букет и так далее.

Дети собирают букеты.

Логопед: А теперь пора возвращаться домой. Закройте глаза: 1, 2, 3, 4, 5, в садик нам пора опять.

VII. Подведение итогов. Оценка работы детей

Логопед: Вот мы снова в детском саду. Поставьте свои красивые букеты в вазы. Вспомните, чем мы сегодня занимались. Что нового вы узнали?