Экологический аукцион

Разделы: Биология


Введение

Приобщение молодежи к практической экологической работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения. Основной вклад в практическую деятельность учащихся вносят исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые в максимальной степени работают на содержание образования и широко внедряются в практику.

Практические навыки и знания, полученные в результате подготовки и проведения полевых исследовательских работ, отвечают целям школьного образования. Экологические исследования дают учащимся богатейший материал для творческих работ. Подобные материалы успешно используются на конференциях, олимпиадах, различных конкурсах.

В течение учебного периода учащиеся занимаются исследовательской работой, изучают физико-химические качества рек Ии, Илирка, Кардойка, проводят биоиндикацию качества воды по животному населению.

Изучают загрязнение воздуха методом биоиндикации по комплексу признаков сосны обыкновенной, с помощью эпифитных мхов, по состоянию лишайников вблизи города Братска, села Илир, автомагистрали Тулун-Братск.

В настоящее время отрицательное воздействие на природные комплексы со стороны сельских жителей несколько снизились в виду распада сел и уменьшения сельского населения. Однако, с повышением мобильности населения, с изменением внутренней политики в последнее годы сильно наблюдается значительный рост степени эксплуатации природных комплексов, особенно за счет самостоятельной вырубки лесов, хищнического сбора лекарственного сырья (толокнянки, ягод и т.д., сбора шишек сосны, кедра), распашки полей, выпас скота по берегам рек, допускается водопой скота в реках, во многих местах ввиду высокой степени эксплуатации природных биоценозов, происходит их разрушение, остепняются луга и пастбища, сводятся леса, загрязняются водоемы.

Глобальное, многолетнее воздействие сельскохозяйственного производства на природные комплексы завуалировано от наблюдателя масштабностью своего воздействия. Например: раскорчевка лесов и распашка полей не воспринимается сельским населением как фактор отрицательного воздействия на природу. При распашке гибнет много насекомых, животных, птиц и уничтожаются условия для произрастания редких растений. Специфическое воздействие на природные биоценозы оказывает массовое применение ядохимикатов. Накопление пестицидов в продуктах приводит к отравлению людей, животных. Часто создаются летние загоны для скота по берегам рек, при этом огромное количество навоза, половых частиц попадает в воду, вызывает массовое загрязнение водоемов органикой.

Школьники, под руководством учителя, изучают источники загрязнения водоемов, почвы, воздуха, пропагандируют более безопасные технологии. Большое внимание ребята уделяют пропаганде идей экологии и охране природы. Вывешивают красочно оформленные плакаты, которые сопровождаются конкретной организационной работой по реализации мероприятий указанных в лозунгах, плакатах и т.д.

В кабинете биологии постоянно проводятся конкурсы, акции на экологическую тему. Деловая игра, экологический аукцион отражают реальные проблемы своего населенного пункта, которые ребята исследовали в течение летнего периода и излагали в игре и аукционе в виде рефератов, а затем обсуждали, как можно улучшить экологическую ситуацию в селе и чем они конкретно могут помочь природе.

Подводя итоги аукциона, оцениваются материалы исследовательской работы за летний период. Отмечаются самые активные, они получают хорошие отметки.

Такие мероприятия не проходят даром, они играют важную роль в развитии экологического сознания, формирования у них навыков проведения акций, направляя на решение экологических проблем своего села и региона.

Экологический аукцион

Цели:

  • Показать учащимся необходимость охраны окружающей среды, познакомить с экологической обстановкой своего района, села, города.
  • Повышать интерес к изучению природы родного края.

Оборудование: карта района, выставка книг по экологии, фотографии на которых зафиксирована окружающая нас природа и во что превратили ее люди, выставка рефератов ребят по охране окружающей среды. Используются материалы из местных газет.

Ход аукциона

Ведущий: человека называют властелином природы, но мудрость, с которой мы властвуем, от природы не дается. Этому надо учиться. Эти слова сказаны Николаем Ивановичем Лобачевским 150 лет тому назад. В то время мысль замечательного ученого не поняли. Не поняв – забыли. Лишь теперь, когда в руках человека оказались могучие средства воздействия на природу, стало ясно: надо не подчинять себе природу, а дружить с ней; действовать не вопреки, а согласно законам Природы; надо учиться бережному обращению с Природой.

Именно это имел ввиду Николай Иванович Лобачевский, предостерегая потомков от бездумного “властвования”.

2 ведущий.

Мы познали силу ветра
Покорили вод лавины,
Света белого весь спектр
Достигает звезд вершины.
Шар земной нам дом родной.
Он один от века к веку,
Сам в опасности большой
От деяний человека.
Нам природа подарила
Разум, силу и уменье.
Воздадим же ей сполна,
Чтоб она жива была.

1 ведущий. Проблема экологии одна из важнейших мировых проблем современности. Глобальные проблемы – это загрязнение воздуха, воды, почвы отходами промышленности и транспорта, результатами деятельности человека. В ходе сегодняшнего аукциона, мы выясним сложившуюся экологическую обстановку в нашем районе.

2 ведущий. Мы уполномочены передать вам в наследство от старшего поколения незаменимые природные ресурсы нашего района: здоровый воздух, чистую воду и благодатную почву. Три сокровища земли нашей.

Цену за эти сокровища мы запрашиваем высокую: вы должны бережно относиться к этим трем сокровищам и сохранить их в таком же виде, в каком вам их передали. Снизить цену можно фактами, доказывающими, что нами были допущены экологические нарушения. Факты принимаются до третьего удара молотка.

1 ведущий. Предлагаем вашему вниманию сокровище №1 – хрустально чистую воду (выставляет колбу с чистой водой). Назначенная цена – раз (удар молотка).

Учащиеся приводят факты нарушений водных ресурсов области, района.

  1. Воды Байкала – жемчужина Сибири, гибнут от того, что леса вокруг него варварски вырубаются.
  2. Стоки в него продуктов переработки из ЦКБ загрязняют его воды.
  3. Воды рек – Ангары, Вихоревки, Илирки, Ии также загрязняются (учащиеся приводят факты нарушения экологии водных ресурсов, тем самым снизив цену на водные ресурсы).

Аналогично приводятся факты нарушений экологии здорового воздуха и благодатной почвы.

Подведя итоги аукциона, ведущие отмечают справедливость снижения цен за предложенные учащимся сокровища, в связи с их загрязнением.

2 ведущий. Комиссия обсудила факты нарушения сохранности водных ресурсов, воздуха и почвы. Мы пришли к мнению, что просто знаний этих фактов недостаточно. От этого экологическая обстановка нашей области и района не улучшится. Необходимо внести предложения по охране окружающей среды. Мы должны убедиться, что сокровища эти передаются в достойные руки.

Работа в группах.

Учащиеся зачитывают свои предложения по улучшению окружающей среды.

Группа, назвавшая наибольшее количество фактов нарушений экологической обстановки и предложений по ее улучшению, объявляется самой достойной наследницей 3-х сокровищ земли нашей.

Домашнее задание. Вы знаете, что на дорогах ставят запрещающие знаки. Мы предлагаем вам нарисовать знаки, которые помогли бы защитить экологию нашего села, района, города.

1 ведущий.

Прекрасна быть должна Земля –
Она у всех у нас одна.
А мы – хозяева Земли.
Мы охранять ее должны.

(Все участники аукциона исполняют песню на мотив песни “Ничего на свете лучше нету” из кинофильма “Бременские музыканты”).

Ничего на свете лучше нету,
Чем беречь, друзья, свою планету.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги,
Ведь экологи всегда в дороге.
Мы свое призванье не забудем,
Сохраним мы воду чистой людям.
Сбережем мы воздух, лес и реки,
Чтоб природу сохранить на веки.