Значение и социальная направленность элективных курсов в условиях сельской школы

Разделы: Администрирование школы


Организация предпрофильной подготовки – первая стадия перехода школы на профильное обучение. Цель элективных курсов – научить детей делать зрелый выбор профиля, разбивать способность видеть альтернативы, оценивать их, нести ответственность за свой выбор.

Начиная с 2005 года, школьный учебный план предпрофильной подготовки постоянно обновляется с учётом новых потребностей учащихся. Это помогает уменьшить формализм в обучении, даёт возможность индивидуализировать процесс обучения, сформировать у школьников и их родителей ответственность за сделанный выбор.

Набор курсов по выбору (их «ассортимент») определяем  в конце 8 класса на основе соответствующего анкетирования, опроса учащихся и их родителей, собеседований с ними:

  • анкета жизненного и профессионального самоопределения;
  • методика «Ранжирование предметов»;
  • лист выбора профессии;
  • анкета для родителей «Будущая профессия вашего ребёнка»;
  • методика «Расписание на один день» и т.д.

В апреле проводится ознакомление учеников 8 класса и их родителей с предполагаемыми элективами с использованием «живых» и компьютерных презентаций. Количество предполагаемых курсов избыточное – 12-18, т.е. у ученика имеется возможность реального выбора. Учителя используют готовые и самостоятельно разработанные программы ориентированных, предметных и межпредметных элективных курсов, например:

  • «Секреты профессионального самоопределения»;
  • «Твоё право»;
  • «Социология»;
  • «Бисероплетение»;
  • «Задачи, решаемые с помощью уравнений»;
  • «Химия в быту»;
  • «Физика в твоей будущей профессии»;
  • «Информатика и я»;
  • «Компьютерное моделирование»;
  • «Актёрское мастерство»;
  • «Духовно–психологическая безопасность»;
  • «Германия. Страноведение»;
  • «В мире профессии»;
  • «ЕГЭ по географии»;
  • «Начинающий режиссёр» и т.д.

Содержание курсов предпрофильной подготовки включает не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомит учеников со способами освоения программ того или иного профиля. Например, посещая электив в «Практикум по электродинамике», ученики приобретают следующие конкретные умения: описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, выполнять измерения, представлять результаты измерений в виде таблиц и график, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.

Педагоги используют при проведении элективных курсов  активные методы преподавания:

  • деловая игра;
  • тренинг;
  • практикум;
  • проектная деятельность;
  • исследования;
  • семинар.

Включаясь в активную деятельность, ребёнок проверяет свой выбор. Обучение идёт в небольших группах, что позволяет осуществлять индивидуальный подход, это тоже помогает ученику определение с выбором.

Каждый год отслеживается степень удовлетворённости проведением элективных курсов, отношение к элективным курсам.

Отношение к элективным курсам (24. 11. 08)

Название элективного курса

Отношение к курсу

Хочешь знать больше?

Хотел бы продолжить?

Понравилось

Было трудно

Это не моё

да

нет

да

нет

«Проценты на каждый день», Галошина В. И.

56%

33%

11%

100%

-

78%

22%

«ЕГЭ по географии», Лущик Т. В.

40%

40%

20%

80%

20%

80%

20%

«Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области», Г. А. Позднякова

100%

-

-

81%

11%

67%

33%

Средние показатели

65%

24%

10%

87%

10%

75%

25%

Результаты этих опросов учитываются при определении предметов, изучаемых на профильном уровне в 10,11 классах.

Особое внимание уделяем итоговому контролю, результаты которого фиксируются в зачётном листе учащихся.

Итоговый контроль (некоторые примеры)

Учебный год

Название курса

Форма итогового контроля

Уровень защиты

2005-2006

«Физика и техника», Плотоненко Л.К

Действующая модель «Светомузыкальная установка»

Районный методический семинар руководителей школ

2005-2006

«Решение уравнений и неравенств с модулем», Кудрявцева Г.М.

Стендовый доклад «Графики функций, содержащие модуль»

Педсовет «Развитие творческих способностей школьников»

 

 

Мастер – класс «Решаем уравнения с модулем»

Урок алгебры в 8 классе

2005-2006

«Химия в быту», Лущик Т.В.

Проектная работа «Что мы едим на самом деле?»

Общешкольное родительское собрание

2006-2007

«Твоё право», Ерымовская С.А.

Театр миниатюр: «Ты на выборах», «Права потребителей» и т.д.

«Живая» презентация для учеников 8 класса

2006-2007

«Решение задач с помощью уравнений», Галошина В.И.

Стендовый доклад «Задачи на ЕГЭ по математике»

Общешкольное родительское собрание

2006-2007

«Учись писать грамотно», Передериенко  Г.А.

Изготовление сборника «Справочные таблицы по русскому языку»

Презентация

2007-2008

«Актёрское мастерство», Передериенко Г.А

Спектакль

Концерт в Яркульской участковой больнице

 

 

Художественное чтение

Районный конкурс «Театральная весна»

2008-2009

«Решение задач по генетике», Сорокина Е. В.

Сборник задач

Компьютерная презентация для учеников 8 класса

2008-2009

«Проценты на каждый день», Галошина В.И.

Мастер – класс «Проценты вокруг нас»

Урок алгебры в 8 классе

 

 

Рейтинг пользователя в теме «Процент» (10-11 класс)

Неделя математики, математический десант в 10,11 классах

 

 

Стендовый доклад «В мире процентов»

Родительское собрание

В новых социально – экономических условиях возрастает значение социализирующей роли школы, которая обусловлена спросом государства и общества на личность, отвечающую их потребностям.

Модель современных эффективных экономических отношений:

  • индивидуализация;
  • гибкость;
  • мобильность;
  • технологичность;
  • умение договариваться и т.д.

Значит, в школе ученики должны:

  • жить, а не готовиться к жизни;
  • жить вместе, а не рядом;
  • учить учиться;
  • научиться трудиться.

Дети, живущие в небольшом селе, имеют гораздо меньшие возможности для успешной социализации. Поэтому в 7,8 классах ученики посещают факультативные занятия «Твоё право», «Мой выбор». Введение в 9 классе элективных курсов «В мире профессий», «Моё профессиональное самоопределение и потребности рынка труда Новосибирской области» (руководитель Г. А. Позднякова) помогает ученикам:

  • узнать свои индивидуальные особенности, интересы, возможности, способности, умения;
  • ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку;
  • научиться составлять резюме, писать автобиографию.

В результате чего происходит повышение конкурентоспособности молодого человека на рынке труда. 80- 90% наших выпускников продолжают обучение в ССУЗах, ВУЗах, а затем трудоустраиваются.

Методы преподавания, формы организации деятельности учащихся на элективных курсах имеют социальную направленность:

  • работа в парах;
  • ведение дискуссии;
  • деловые игры;
  • мастер–классы;
  • публичная защита проектных работ и т. д.

Кроме того, социальной адаптации детей способствует содержание курсов. Например, посещая электив «Проценты на каждый день» (руководитель В. И. Галошина), ученики стали участниками ролевых игр, в ходе которых получили ответы на вопросы:

  • как определить повышение цены на почтовые услуги, электроэнергию;
  • под какие проценты выгоднее поместить деньги в банк;
  • как выплачивать ссуду, кредит;
  • насколько увеличится штраф, выписанный ГИБДД, если просрочить оплату на 5 дней;
  • сколько  стоит обувь, если на распродаже цена снижена на 15% и.т. п.

Введение предпрофильной подготовки в нашей школе способствует:

  • выявлению интересов и склонностей, способностей школьников;
  • формированию практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения на 3 –й ступени обучения;
  • развитию широкого спектра познавательных интересов и ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формированию способности принимать адекватное решение о выборе направления дальнейшего образования;
  • ориентированию не только на усвоение знаний, но и на выработку практических навыков, имеющих социальную направленность.

Элективные курсы позволяют ученикам более осознанно определиться в выборе предметов, изучаемых на профильном уровне, помогают проверить себя, ответить на вопрос: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?»

Однако необходимо отметить некоторые проблемы, возникающие при введении предпрофильной подготовки:

1. В 9 классе ученик лишь пробует свои возможности, выбор предпрофильного курса не всегда предполагает выбор этого же профиля. В связи с этим возрастает значение наличия в школе таких квалифицированных кадров как психолог, профориентатор, которых в сельских школах нет. Они могли бы провести более детальное психолого–педагогическое диагностирование, дать рекомендации.

2. Недостаточно используется проектная деятельность, особенно социальной направленности,  решающая конкретные жизненные проблемы.

3. В сельской местности трудно организовать экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий. Возможно более активное использование ЦОРов,  Интернета  - одно из решений этой проблемы.

4. Низкая наполняемость классов не позволяет полноценно организовать работу в группах, преподавание предметов на профильном уровне в 10, 11 классах, поэтому в школе принята программа «Организация предпрофильной подготовки и дополнительного образования учащихся в условиях сетевого взаимодействия».

Конечными результатами реализации Программы должны стать:

  • расширение образовательных возможностей учащихся, учителей, родителей;
  • рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов;
  • создание единого образовательного пространства в сельской местности;
  • позитивное изменение качества образования, обновление содержания образования;
  • расширятся возможности социализации учащихся.

Несмотря на имеющиеся недостатки, элективные курсы – это возможность для учеников познать себя, выбрать себя, проявить себя, развивать себя. Ведь чтобы преуспеть в одном, надо попробовать себя во многом.